Пространственная передача

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: передача содержит центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, одно из которых представляет собой червяк, водило с сателлитами , имеющими либо две нарезки, червячную и червячного колеса, либо роликовые зубья, расположенные по винтовой линии, 2 з.п.флы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 1/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4703498/28 (22) 08.06.89 (46) 07.11.92. Бюл. N- 41 (71) Научно-испытательный институт химических и строительных машин (72) А.В. Чемерис и И.А. Чемерис (73) А,В. Чемерис (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 603797, кл. F 16 Н 1/10, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

N 1270456, кл. F 16 Н 1/16, 1986.

З.Авторское свидетельство

С С С P N 1732082, кл. F 16 Н 1/30, 1989.

Изобретение относится к механическим передачам планетарного типа, с червячным зацеплением зубчатых колес и может быть использовано в различных отраслях машиностроения. .Известна двухступенчатая пространственная передача (см, авт.св. ¹ 603797, кл. F 16 Н 1/10, 1978), содержащая наружное колесо с внутренними зубьями и зацепляющийся с ним червяк, на валу которого находится еще одно зубчатое колесо, которое, будучи связанным с приводным зубчатым колесом (в описании не оговорено и на чертеже не показано), передает на червяк крутящий момент от двигателя. Наружное колесо и червяк имеют между собой два зацепления в силу того, что их делительные окружности выполнены одинаковыми подиаметру. Именно зто обстоятельство делает данную передачу неработоспособной. т.к. при вращении червяка в одну сторону верхняя и нижняя части наружного колеса должны двигаться во взаимно противоположных направлениях, что невозможно. Таким же недостатком обладает и известная про5U 1775014 АЗ (54) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Использование: машиностроение.

Сущность изобретения: передача содержит центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, одно иэ которых представляет собой червяк, водило с сателлитами, имеющими либо две нарезки, червячную и червячного колеса, либо роликовые зубья, расположенные по винтовой линии, 2 з.п.флы, 5 ил. странственная передача А.Я, Бакста (см. авт.св. СССР N 1270456, кл. F 16 Н 1/16, 1986).

Наиболее близким к изобретению является червячный редуктор по авт.св.

N --1732082, кл, F 16 Н 1/30, 1989, содержащий центральный червяк, взаимодействую- д щий с червячными колесами — сателлитами установленными на водиле и наружное центральное колесо с косозубой внутренней нарезкой, находящееся в зацеплении с аналогичной нарезкой выполненной по боvaM сателлитов.

Недостатками этого редуктора являют- .фЪь ся: — недостаточно высокое передаточное отношение, т.к., хотя редуктор и назван червячным, вторая степень у него выполнена с косозубым зацеплением; — недостаточные надежность и долговечность передачи т.к. косозубая нарезка на сателлитах выполнена на их бочкообразных конических краях и предполагает неустранимые зазоры и люфты, что s свою очередь вызовет ударные нагрузки в процессе рабо1775014 ты редуктора и приведет к быстрому его износу; — большие материалоемкость и габариты, т.к. параллельная тройная нарезка на сателлитах требует и много материала, и 5 много просгранства.

Целью изобретения является устранение перечисленных недостатков.

Эта цель достигается тем, что в пространственной зубчатой передаче плане- 10 тарного типа, содержащей центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, одно из которых представляет собой червяк, водило с сателлитами, зубчатые венцы которых имеют две нарезки, одна из 15 которых — червячного колеса, для взаимодействия каждой с одним из центральных колес, а оси которых установлены в плоскости, перпендикулярной оси центральных колес, второе центральное колесо 20 представляет собой червячное колесо с поперечными зубьями, а вторая нарезка на сателлитах выполнена червячной и наложена на первую. Нарезка на сателлитах может быть образована и роликовыми зубьями, 25 располо>кенными flQ винтовой линии, угол наклона которой соответствует углу наклона зубьев на червячном колесе, а шаг выбран равным шагу червяка. При многовитковом исполнении зубчатых вен- 30 цов сателлитов B этом случае, шаг между роликами в каждом последующем витке сдвинут на величину, выбранную из условия равенства угла наклона линии, связывающей центры смежных s поперечном направ- 35 лении роликов, углу наклона червячной нарезки на червяке. Следует иметь в виду то, что приводным может служить любое центральное колесо, в зависимости от того, какое из них выполнено в виде червяка, а 40 какое в виде червячного колеса, Сопоставительный анализ с прототипом по перечисленным выше отличительным признакам позволяет сделать вывод о соответствии заявленного решения крите- 45 рию "Новизна", а анализ известных технических решений в исследуемой области и в смежных областях техники, привел к выводу об отсутствии в них признаков, сходных с отличительными признаками заявляемой 50 передачи и позволил признать ее соответствующей критерию "Существенные отличия".

На фиг, 1 схематично изображен вариант передачи, когда червяком является центральное колесо с наружным зацеплением, 55 которое является и приводным; на фиг. 2— вариант передачи, когда червяком и приводным является центральное колесо с внутренним зацеплением; на фиг, 3 — поперечное сечение передачи, изображенной на фиг. 1; на фиг. 4 — венец сателлита с двойной нарезкой и его зацепление с одним из центральных колес; на фиг, 5 — вариант венца сателлита с роликовыми зубьями.

Пространственная зубчатая передача содержит центральное колесо 1 с внутренними зубьями, закрепленное в корпусе 2 (см. фиг. 1, 2, 3) и взаимодействующее с сателлитами 3, связанными между собой посредством водила 4, Соосно колесу 1 установлено центральное колесо 5 с наружными зубьями, которое также взаимодействует с сателлитами 3. В зависимости от варианта исполнения передачи приводным может быть как колесо 1(см, фиг, 2), тэк и центральное колесо 5 (см. фиг. 1), В первом случае на центральном колесе 1 выполнена червячная нарезка, а на колесе 5 — поперечная, so втором случае наоборот, на колесе 5 — червячная, а на колесе 1 — поперечная. Сателлиты 3 выполнены либо с двойной совмещенной нарезкой как зто показано на фиг. 4, либо с зубьями в виде роликов (см. фиг, 5).

Передача работает следующим образом, В зависимости от варианта ее исполнения крутящий момент (М х) от двигателя передается на одно из центральных колес, на колесо 5 в варианте по фиг. 1, или через корпус 2 на колесо 1 в варианте по фиг. 2, В обоих случаях вращение передается на сателлиты 3 и далее, при заторможенном водиле 4, на второе центральное колесо, э при заторможенном втором центральном колесе, на водило 4, Таким образом выполнение сателлитов с совмещенной сдвоенной нарезкой и второго центрального колеса с поперечными зубьями позволило получить компактную двухступенчатую червячную передачу планетарного типа, с высоким передаточным отношением, надежностью и долговечностью.

Формула изобретения

1. Пространственная передача планетарного типа, содержащая центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, одно из которых представляет собой червяк, водило с сателлитами, зубчатые венцы которых имеют две нарезки, одна из которых червячного колеса для взаимодействия каждой с одним из центральных колес, а оси которых установлены в плоскости,перпендикулярной оси центральных колес, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности передаточного числа, долговечности и уменьшения габаритов, второе центральное колесо представляет собой червячное колесо с поперечными зубьями, а

1775014 вторая нарезка сателлита выполнена червячной и наложена на первую.

2, Передача по и. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что нарезки сателлита образованы роликовыми зубьями, расположенными по винтовой линии, угол наклона которой соответствует углу наклона зубьев на червячном колесе, а шаг выбран равным шагу червяка.

3. Передача по и. 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что при многовитковом исполнении зубчатых венцов сателлитов, шаг между роликами в каждом последующем витке сдви5 нут на величину, выбранную из условия равенства угла наклона линии, связывающей центры смежных в поперечном направлении роликов углу наклона червячной нарезки на червяке.

1775014

1775014

Составитель А.Чемерис

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Т.Палий

Редактор С, Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3946 Тираж Подписное

ВНИИПИ Гс ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Пространственная передача Пространственная передача Пространственная передача Пространственная передача Пространственная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет увеличить КПД

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в устройствах , с циклически изменяющимся передаточным отношением, позволяющих получить цикличности переменного передаточного отношения в зацеплениях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых зацеплениях рабочих органов объемных роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения , именно к редукторостроению и может быть использовано при обкатке и испытании редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх