Гаситель крутильных колебаний

 

Использование: относится к машиностроению и предназначено для гашения крутильных колебаний валов в приводах машин и механизмов. Сущность: гаситель крутильных колебаний содержит предназначенный для установки между ведущим И ведомым балами маховик с отверстиями , имеющими пО длине шлйцевой и винтовой участки, xjectko закреплённый на вёдом бм валу винт;1 взаимодействующий с винтбвым участком отверстия, а шлйцёвой уча стЬк От8ёрс1-йя р Дйа знЙче Т ёз ймодёйствйя do шли еййм участко м вёду щё- го вала, датчик кблебанйй, установленный на ведомом ва лу.ус ойствб управл енш, установленные неподвижно электромагниты , магнитореологйческая с с бнзйя в упругой оболочке. При изменении нагрузки на валу возникает разность угловых скоростей между ведущим и ведомым валами, что приводит к накручиванию маховика на вййт и деформированию упругой оболочки с магнйтореологйческой суспензией. Ослабленные крутильные колебания передаются на ведомый вал. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 16 F 15/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4844902/28 (22) 29.06,90 (46) 30,01,93. Бюл. Й. 4 (71) Иркутский политехнический институт .(72) А.А,Кадников. М,А.Лонцих, Г.B.Íèêîленко и Т.Г.Парамонова (56) Авторское свидетельство СССР

N 894264, кл. F 16 F 15/10. 1978.

Авторское свидетельство СССР

N 1218207, кл. F 16 F 15/10, 1984. (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (57) Использование; относится к машиностроению и предназначено для гашения

- крутильных колебаний валов в приводах машин и механизмов. Сущность; гаситель крутильных колебаний содержит предназначенный для установки между веИзобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения крутильных колебаний валов в приводах машин и механйзмов, Известен управляемый гаситель крутильных колебаний, содержащий устанавливаемый между ведущим и ведомым валами маховик со сквозным отверстием, имеющим по длине шлицевой, цилиндрический и винтовой участки, размещенный в цилиндрическом участке упругий элемент и жестко закрепленный на ведомом валу винт, взаимодействующий с винтовым участком отверстия маховика, а шлицевой уча„„ Ж „„1791645 А1 -.2 дущим и ведомым валами маховик с отверстиями, имеющими под длине шлицевой и винтовой участки, жестко"закрепленный на ведомОм валу "винт;" взаимодействующий с винтовым участком отверстия. а шлицевой участок отверстия "йруедйатзначей p3% взаи"модействия со шлицевым участком ведуще го вала, датчик колебаний, установленный на ведомом валу,"устройствб управленцев, установленные неподвижно электромаФнйты, магнитореологйческая"суспензия в упругой оболочке. При изменении нагрузки на валу возникает разность угловых скоростей между ведущим и ведомым валами, что приводит к накручиванию маховика на винт и деформированию упругой оболочки с магнитореологической суспейзией, Ослабленные крутильные колебания передаются на ведомый вал. 1 ил, (Р сток Отверстил взаимодействует со шлйца - лак ми ведущего вала, снабжен соосно распбложенными и связанными с ведущим валом и ( малоемком дискаии с закреплейнймййа них управляемыми электромагнитами датчик колебаний, установленным на маховике, и устройством управления, вход которого подключен к датчику а вывод — к электромагнитам.

К недостаткам следует отнести наличие значительных вращающихся масс электромагнитов, Большие вращающиеся массы требуют точной балансировки и создают до-полнительные динамические нагрузки на

1791645 подшипники, что также является недостатком, Большой момент инерции вращающихся масс отражается на нижнем пределе гасимых частот, уменьшая диапазон частот гашения, Также для питания вращающихся электромагнитов необходимы контактные кольца, обладающие рядом недостатков: искрение и йо1"еря мощности в скользящем моменте"." "--

В качестве прототипа выбран гаситель крутильных колебаний, содержащий предназначенный для установки между ведущим и ведомым валами со сквозным атверстйем, имеющим на длине шлицевой и винтовой участки, предназначенный для жесткого закрепления на ведомом валу винт, взаимодействующий с винтовым участком отверстия, а шлицевой участок отверстия предназначен для взаимодействия со шлйцевым участком ведущего вала, датчик колебаний и присоединяемые к нему устройства управления и электромагниты, опорные подшипники, установленные на маховике, вилки, взаимодействующие с опорными подшипниками и тягами, соединенными с вйлкамй и электромагнитами, установленными нейодвижно.

К недостаткам прототипа следует отнести сложность конструкции гасителя, возможность заклинивания вилок при перекосе, низкую надежность конструкции в целом.

Цель изобретения — повышение эффективности гашения за счет обеспеченйя переменной жесткости.

Цель достигается тем, что гаситель крутильных колебаний содержит установленный между ведущим и ведомым валами маховик с отверстием, имеющим шлицевой и винтовой участки, жестко закрепленный на ведомом валу винт, взаимодействующий с винтовым участком отверстия, а шлицевой участок отверстия — co шлицевым участком ведущего вала, устройство управления соединено с датчиками колебаний, а электромагниты закреплены неподвижно на основании.

На чертеже изображена схема гасителя крутильных колебаний, профильный разрез.

Гаситель крутильных колебаний содержит устанавливаемый между ведущим 1 и ведомым 2 валами маховик 3 с отверстиями, имеющими по длйне шлицевой 4 и винтовой

5учэстки, жестко закрепленный на ведомом валу 2 винт 6, взаимодействующий с винтовым участком 5 отверстия, а шлицевой участок 4 отверстия предназначен для взаимодействия со шлицевым участком 7 ведущего вала 1, датчик 8 и датчик 9 измерения колебаний, установленный на ведомом валу 2, устройство управления 10, установленные неподвижно электромагниты 11,магнитореологическая суспензия 12 в упругой оболочке 13, расположенной в несквозном отверстии маховика 14.

Гаситель крутильных колебаний работает следующим образом;

При изменении нагрузки на валу возникает разность угловых скоростей между ве5

10 дущим 1 и ведомым 2 валами, что приводит к накручиванию маховика 3 на винт 6 и де15 формированию упругой оболочки 13 с магнитореологической суспензией 12 за счет перемещения винта 6 по резьбе, выполненной в гайке-маховике 3. Таким образом, ослабленные крутильные колебания

20 передаются на ведомый вал 2, Сигнал, пропорциональный величине крутильных колебаний, с датчика 8 и датчика 9 поступает на устройство управления 10, которое, подавая ток нэ обмотки электромагнитов 11, меняет

25 упругие свойства магнитореологической суспензии 12. Магнитореологическая суспензия ведет себя в этом случае, как упругий элемент переменной жесткости, Таким образом, гаситель настраивается на режим динамического гашения.

Гаситель крутильных колебаний эффек30 тивно гасит колебания в широком диэпэзоне частот возмущений, что позволяет более технологично в изготовлении, т.к имеет более простую конструкцию из-за отсутствия шарнирно-стержневой связи упругого элемента с маховиком, которая может привести к заклиниванию на больших скоростях вращения.

Формула изобретения

Гаситель крутильных колебаний, содержащий основание, маховик с центральным

45 отверстием, установленные в нем ведущий и ведомый валы, саязанйые с основанием, устройство управления с датчиками колебаний и электромагнит, неподвижно эакреп50 ленные на основании, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения за счет обеспечения переменной жесткости, отверстие в маховике разделено диаметральной перегородкой, а гаситель крутильных колебаний снабжен рабочим телом в виде магнитореологической суспензии,.размещенным в отверстии, закрытом торцом ведомого вала, повысить надежность валов машин и меха35 низмов, Предложенное техйическое решение

1791645

Составитель А.Кислов

Техред М.Моргентал

Корректор А.Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 144 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета rio изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам защиты приборов, устройств и элементов их конструкции от воздействия ударных нагрузок и вибраций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний борштанг

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний коленчатого вала в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения вибрации валов и корпусов машин

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний установок с двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам гашения колебаний вращающихся объектов с полостями, частично заполненными жидкостью

Изобретение относится к машиностроению и позволяет регулировать реактивный момент от центрального зубчатого колеса 3 по величине и по фазе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловых колебаний валов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в швейном, обувном, трикотажном и других производствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, к усовершенствованию гасителей крутильно-изгибных колебаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а более конкретно к усовершенствованию демпферов крутильных колебаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний упругоустановленных конструкций

Изобретение относится к поршневому двигателю с гасителем крутильных колебаний, а также к гасителю крутильных колебаний для применения с поршневым двигателем или в поршневом двигателе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для устранения паразитных крутильных и поперечных колебаний вращающихся тел, в частности, в зубчатых передачах, двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к роторным установкам с вертикальной осью вращения ротора и может найти применение в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ориентации и стабилизации положения в пространстве материальных объектов
Наверх