Колесно-лопастной движитель

 

Использование: в вездеходных транспортных средствах преимущественно амфибиях. Сущфсть изобретения: колёсно-лопастной движитель снабжен полуосью вращения 1, дискам 2 с,шарнирно закреплёнными по его ободу лопастями 4 с тягами 5, копиром 12с размещенным на нем упругим материалом 13 и резиновой камеррй 14; двумя силовыми цилиндрами 18,19, штоки которых выполнены с возможностью взаимодействия с упомянутыми тягами лопастей. При работе колесно-лопастного движителя лопасть 4 с помощью т.яги 5 и штоков одного из силовых цилиндров 18, 19 разворачивается по часовой (против часовой) стрелке, при этом тяга 5, шарнирно закрепленная одним своим концом с лопастью 4, другим концом взаимодействует с копиром 12 и устанавливает лопасть 4 в рабочее положение. При движении транспортного средства по твердому грунту резиновая камера 14 с помощью сжатого воздуха увеличивается в объеме и прижимает лопасти 4 к ободу движителя, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК

„„. Ы ÄÄ 1801792 А1 (sr)s В 60 F 3/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .;:;„;. ее@

К ASTOPCKQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4825464/11 (22) 21.05,90 (46) 15.03.93. Бюл, N 10 (75) Н.В. Ложников (56) Авторское свидетельство СССР йг 1661003, кл, В 60 F 3/00, 1989. (54) КОЛЕСНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) 1/ спользование: в вездеходных транспортных средствах преимущественно амфибиях. Сущность изобретения: колесно-лопастной движИтель снабжен полуосью вращения 1, дискфм 2 с, шарнирно закрепленными по его ободу лопастями 4 с тягами 5, копиром 12 с размещенйым на нем упругим материалом

13 и резиновой кам 14 цилиндрами 18, 19, штоки которых выполнены с возможностью взаимодействия с упомянутыми тягами лопастей. При работе колесно-лопастного движителя лопасть 4 с помощью тяги 5 и штоков одного из силовых цилиндров 18, 19 разворачивается по часовой (против часовой) стрелке, при этом тяга

5, шарнирно закрепленная одним своим концом с лопастью 4, другим концом взаимодействует с копиром 12 и устанавливает лопасть 4 в рабочее положение, При движении транспортного средства по твердому грунту резиновая камера 14 с помощью сжатого воздуха увеличивается в объеме и при4 б движителя. 5 ил.

1801792

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и судостроению.

Целью изобретения является уменьшение требований к металлу лопастей и чтобы лопасти с болотистой поверхностью или рыхлой средой могли соприкасаться близко в горизонтальном положении, а в водной среде могли занимать вертикальное положение.

На фиг,1 показан колесно-лопастной движитель, вид сбоку (движитель в воде); на фиг.2 — то же, в болотистой местности; на фиг.3 — то же, на твердой поверхности; на фиг.4 — левый движитель, вид сзади (в воде или болотистой местности); на фиг.5- то же, на твердой поверхности.

На полуоси (1) вращения крепится диск (2). По ободу диска (2) на осях (3) шарнирно закреплены лопасти (4), К лопастям (4) шарнирно прикреплены тяги (5). На конце тяги (5) закреплены ролики (6). Тяги (5) с роликами (6) прижимаются к центру с помощью пружин растяжения (7), прикрепленных одним концом к кронштейну(8), соединенному неподвижно с тягами (5), и другим концом с кронштейном (9), прикрепленному неподвижно к диску движителя, К кронштейну (8) крепится неподвижно стержень (10), проходящий через отверстие в кронштейне (9), На кожухе (11), внутри которого проходит полуось (1), закреплен неподвижно двухкулэчковый копир (12), на котором закреплена неподвижно упругая губчатая резина (13} или упругий другой материал, Поверх губчатой резины (13) надевается в растянутом положении резиновая камера (14). От смещения с копира (12) в сторону губчатой резины (13) и резиновой камеры к копиру сбоку крепятся стенки (15), К тягам (5) по бокам крепятся два рычага (16), развернутые в стороны. К кожуху (11) крепится кронштейн (17), вверху которого закреплены два силовых цилиндра (18, 19) так, что когда тяга (5) находится в верхнем вертикальном положении, то силовые цилиндры (18, 19) оказываются по бокам тяги (5).

К штокам (20) силовых цилиндров (18, 19) прикреплены ролики (21), взаимодействующие с рычагами (16) тяг (5) при срабатывании силовых цилиндров (18, 19). К диску (2) движителя с внутренней стороны крепится тормозной барабан (22), рабочая среда к которому подается через отверстие (23) в копире (12). К резиновой камере (14) воздух подводится через отверстие (24) в стенке (15) копира, Для укрепления боковых стенок диска имеются упоры (25). Сбоку колеснолопастного движителя, когда транспортное средство передвигается по твердой поверхности на значительное расстояние, может крепится пневмоколесо, Наружная часть лопасти (4) длиннее внутренней.

Работа колесно-лопастного движителя заключается в следующем. Когда лопасть (4} с тягой (5) оказалась в верхнем в вертикальном положении. то при срабатывании силового цилиндра (19) ролик (21) начинает взаимодействовать с правым рычагом (16) тяги (5) и начинается разворот лопасти по

"0 часовой стрелке, Дальнейший поворот лопасти (4) в том же направлении на своей оси (3) происходит под воздействием копира (12). Лопасти в таком виде входят в воду в вертикальном положении и остаются в том

15 же положении после нижнего вертикального положения за счет большей наружной части лопасти, чем внутренней..

При срабатывании левого силового цилиндра (18) ролик (21) взаимодействует с

20 левым рычагом (16) тяги (5), И начинается разворот лопасти (4) на своей оси (3) против часовой стрелки и дальнейший разворот лопасти (4) в том же направлении происходит под воздействием копира (12). И лопасти в нижнем положении приобретают близко горизонтальное положение. При подходе к нижнему вертикальному положению тяги (5) и лопасти (4) под воздействием пружины (7) и копира (12) начинают приобретать верти30 кальное положение. Такие положения лопастей необходимы с тем,. чтобы, когда транспортное средство находится на воде, все лопасти будут оказываться в вертикальном положении и мощность силовой установки будет расходоваться только на движение вперед. Если транспортное средство начнет двигаться в обратном направлении, то срабатывает левый силовой цилиндр (18) и лопасть вновь окажется в воде в вертикальном

40 положении. В случае передвижения по болотистой местности лопасти приобретают близко горизонтальное положение увеличивается площадь опоры спереди движителя, и движитель при дальнейшем вращении

45 стремится не зарываться в рыхлый и вязкую среду, а подниматься и выходит на поверхность, так как лопасти внизу и позже нижнего положения будут занимать вертикальное положение, то за счет этих лопастей транспортное средство будет двигаться вперед.

Так как лопасти после нижнего опорного положения будут оставаться в вертикальном положении, то они не будут деформировать грунт назад. и вверх и не будут

55 способствовать зарываться движителю в грунт или в среду. Получается, что движитель будет стремиться только выходить на поверхность не зарываясь в грунт. При движении в обратном направлении на болотистой местности срабатывает правый силовой цилиндр (19) и

1801792 лопасти (4) вновь будет соприкасаться с болотистой поверхностью близко в горизонтальном положении. Когда лопасти, находясь внизу в вертикальном положении, встречают твердое препятствие, то лопасть, разворачиваясь на своей оси, сжимает при помощи тяги (5) с роликом (6) упругое вещество или губчатую резину (13):и перескакивает в горизонтальное положение. При дальнейшей встрече с твердым препятствием начинает растягиваться пружина (7) и

° лопасть складывается по ободу движителя.

При выходе на твердую поверхность срабатывает левый (18) силовой цилиндр, воздух от компрессора силовой установки поступает в резиновую камеру, которая, увеличиваясь в объеме, прижимает лопасти через ролики (6) и тяги (5) к ободу движителя. Обод движителя состоит из частей, которые ступенчато укреплены между боковинами диска (2), так, чтобы лопасти (4) при складывании по ободу движителя плотно прилегали к частям обода движителя. Лопасти укрепляются в промежутках на своих осях между частями обода движителя, От произвольного смещения тяги с роликом по копиру не дает стержень (10); проходящий через отверстие 1 ронштейна (9), крепящегося на диске.

Данный движитель можно применять и на судах, плавающих по мелководью. В случае посадки судна на,мель с помощью силовых цилиндров лопасти разворачивают так, чтобы они входили в воду близко к горизонтальному положению, при вращении они будут оставаться в вертикальном положении, то судно за счет передних лопастей будет приподниматься над мелью и за счет нижних и задних двигаться в обратном направлении. Движители в этом случае необходимо ,. устанавливать ближе от середины к носовой чаети судна. Данный колесно-лопастной движитель применяется везде, где существует в большей своей части водная болотистая среда и рыхлый, вязкий грунт, За счет отсутствия сгораемого материала по ободу движителя удобно применять транспортное

5 средство и при тушении лесных пожаров.

Если каждая лопасть будет выдерживать нагрузку, не разворачиваясь на своей оси под воздействием пружины в 1 т или более в зависимости от грузоподъемности и

10 если движителей на транспортном средстве будет не четыре, а более, то и транспортное средство не будет знать преград в бездорожье, тем более за счет движителей транспортное средство стремится выбраться на

15 поверхность рыхлого и вязкого грунта или среды, а не зарываться в эту среду.

Формула изобретения

1. Колесно-лопастной движитель транспортного средства, преимущественно ам20 фибии, содержащий обод и размещенные внутри него диск, копир, лопасти, привод с силовыми цилиндрами для установки лопастей в рабочее состояние, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффектив25 ности работы, лопасти шарнирно закреплены на ободе движителя, а привод установки лопастей в рабочее положение выполнен с тягами, каждая из которых выполнена с возможностью взаимодействия одним своим

30 концом с упомянутым копиром, а другим шарнирно связана с лопастью, при этом указанные силовые цилиндры закреплены на упомянутом диске с возможностью взаимодействия их штоков с тягами соответствую35 щих лопастей, а копир выполнен в виде двухкулачкового эксцентрика, поверхность которого покрыта упругим материалом, 2. Движитель по п,1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что по периметру упомянутого копи40 ра размещена резиновая камера, выполненная с возможностью взаимодействия с каждой тягой лопасти при наполнении ее воздухом.

1801792

1801792

Редактор

Заказ 821 Тираж Подписное

ВНИИПИ.Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

У

Составитель Н.Ложников

Техред М. Моргентал Корректор Т. Вашкович

Колесно-лопастной движитель Колесно-лопастной движитель Колесно-лопастной движитель Колесно-лопастной движитель Колесно-лопастной движитель Колесно-лопастной движитель 

 

Похожие патенты:

Бульдозер // 1799956
Изобретение относится к строительным машинам и предназначено для разработки обводненных грунтов, например для разработки торфа на неосушенных болотах

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для движения по песку, болоту и другим слабонесущим грунтам

Амфибия // 1752584

Изобретение относится к самоходным плавающим средствам, а именно к гусеничным машинам с навесным рабочим органом

Изобретение относится к судостроению, в частности к вихревым движителям

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Изобретение относится к переработке вторичных материалов, а более конкретно к устройствам, предназначенным для работы по сбору металлолома и переработке металлосодержащих объектов, в том числе и полузатонувших судов, в условиях бездорожья, заболоченности местности и на мелководье

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к амфибиям

Изобретение относится к транспортной технике универсального назначения и касается создания амфибийных транспортных средств для перемещения в воздушной среде, по грунту, по воде и при движении в промежуточных положениях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания рулевого управления автомобиля, перемещающегося по суше и воде

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных средств-амфибий с обычным негерметичным кузовом

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам и касается создания гидрокоптеров

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания амфибийных транспортных средств с негерметичным кузовом
Наверх