Беззазорное шпоночное соединение

 

Использование: в шпоночных соединениях для безлюфтовой передачи крутящего момента значительной величины при необходимости обеспечения быстрого съема и установки ступицы в заданном осевом положении . Сущность изобретения: центральная часть шпоночного паза ступицы 2 выполнена в виде скёбЗной радиально направленной прорези. Шпонка 5 установлена в упомянутой части с натягом за счеттого, что последняя ограничена двумя тангенциально расположенными пазами 10 и снабжена стяжными резьбовыми элементами, расположенными в4 перпендикулярных по ртношению к стенкам прорези отверстиях 2 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з l= 16 О 1/06, 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ

1 (21) 4862076/27 (22) 29.08.90 (47) 23.08,92. Бюл. N. 31 (71) Научно-производственное объединение

"Старт" (72) В..В.Кряж, Ю.М.Чивилев, Е.Е.Грудень и

l0.Г.Нечепуренко (56) Патент Швеции М 3155, кл. 47 а, 1890, (54) БЕЗЗАЗОРНОЕ ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: в шпоночных соединениях для безлюфтовой передачи крутящего момента значительной величины при необ Ж 175б677 А1 т

2 ходимости обеспечения быстрого съема и .. установки ступицы в заданном осевом положении. Сущность изобретения: центральная часть шпоночного паза ступицы 2 выполнена в виде сквозной радиально направленной прорези. Щпонка 5 установлена в упомянутой части с натягом за счет того, что последняя ограничена двумя тангенциально расположенными пазами 10 и снабжена стяжными резьбовыми элементами, расположенными в перйендикулярных по ртношению к стенкам прорези отверстиях.

2 ил, 1756677

Изобретение относится к машиностро- натягом, при этом боковйе поверхности 6 енйю и может быть использовано для повы- шпонки 5 размещены между боковыми пощения точности работы шпоночного - верхностями4ступицы2,стяжнойэлемент, соединения в части безлюфтовой передачи выполненный в виде болтового соединения значительного крутящего момента при 5 7 и проушин 8. Ступица 3 содержит шпоночобеспечении быстрого съема и установки ный паз 9 и тангенциальные пазы 10, котоступицына валбезнарушенияточностипо- рые ограничивают длину 11 продольной садки, например, в высокоточных станках, прорези 3, выполненной в шпоночном пазу где требуется периодическая перестройка 9 по ширине, равной ширине последнего, а режимов работы с помощью сменных зубча- 10 по длине меньшей, чем длина шпонки, при тых колес от гитары коробки передач.. этом их глубина превышает наружный ради. В машиностроении известны два основ- ус ступицы, Ступица содержит участки 12 и ных способа передачи крутящего момента — 13, которые не снабжены продольной прожесткий и фрикционный; при этом жесткому резью 3. способу соединения присущ недостаток в 15 Соединение работает следующим обравиде наличия люфта при передаче угловых зом, перемещений от вала к ступице, который При затяжке болтового соединения 7 зависит от величины зазора между боковы- проушины 0 ступицы 2 в результате упругой ми поверхностями шпанки и шпоночного деформации сближаются между собой и бопаза ступицы, адля фрикционного-ограни- 20 ковые поверхности 4 продольной прорези 3 ченность передачи величины крутящего мо- на участке 11 соприкасаются с боковыми

- мента. . - поверхностями 6 шпонки 5. Таким образом

Наиболее близким известным техниче- обеспечивается безлюфтовая передача ским решением является известное соеди- вращения от вала к ступице, при этом участнение, недостаток которого - невысокая 25 ки 12 и 13, не подверженные упругой дефорнадежность обеспечения точности центри- мации из-за отсутствия продольной рования для передачи значительных крутя- . прорези, обеспечивают заданную точность щих. моментов при одновременном посадки ступицы на валу, а быстросъем. обеспечении быстроты разборки и сборки, ность и установка ступицы на валу без нарусохраняющей соединение ступиц с валами 30 шения точности посадки обеспечивается с без нарушения посадок. - помощью стяжного элемента путем повороЦель изобретения — повышение надеж- та гайки болтового соединения 7, закрепляности за счет обеспечения высокой точно- ющей или раскрепляющей ступицу в осевом сти центрирования ступицы на валу, что направлении. позволяет в условиях частого демонтажа по- 35, высить точность работы шпоночного соеди- . Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я нения для передачи значительных крутящих, моментов без наличиялюфта.:, - Беззазорное шпоночное соединение, б казанная цель достйгается тем; что s содержащее вал с установленной на н езэазорном шпоночном соединении ради- 40 ступицей, соединенные посредством шпон альная прорезь в центральной части ступи-: . ки, установленной в пазу вала и в централь. цы ограничена выполненными в последней .-: ной части паза ступицы с натягом, при этом двумя тангенциально расположенными па- центральная часть паза ступицы выполнена зами, расстояние между которыми меньше в виде сквозной радиально направленной длины шпонки, а глубина превышает радиус 45 продольной прорези, стенки которой связа -; наружной поверхности ступицы, шпанка ныпосредствбмтангенциальноустановлен - выполнена призматической и калиброван- ных в отверстиях ступицы стяжных ной по ширине на концевых участках распо- реэьбовых элементов, ступица в зоне радиложенных вне центральной части, альной прорезиустановлена на валу с натяе с я тем, что, с целью ограниченной тангенциальными пазами, 50 гом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, чт, ступица установлена по центрирующей по- повышения надежности эа счет обеспече. садке, а шпанка — с боковым зазором, ния высокой точности центриро а афиг. показанопредлагаемоесоеди- альная прорезь в центральной час н е, общии вид; на фиг.2 — разрез А-А на ступицы ограничена выполненными в пои части

55 следней двумя тангенциально расположенШпоночноесоединениесодержитвал1, ными пазами, расстояние между которыми на котором установлена ступица 2 с про- меньшедлины шпонки,аглубинапревышадольной радиальной прорезью 3, содержа- ет радиус наружной поверхности ступицы, щей боковые поверхности 4, шпонку 5, шпонка выполнена призматической и каустановленную в шпоночном пазу вала с либрованной по ширине на кон е на концевых участ1756677

Редактор А, Козориз

Корректор И. Шмакова

Заказ 3078 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям пфи ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комЯинндт "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина; 101 ках, расположенных вне.центральной части, ограниченной тангенциальными пазами, Составитель В. Кряж

Техред ММоргентал ступица установлена по центрируюгцей посадке, а шпонка — с боковым зазором.

Беззазорное шпоночное соединение Беззазорное шпоночное соединение Беззазорное шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а также может быть использовано в других поршневых устройствах и позволяет упростить технологию и снизить трудоемкость изготовления поршня

Изобретение относится к машиностроению , в частности к регулируемым шпоночным соединениям деталей, и может быть использовано для точной угловой установки соединяемых деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для маховиков на валах приводов камнепильных машин

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта жидкостей и газов и предназначено для контроля качества сварных швов труб

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для осевой и угловой фиксации часто заменяемых ступиц на валу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками

Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным в осевой плоскости соединениям валов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов соосным валам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных устройствах при передаче крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям, обеспечивающим безлюфтовую угловую и осевую фиксации деталей на гладких валах

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в других отраслях народного хозяйства для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы
Наверх