Упругое зубчатое соединение

 

Использование: транспортное машиностроение , приводы с механическими передачами , содержащими зубчатые соединения. Сущность изобретения: упругое соединение содержит концентрично установленные вал 3, ступицу 1 и упругий кольцеобразный элемент 2, размещенный в кольцевом зазоре между валом и ступицей и связанный с ними зубчатыми соединениями . Упругий элемент 2 выполнен из эластичного материала, армированного размещенными в зубьях упругого элемента вдоль оси разрезными втулками 13 и 14, последовательно соединенными между, со: бой спирально навитым на каждую втулку : стальным канатом 15 или канатом из стекловолокна . По торцам упругого элемента установлены опорные кольца, зафиксированные от перемещения в осевом направлении. 4 ил..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5! )5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4924663/27 (22) 07.02.91 (46) 15,01.93. Бюл, N. 2 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства. (72) А.И.Бобровник, В.Н.Кондратьев, И.В,Шарашкина и Н.А.Бобровник . (56) Авторское свидетельство СССР

N. 54?569, кл. F 16 0 1/06, 1975. (54) УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: транспортное машиностроение, приводы с механическими передачами, содержащими зубчатые соединения, Сущность изобретения: упругое соединение содержит концентрично усА-A

„„„ Ц„„1788356 А1 тановленные вал 3. ступицу 1 и упругий кольцеобразный элемент 2, размещенный в кольцевом зазоре между валом и ступицей и связанный с ними зубчатыми соединениями. Упругий элемент 2 выполнен из эластичного материала, армированного размещенными в зубьях упругого элемента вдоль оси разрезными втулками 13 и 14, последовательно соединенными между собой спирально навитым на каждую втулку стальным канатом 15 или канатом из стекловолокна. По торцам упругого элемента установлены опорные кольца. зафиксированные от перемещения в осевом направлении. 4 ил.

1788356

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводам с механическими передачами, содержащимй зубчатые соединения.

Известно беспоночное соединение, содержащее концентрично расположенные с кольцевым зазором вал и ступицу и размещенный кольцеобразный элемент, связанный соответственно с валом и ступицей зубчатыми соединениями с полными зубья- 10 ми.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком такого соединения является низкий уровень демпфирующих свойств, меньшая несущая способность и надежность соединения в связи с большими контактными напряжениями в местах соприкосновения проволочной спирали с гранями продольных пазов вала и ступицы, Цель изобретения — повышение надежности и Harpyзочной способности, улучше.ние демпфирующих свойств соединения, снижение материалоемкости.

Это достигается тем, что между рабочими гранями вала и ступицы расположен упругий элемент из эластичного материала, армированного размещенными в зубьях упругого элемента вдоль оси разрезными втулками, последовательно соединенными между собой спирально навитыми с постоянным шагом на каждую втулку стальным канатом или канатом из стекловолокна, причем на валу в контакте с торцами упругого элемента установлены опорные кольца, контактирующие своими внутренними поверхностями с наружной поверхностью вала и зафиксированные от. осевого перемещения. На одном из торцов одного из опорных колец выполнен открытый со стороны периферий кольцевой паз, а на внутренней поверхности ступицы со стороны одного из ее торцов выполнен кольцевой выступ, размещенный в кольцевом пазу опорного кольца, другое опорное кольцо при этом установлено внутри ступицы в контакте его наружной поверхности с внутренней поверхностью ступицы.

На фиг. 1 показан поперечный разрез соединения; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 — навивка каната на верхнюю втулку: на фиг. 4 — навивка каната на нижнюю втулку.

Упругое зубчатое соединение содержит ступицу 1, упругий элемент 2, ведущий вал

3. На ступице 1 выполнены зубья 4, взаимодействующие с наружными зубьями 5 упругого элемента, а на валу 3 выполнены зубья

6, взаимодействующие с внутренними зубьями 7 упругого элемента.

Между ступицей 1 и валом 3 по торцам упругого элемента 2 установлены опорные кольца 8 и 9, На кольце 9 выполнен открытый со стороны периферии кольцевой паз, а на внутренней поверхности ступицы 1 со стороны одного из ее торцов — кольцевой выступ, размещенный в кольцевом пазу опорного кольца 9. На валу 3 установлено компенсационное кольцо 10, ширина которого выбирается таким образом, чтобы при установке пружинных упорных плоских колец 11, 12 ступица 1 не перемещалась вдоль вала 3, Упругий элемент 2 содержит упругие разрезные верхние и нижние втулки 13, 14, на которые навит стальной канат 15. Канат

15 навивают с постоянным шагом t, выбираемым из условия обеспечения прочности упругого элемента 2, Канат 15 навит сначала на верхнюю втулку 13 (фиг,3), затем на нижнюю 14 (фиг.4) специальным приспособлением, В пресс-форму закладывают арматуру, заполняют резиной или пластмассой и формируют гибкий элемент.

Предло>кенное ynpyroe зубчатое соединение работает следующим образом.

Радиальные окружные силы через опорные кольца 9 и 8 передаются на вал 3, Крутящий момент от ступицы 1 через ее рабочие поверхности зубьями 4 передается на наружные зубья 5 упругого элемента 2, зубья 7 передают крутящий момент рабочим поверхностям зубьев 6 вала 3, Крутящий момент в гибком элементе передается на верхние разрезные втулки и далее через канат 15 на нижние разрезные втулки и через заполнитель — резину на рабочие поверхности.

Благодаря расположению упругих втулок во.впадинах зубчатого зацепления ступицы и вала.уменьшаются радиальные размеры. Навивка каната на упругие втулки позволяет передавать большие нагрузки.

Применение упругих элементов улучшает демпфирующие свойства соединения, уменьшает шум при работе, позволяет передачу крутящего момента при более высоких скоростях, Упругие элементы не требуют смазывания, повторных напряжений, имеют небольшую вытяжку, меньший износ, более высокий КПД, Формула изобретения

Упругое зубчатое соединение, содержащее концентрично установленные с кольцевым зазором вал и ступицу и размещенный в кольцевом зазоре упругий кольцеобраз1788356 ный элемент, связанный с валом и ступицей прямозубыми зубчатыми соединениями, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения демпфирующих свойств, надежности и нагрузочной способности. оно снабжено двумя установленными на валу в контакте с торцами упругого элемента опорными кольцами, контактирующими своими внутренними поверхностями с наружной поверхностью вала и зафиксированными от перемещения в осевом направлении, упругий кольцеобразный элемент выполнен из эластичного материала, армированного размещенными в зубьях упругого элемента вдоль оси разрезными втулками, последовательно соединенными между собой спирально навитым с постоянным шагом на каждую втулку стальным канатом или кана5 том из стекловолокйа. на одном из торцов одного из опорных колец выполнен открытый со стороны периферии кольцевой паз, а на внутренней поверхности ступицы со стороны одного из ее торцов выполнен кольце10 вой выступ, размещенный в кольцевом пазу опорного кольца, другое опорное кольцо при этом установлено внутри ступицы в контакте его наружной поверхности с внутренней поверхностью ступицы.

1788356

Составитель А,Бобровник

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Юрковецкая

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 66 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Упругое зубчатое соединение Упругое зубчатое соединение Упругое зубчатое соединение Упругое зубчатое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к упругим муфтам, предназначенным для соединения валов машин и механизмов в труднодоступных местах при повышенных требованиях к надежности муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соедийения валов машин и механизмов с повышенным требованием стабильности А-А крутильной жесткости

Изобретение относится к машиностроению, в частности к судовому машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для приводов регуляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления упругого элемента в виде звездочки упругой муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для смягчения ударных нагрузок при передаче крутящего момента, например в рольгангах прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов при значительных перекосах и смещениях осей

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к судовому машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям, обеспечивающим безлюфтовую угловую и осевую фиксации деталей на гладких валах

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы
Наверх