Упругая муфта а.п.попова

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к судовому машиностроению . Целью изобретения является повьипение надежности, компенсирующей и демпфируюп1ей сгюсоб юсти упругой муфть:. ЛАуфта содержит дне полумуфты (ПМ) в виде дисков 1 и 2, на обращенных одна к другой поверхностях которых выполнены кольцевые пазы 3 и 4 и торцовые кулачки. В пазах 3 и 4 равномерно по окружности размешены упругие элементы 7 и 8, каждый из которых зафиксирован на ПМ и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой ПМ. Между кулачками ПМ 1 и 2 в упругих опорах размешены тела качения. При включении муфты крутящий момент передается, например, от ПМ I через упругие опоры и тела качения на ПМ 2. Упругие элементы 7 и 8 воспринимают осевые колебания валов. 3 з п (()-лы, 6 ил. (Л оо со ;о со ьо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„80„„1339327 А 1 (я> 4 1 (6 D 3/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ЬК 5,1,>.- 9(А

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3998233/31-27 (22) 08.10.85

{46) 23.09.87. Бюл. ¹ 35 (71) 11иколаевский кораблестроительный институт им. адм, С. О. Макарова (r 2) А. П. Попов (53) 621.825.7 (088.8) (56) Судостроение и морские сооружения.

Респ. межвед. научи.-техн. сб., Харьков:

Изд-во ХГУ, 1974, вып. 23, с. 68, рис. 1 (54) УПРУГАЯ МУФТА А. П. ПОПОВА (57) Изобретение относится к области мащиностроения, в частности к судовому машиностроению. Целью изобретения яв.ваяет я повышение надежности, компенсируюп(ей и

{емпфируюьцей способаости упругой м%ôtè

Муфта содержит две полумуфты { ПМ) в виде дисков 1 и 2, на обращенных одна к другой поверхностях которых выполнены кольцевые пазы 3 и 4 и торцовые кулачки

В па<ах 3 и 4 равномерно по окружности ра:смещены упругие элементы 7 и 8, каждый из которых зафиксирован на ПМ и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой ПМ. Между кулачками ПМ 1 и 2 в упругих опорах размещены тела качения. При включении муфты крутящий момент передается, например. от !1М 1 через мпруп{с опоры и тела качения на Г!М 2. Упругие элементы 7 и 8 воспринимают осевые колебания ва loB. 3 з II ф-лы, 6 пл.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1339327

Изобретение относится к машиностроению, в частности к судовому машиностроению.

Цель изобретения — повышение надежности, компенсирующей и демпфирующей способностей.

На фиг. 1 изображена упругая муфта, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 часть развертки сечения муфты по диаметру Р в статическом положении: на фиг. 5— развертка упругой опоры; на фиг. 6 — часть развертки сечения муфты по диаметру D в рабочем положении.

Упругая муфта содержит две полумуфты в виде дисков 1 и 2, на обращенных одна к другой поверхностях которых выполнены кольцевые пазы 3 и 4 и торцовые кулачки 5 и 6. В пазах 3 и 4 равномерно по окружности размещены упругие э.чементы 7 и 8, каждый из которых зафиксирован на полумуфте, например, посредством крышек 9 и

l0 и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой полумуфты. Между кулачками 5 и 6 полумуфт и 2 в упругих опорах 11 размещены тела 12 качения, которые могут быть выполнены в виде шариков или роликов, оси которых параллельны оси муфты. Упругие элементы 7 и 8 могут быть выполнены волнообразной формы, металлическими или резиновыми.

Шлицевое соединение 13 служит для центровки дисков 1 и 2 при монтаже муфты, оно характеризуется тем, что шлицы имеют увеличенные боковые зазоры, которые не позволяют им при работе муфты входить в контакт и передавать нагрузку. Наружные шлицы диска 2 выполнены закругленными по диаметрам вершин и впадин, что позволяет шлицам беспрепятственно поворачиваться относительно друг друга при изломе осей. Радиус закругления r (фиг. 1) представляет окружность с центром на оси вращения. Величина радиального зазора между шлицами принимается несколько большей величины параллельного смещения осей.

Упругие опоры 11 шарнирно закреплены в углублениях 14 кулачков 5. На рабочих поверхностях кулачков 6 выполнены пазы

15 под тела !2 качения. Кулачки 6 имеют с двух сторон скосы 16 и 17, необходимые для облегчения монтажа муфты. Также для монтажа предусмотрены резьбовые отверстия 18.

Развернутое сечение упругой опоры ll на плоскости представляет собой круглое основание 19, переходящее в консольные балки

20, равномерно распределенные по окружности. Из заготовки (фиг. 4) штампуется упругая опора 11 в форме чаши (фиг. 3).

Упругий элемент 8 представляет собой также чашу с изогнутым радиусом ri (фиг. 3) балками 20 на концах. Изменяя размеры основания !9 консольных балок 20, можно в

55 очень широких пределах варьировать податливость упругих элементов и упругих опор.

При монтаже упругой муфты в пазы 3 и

4 дисков 1 и 2 вводят упругие элементы 7 и 8, которые фиксируются крышками 9 и

10. Затем тела 12 качения закрепляются в упругих опорах (чашах) таким образом, что можно свободно поворачиваться. Упругие опоры 11 вместе с размещенными в них телами 12 качения монтируются в углублениях 14 кулачков 5 диска 1 и фиксируются.

После этого в зазоры между телами 12 качения под действием осевого усилия вводятся кулачки 6 диска 2. Тела 12 качения, воздействуя на свои опоры 11, перемещают их во внутрь углублений 14 до тех пор, пока попадут в пазы 15 на кулачках 6. При этом упругие опоры 11 возвращаются в первоначальные положения, обеспечивая необходимый натяг между телами качения и кулачками. Кроме того, кулачки 6, перемещаясь в процессе монтажа вместе с диском 2 относительно диска 1, воздействуют через упругие элементы 8 на упругие элементы 7, создавая в них натяг, необходимый для удержания дисков в соосном положении.

При демонтаже упругой муфты в резьбовые отверстия 18 поворачиваются болты, которые воздействуя на торцовые поверхности кулачков 6, разъединяют диски 1 и 2.

При работе упругой муфты крутящий момент, например, от двигателя передается на жесткий диск 1 и кулачки 5 воздействуют на тела 12 качения, расположенные на упругих опорах 11. Тела 12 качения передают усипия на кулачки 6, расположенные на периферии жесткого диска 2, который приводит в движение механизм, например редуктор.

Вследствие тепловых расширений элементов работающего двигателя жесткий диск 1 сближается с диском 2 на величину (фиг. 6). При этом осевые перемещения воспринимаются упругими элементами 7 и 8, расположенными в кольцевых пазах дисков, а тела 12 качения, в отличие от соответствующего положения (фиг. 3), занимают, примерно, среднее положение в пазах 15 (фиг. 6). При таком расположении тел качения в пазах имеется возможность их перемещения при изломе осей относите.пьно кулачка 6.

Осевые колебания диска 2 относительно диска l. являющиеся, как правило, кратным оборотной частоте вращения, компенсируются в упругой муфте за счет сил трения между телами 12 качения и кулачками 6.

Вследствие упругих связей (упругих опор ll) между кулачками дисков 1 и 2 муфта компенсирует крутильные колебания, возникающие в системе. Кроме того, в процессе работы муфта имеет возможность допускать параллельное смешение валов (диска 2 относительно диска и наоборот). Жесткость

1339327

Формула изобретения

Фиг.2 муфты при этом определяется жесткостью упругих опор 1!. Выход из строя упругих элементов или упругих опор не приводит к выходу из работы муфты и тем более машинного агрегата. Вышедшие из строя упругие элементы и упругие опоры легко заменяются.

Благодаря указанному выполнению обеспечивается повышение надежности, компенсирующей и демпфирующей способностей.

1. Упругая муфта, содержашая две полумуфты в виде дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, компенсирующей и демпфируюшей способностей, она снабжена упругими элементами, телами качения и упругими опорами под тела качения, на обращенных одна к другой поверхностях дисков выполнены кольцевые пазы и торцовые кулачки, в пазах равномерно по окружности размещены упругие элементы, каждый из которых зафиксирован на полумуфте и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой полумуфты, а тела качения размешены в упругих опорах между кулачками полумуфт.

2. Муфта по Il. 1, отличающаяся тем, что тела качения выполнены в виде роликов, оси которых параллельны оси муфты.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что каждый упругий элемент выполнен волнообразной формы.

4. Муфта по п. 1 отличающаяся тем, что упругие элементы выполнены из резины.

l339327

1339327

Составитель T. Янова

Редактор H. Бобкова Текред И. Верес Корректор А Тяско

За каз 4204127 Тираж 81! Подг<исное

BHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., а 4<5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул Проектная, 4

Упругая муфта а.п.попова Упругая муфта а.п.попова Упругая муфта а.п.попова Упругая муфта а.п.попова Упругая муфта а.п.попова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов двигателей и приводных механизмов

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции привода колесной пары локомотива

Изобретение относится к авиадвигателестроению, к муфтам, предназначенным для передачи мощности от вала двигателя к валу потребителя в условиях несоосности и перекоса осей указанных валов, и позволяет повысить надежность пальцев и дисков муфты

Изобретение относится к механизму соединения валов для устройств рулевого управления с электрическим приводом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов при значительных перекосах и смещениях осей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для смягчения ударных нагрузок при передаче крутящего момента, например в рольгангах прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления упругого элемента в виде звездочки упругой муфты
Наверх