Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата

 

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к обтекателям наружного трубопровода топливного бака несущей конструкции летательного аппарата (ЛА). Цель изобретения - обеспечение несущей способности бака за счет уменьшения И перераспределения аэродинамических сил, действующих на трубопровод. Цель достигается тем, что корпус обтекателя 1 выполнен в виде напыленного из полимерного материала подлине трубопровода 2 аэродинамического профиля с каналом по оси профиля , при этом высота профиля составляет не менее 0,8 расстояния от оси трубопровода 2 до поверхности бака 3, а его боковая стенка образует с нормалью к поверхности бака в месте крепления трубопровода угол не менее 50°. 3 ил. W т Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s B 64 С 7100

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4944820/23 (22) 19.04.91 (46) 07.05.93. Бюл. ¹ 17 (71) Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" (72) В,А. Болотин, А.А. Дядькин, В,П, Цыплаков и А.Г. Решетин (73) Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" (56) Осипов С.О. Ракеты-носители. М.: иэд.

МО.. 1981, с. 23.. (54) ОБТЕКАТЕЛЬ НАРУЖНОГО ТРУБОПРОВОДА ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к обтекателю наружного трубопровода топливного бака ЛА, предназначенного для подачи и заправки компонентов топлива, для транспортировки горячего газа наддува гелиевых баллонов и т.д..

Целью изобретения является обеспечение несущей способности бака за счет уменьшения и перераспределения аэродинамических сил, действующих на трубопровод.

На фиг, 1 приведена схема топливного бака несущей конструкции ракетного блока с наружным трубопроводом и обтекателем; на фиг. 2 приведен фрагмент топливного

„„ЯЛ„„1814б32 АЗ (57) Изобретение относится к ракетной технике, а именно к обтекателям наружного трубопровода топливного бака несущей конструкции .летательного аппарата (ЛА), Цель изобретения — обеспечение несущей способности бака за счет уменьшения и перераспределения аэродинамических сил, действующих на трубопровод, Цель достигается тем, что корпус обтекателя 1 выполнен в виде напыленного из полимерного материала по длине трубопровода 2 аэродинамического профиля с каналом по оси профиля, при этом высота профиля составляет не менее 0,8 расстояния от оси трубопровода 2 до поверхности бака 3, а его боковая стенка образует с нормалью к поверхности бака в месте крепления трубопровода угол не менее 50 . 3 ил. бака с наружным трубопроводом и обте- 00 кателем трубопровода; на фиг. 3 и 4 приведены результаты систематических - ф, экспериментальных исследований влияния О, геометрических характеристик обтекателя на аэродинамические характеристики трубопровода; на фиг, 5 иллюстрируется влияние обтекателя на аэродинамические характеристики трубопровода для конкретной компоновки ракеты. (л)

Обтекатель 3 наружного трубопровода

2 топливного бака 1 несущей конструкции выполнен из полимерного материала в виде напыленного по длине трубопровода аэродинамического профиля с.каналом по оси профиля (фиг. 2, 3, 4). В качестве напыляе1814632 мого материала служит жидкая струя с дальнейшей ее после напыления полимеризацией и переходом в твердое состояние, В качестве напыляемого материала трубопровода может быть использован материал класса пенопластов, например пенополиуретан. Использование его для обтекателя существенно уменьшает вес обтекателя, а расположение его по длине трубопровода рассредоточивает и уменьшает аэродинамические нагрузки„действующие на трубопровод. Рассредоточение аэродинамических нагрузок по длине бака исключает необходимость доработки его силовой схемы и тем самым сохраняет несущую способность бака, На фиг. 3 иллюстрируется обоснование выбора угла боковой стенки наполнителя Р, на которой приведены зависимости коэффициентов боковой С и нормальной Су аэродинамических сил от угла Р для различных чисел М полета. На этой фигуре; поз, 1 — значение коэффициента Cz, обусловленное влиянием параметра Р, 2 — максимально допустимое значение С . без доработки топливного бака при сохранении его несущей способности,. Из графика следует, что допустимые углы соответствуют P > 50О, Аналогично на фиг, 4 иллюстрируется обоснование выбора относйтельной высоты обтекателя В (В=В/Н, где  — высота профиля, Н вЂ” расстояние от оси трубопровода до поверхности бака) для выбранного угла Р, на которой приведены зависимости С и Су от этого параметра, На этой фигуре: 1 — значение коэффициента С, обусловленное влиянием параметра В, 2 — максимально допустимое значение С без доработки топливного бака. Видно, что граница допустимых значений параметра находится при

В>0,8, Эта точка соответствует минимальному весу обтекателя при сохранении несущей способности бака.

Устройство работает следующим образом.

При полете ЛА на обтекатель воздействует набегающий поток под местным углом атаки ам (на фиг, 3 и 4 a,= 90 ), соответствующим реализации максимальной боковой силы. Воспринимающий основную аэродинамическую нагрузку обтекатель рассредоточивает эту нагрузку по длине бака.

Одновременно трубопровод воспринимает ее оставшуюся часть и, как показали расчеты, может быть закреплен жестко только в одном сечении без его доработки.

На фиг. 5 приведены аэродинамические характеристики трубопровода для ракеты с использованием предложенного технического решения (поз. 1) по сравнению с ис"0 ходным вариантом (поз, 2) для расчетного . числа М полета в зависимости от угла атаки ракеты а.

Из графиков следует, что аэродинамические силы, действующие на трубопровод, "5 существенно уменьшаются, Это дает возможность отказаться от усиления баков в местах крепления трубопровода к обечайке бака и утолщению самой обечайки, что приводит к уменьшению веса конструкции

20 топливного бака. Воспринимающий аэродинамические силы обтекатель равномерно перераспределяет нагрузку по длине образующей бака, что приводит к сохранению несущей способности без его доработки.

При этом вес на единицу длины трубопровода разрабатываемого предприятием ракеты уменьшился на 40 .

Предложенное техническое решение может быть использовано для уменьшения

30 аэродинамических нагрузок, действующих на надстройки ЛА различной конфигурации, например, на кабельный желоб ракеты-носителя.

Формула изобретения

35 Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата, содержащий корпус, прикрепленный к обечай, ке и расположенный вдоль трубопровода, отличающийся тем,что,сцелью

40 обеспечения несущей способности бака за счет уменьшения и перераспределения аэродинамических сил, действующих на трубопровод, корпус выполнен в виде напыленного из полимерного материала по длине трубопровода аэродинамического профиля с каналом по оси профиля, при этом высота профиля составляет не менее

0,8 расстояния от оси трубопровода до поверхности бака, а его боковая стенка образует с нормалью к поверхности бака я месте крепления трубопровода, угол нг менее 50 .! 814632

1814632

1814632

1814632

-Ф,2

Составитель В. Болотин

Техред M,Ìîðãåíòàë

Корректор Т. Вашкович

Редактор Л. Волкова

Заказ 1840 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уп.Гагарина, 101

Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата Обтекатель наружного трубопровода топливного бака летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции обтекателя бортовой кабельной сети, предназначенной для электрической связи приборов управления с исполнительными органами

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к противофлатерным устройствам, устанавливаемым на гондолах двигателей современных летательных аппаратов

Изобретение относится к холодильной технике, в частности для топливных баков, используемых в авиационной технике

Изобретение относится к области авиации, а именно к гондолам силовых установок летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов для транспортировки грузов, а также к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для транспортировки грузов в транспортных средствах для размещения личных вещей пассажиров внутри самолета, а также для отделения классов в пассажирской кабине

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиационно-космической технике

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для дозвуковых и трансзвуковых самолетов

Изобретение относится к технике моделирования физических процессов и природных явлений

Изобретение относится к авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата со средством уменьшения шума и летательному аппарату, снабженному таким шасси
Наверх