Способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги

 

Использование: в информационно-измерительной технике для восстановления продольного профиля автомобильной дороги . Сущность изобретения: перемещают автомобиль при фиксированном положении педали акселератора по участкам дороги с известными величинами продольных уклонов и устанавливают Зависимость между величинами этих уклонов и скоростью движения автомобиля. На исследуемом участке измеряют скорость движения автомобиля , а определение продольного циклона участка автомобильной дороги производят по установленной зависимости,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 С 7/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4878774/10 (22) 22.08.90 (46) 23.02.93. Бюл. М 7 (71) Харьковский автомобильно-дорожный институт им. Комсомола Украины (72) О.П.Алексеев, О.П.Смирнов и В.Е.Тырса. (56) Цилль В, Инженерная геодезия. M.: Недра, 1974, с.432.

Шилов П,И, и Федоров В.И. Инженерная геодезия и аэрогеодезия. M. Недра, 1971, с.384.

Справочник геодезиста, Кн. 2 / Под редакцией В;Д.Большакова и Г.П,Левчука, M.;

Недра, 1985, с.391.

Васильев М.В., Дубровицкий С.М, Автомобильные дороги, М.: Транспорт, 1982. с.43-45.

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для оценки условий транспортных средств, в частности для восстановления продольного профиля, комплексного обследования автомобильных дорог, Известен способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги с помощью геодезических инструментов.

Для определения продольного профиля трассы используется теодолитная, тахеометрическая сьемка и нивелирование по верхности.

К недостаткам этих способов определения продольных уклонов участков автомобильных дорог следует отнести большую трудоемкость и низкую производительность измерения. 8 связи с этим геодезические инструменты применяются в основном при проектировании автомобильных дорог.

„„5U „„1 796903 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ (57) Использование: в информационно-измерительной технике для восстановления продольного профиля автомобильной дороги. Сущность изобретения: перемещают автомобиль при фиксированном положении педали акселератора по участкам дороги с известными величинами продольных укло- . нов и устанавливают зависимость между величинами этих уклонов и скоростью движения автомобиля. На исследуемом участке измеряют скорость движения автомобиля, а определение продольного циклона участка автомобильной дороги производят по установленной зависимости, Также известен способ определения продольного уклона автомобильной дороги с помощью аэрофотосъемки. Аэрофотосъемку местности производят. аэрофотоаппаратами, установленными в кабинах летательных аппаоатов вместе с дополнительным оборудованием, определяющим по-. ложение аэроснимков в момент их фотографирования в пространстве. Полученные в процессе аэрофотосьемки стереоскопические фотоснимки обрабатывают на стереометре, При этом определение уклонов сводится к снятию отсчетов с винта продольных параллаксов после наведения стереонити на иэображение наблюдаемых точек, К недостаткам данного способа Следует отнести высокую трудоемкость измерений и обработки результатов.

1796903

Для определения продольного профиля используются также высотомеры-автоматы, установленные на транспортном средстве и автоматически выдающие информацию о превышениях Ндв точек А и В местности в соответствии с выражением зв

Нлв= 3 з п ydS. эд

Измерение текущих значений S производится колесным датчиком пути, угол наклона местности уопределяется продольным наклоном основания транспортйого средства относительно вертикали.

Недостатком маятниковых высотомеров-автоматов является наличие систематических погрешностей в измеряемых превышениях, возникающих за счет непараллельности продольной оси рамы автомобиля отдельным участком профиля местности.

В качестве. прототипа выбран способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги автомобилем-лабораторией, включающий измерение динамических характеристик автомобиля, Величину продольного уклона определяют по отношению силы сопротивления уклону к весу автомобиля.

Недостатками данного способа являются сложность реализации, невысокая производительность измерений и обработки данных, Целью изобретения является упрощение реализации способа определения продольного уклона участка автомобильной дороги, Поставленная цель достигается тем, что в известном способе, включающем измерение динамической характеристики автомобиля, движущегося по обследуемой дороге, и обработку результатов измерений, согласно изобретению в качестве измеряемой динамической характеристики автомобиля используют скорость его движения при фиксированном положении педали акселерато-. ра, т.е, при постоянной тягово-скоростной характеристике, а перед ее измерением пе- ремещают автомобиль при фиксированном положении. педали акселератора по участкам дороги с известными величинами продольных уклонов и скоростью движения автомобиля.

При движении по горизонтальному уча- стку дороги при фиксированном положении педали акселератора на какой-либо ступени коробки передач скорость движения является постоянной величиной. При изменении дорожных условий (подъем; спуск) и при тех же условиях движения изменяется скорость

4 автомобиля. Так, например, при движении автомобиля на подъем при фиксированном положении педали акселератора скорость транспортного средства уменьшается. По- сле преодоления подьема происходит разгон транспортного средства до исходной скорости движения, На спуске при постоянной тягово-скоростной характеристике скорость транспор10 тного средства увеличивается, после преодоления спуска происходит замедле:ние движения до исходной величины скорости движения.

Таким образом, легко проследить зави15 симость между величиной продольного уклона участка автомобильной дороги и скоростью движущегося по нему автомобиля.

Для определения этой зависимости

20 используют камерально-полевое дешифрирование, при котором автомобиль-лаборатория проезжает с фиксированным положением педали акселератора по нескольким участкам дороги с заранее измеренными геодезическими методами величинами уклонов, одновременно измеряется скорость движения автомобиля. По измеренным данным определяется зависимость между значением величины уклона и.

З0 скоростью в заданном режиме движения.

Использование предлагаемого способа обеспечивает по сравнению с известными следующие преимущества: упрощается процесс определения продольного уклона, т.к.

З5 не требуется специальной аппаратуры и появляется возможность комплексного обследования автомобильных дорог, т,е. совместно с определением продольного уклона можно измерять и регистрировать дру- ..

<0 гие транспортно-эксплуатационные . параметры: повышается технологичность измерений, т,к, реализация способа основана на цифровой обработка данных и позволяет вводить информацию с датчиков не--<5 посредственно в вычислительный блок и регистрировать ее в накопителе; увеличивается производительность процесса измерений, т.к, они производятся по предлагаемому

4 способу непрерывно по длине обследуемо50 го участка

Технико-экономическая эффективность заявляемого способа обусловлена перечисленными преимуществами и уменьшением энергопотребления системы измерения, Способ позволяет выполнять измерения в условиях любого базового автомобиля.

Формула изобретения

Способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги, включающий измерение динамической

1796903

Составитель А. Трушин

Техред M. Моргентал

Корректор С. Лисина

Редактор

Заказ Б43 Тираж . Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород;-ул.Гагарина, 101

5 характеристикй автомобиля на определяемом участке и обработку результатов измерений, отличающийся тем, что, с целью упрощения реализации. в качестве измеряемой динамической характеристики автомобиля используют скорость его движения при фиксированном положении педали акселератора. а перед ее измерением перемещают автомобиль при фиксированном положении педали акселератора по участкам дороги с известными величинами продоль5 ных уклонов и устанавливают зависимость между величинами этих уклонов и скоростью движения автомобиля.

Способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги Способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги Способ определения продольного уклона участка автомобильной дороги 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области эксплуатации транспорта и может быть использовано при определении эксплуатационных параметров транспортных путей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки условий движения транспортных средств

Изобретение относится к приборостроению, в частности к средствам для построения профилей рельсовых путей автомобильных дорог, аэродромов и др

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения рельефа пройденного пути и высоты местности, преимущественно наземными транспортными средствами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения рельефа местности

Изобретение относится к устройствам для контроля проводников жесткой шахтной армировки, в частности для контроля ширины колеи проводников

Изобретение относится к геодезическим изысканиям,в частности к устройствам для определения пунктов развертывания насосных станций на магистральных трубопроводах с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх