Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5I)5 F 16 С 17/03

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) й1бя tалв.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ г (21) 4902474/27 (22) 14,01.91 (46) 23.03,93. Бюл. N 11 (71) Производственное объединение иНевский завод" им. В.И, Ленина (72) Х.И, Муратов (73) Х.И, Муратов (56) Патент Швейцарии N 662161, кл. F 16 С 17/03, 1987, Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к опорным подшипникам турбомашин, а именно центробежных и осевых компрессоров и паровых и газовых турбин.

Цель изобретения — увеличение ресурса и повышение надежности в работе подшипника путем периодического изменения положения сегментов относительно корпуса в период эксплуатации.

На фиг. 1 представлен поперечный разрез опорного сегментного подшипника в исходном положении сегментов; на фиг. 2— после поворота сепаратора с сегментами на величину одного шага между сегментами; на фиг. 3 — 5 — после поворота сепаратора с сегментами соответственно на 2,3,4 шага.

Опорный подшипник с размещенными в сепараторе 1 сегментами 2 — 6 охватывает вал 7 с радиальным зазором д (фиг.1). Вал с сепаратором 1 и с сегментами 2 — 6 установлен в корпусе подшипника 8. Штифт 9 жестко соединен с корпусом 8 и взаимодействует в исходном положении с ответным относительно штифта 9 отверстием 10, выполненным по нару>кному диаметру D cena„„« А „„1804573 АЗ (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ

ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА (54) Сущность изобретения; положение сепаратора с сегментами последовательно изменяют относительно штифта в корпусе подшипника путем поворота сепаратора с сегментами в окружном направлении в зависимости от степени износа антифрикционного слоя сегментов, причем сепаратор фиксируют в дополнительных ответных относительно штифта отверстиях, выполненных по наружному диаметру сепаратора, 5 ил. ратора 1, llo наружному диаметру D сепаратора выполнены дополнительные отверстия 11—

14, ответные относительно штифта 9 и расположенные с угловым шагом О . Корпус подшипника 8 установлен в корпусе 15, например, с центробежного компрессора на центрирующих прокладках 16. Отверстия 17 в сепараторе

1 предназначены для слива масла, отработанного в масляном клине каждого из сегментов 2 р — 6, Подвод свежего масла производится в камеры 18 сепаратора 1. Каналы для подвода масла условйо не показаны, Опорный сегмен- + тный подшипник имеет диаметральную плоскость разьема 19, совпадающую в исходном поло>кении с диаметральной плоскостью разь- (д ема 20 сепаратора 1.

Спасоб регулирования подшипнике вклю-: ),.и чает установку на валу 7 тур бома шины сепаратора 1 с размещенными в нем сегментами 2 — 6 и последовательное изменение с заданной периодичностью в процессе эксплуатации положения сепаратора 1 с сегментами 2-.6 путем поворота его в окружном направлении на угол

О по шагу между поверхностями 10-14 относительно штифта 9, Угол О по существу равен шагу между сегментами 2-6.

1804573

Регулирование опорного сегментного подшипника осуществляют следующим образом.

В период первого межремонтного пробега турбомашины (нижние, например 4 и 5 сегменты) работают при более высоких эксплуатационных температурах поверхностей трения, а сегменты 2,3 и 6 — при повышенных динамических нагрузках, обусловленных автокоllåбанияMè (флаттером) сегментов. После первого межремонтного пробега при проведении, например, планово-предупредительного ремонта сепаратор 1 с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла О между отверстиями, на:, пример 10 и 11, так, что штифт 9 начинает взаимодействовать с дополнительным отBeTHblM отверстием 11 (фиг. 2), Р результате этого при работе подшипника начнут нагружаться сегменты 5 и 6, а динамически— сегменты 2 — 4. После второго ме>кремонтного пробега сепаратор с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла О между отверстиями 11 и 12, при этом штифт 9 начинает взаимодействовать с отверстием 12 (фиг, 3), В результате этого при работе под шипника начнут нагру>каться сегменты 2 и

6, а динамически — сегменты 3 — 5.

При последующих поворотах сепарато. ра 1 с сегментами 2 — 6 после третьего поворота статически нагружаются сегменты 2 и

3. динамически — сегменты 4 — 6 (фиг, 4), а после четвертого поворота статически нагру>ка.отся сегменты 4 и 3, а динамически— сегменты 5,6 и 2 (фиг. 5).

После того весь цикл повторяется.

В результате этого в процессе эксплуатации сегменты 2 — 6 подвергаются одинаковым видам статического и динамического нагру>кения поочередно с заданной периодичностью планово-предупредительных ремонтов или технологических регламентов.

Вследствие этого, например, при количестве сегментов в опорном подшипнике, равном пяти, каждый из сегментов 2 — 6 только одну

10 пятую часть запланированного ресурса работы подшипника будет находиться в неблагоприятных условиях нагружения. Это, по существу, равноценно пятикратному увеличению срока службы подшипника. При этом надежность в работе подшипника сущест венно увеличивается, сокращается количество требуемых запасных частей и удешевляются ремонтные работы, Формула изобретения

20 Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника, включающий установку на валу турбомашины сепаратора с сегментами и фиксацию последнего относительно корпуса подшипника, например, посредством штифта, отличающийся тем, что, с целью увеличения ресурса и повышения наде>кности в работе подшипника, положение сепаратора с сегментами последовательно изменяют относительно штифта

30 в корпусе подшипника путем поворота сепаратора с сегментами в окружном направлении в зависимости от степени износа антифрикционного слоя сегментов, причем сепаратор фиксируют в дополнительных от35 ветных относительно штифта отверстиях, выполненных по наружному диаметру сепаратора.

1804573 Риг.5

Составитель Г.Огнева

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор Е,Пайп

Заказ 1075 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных опорах механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения

Изобретение относится к деталям машин, в частности к упругодемпферному сегментному подшипнику скольжения, и может быть использовано в высокоскоростных центробежных компрессорах, насосах, турбинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в радиальных подшипниках скольжения высокооборотных турбомашин

Изобретение относится к области ;машиностроения и может быть использовано в шпиндельных узлах шлифовальных и токарных станков с числовым программным и адаптивным системным управлением

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации судовых двигателей с газотурбинным наддувом

Изобретение относится к опорным подшипникам скольжения, а именно к подшипнику с сегментным вкладышем, и может быть использовано в качестве опоры высокооборотных валов, в частности для валов паровых турбин

Изобретение относится к подшипникам, предназначенным для использования в качестве смазываемых водой несущих опор валов гребных винтов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным подшипникам вращающихся валов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механическим средствам для удерживания самоустанавливающихся сегментов внутри сегментного подшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других роторных машинах
Наверх