Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов

 

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, преимущественно к испытаниям в аэродинамических трубах соосных воздушных винтов. Цель - расширение экспериментальных возможностей при повышении диапазона частот вращения, а также повышение безопасности в случае аварийного разрушения винтов-моделей. Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов содержит сплошные вал 1 заднего винта-модели 2 и вал 3 переднего винта модели 4, выполненные соответственно двухи трехопорными и содержащие в своей усиленной части по два осесимметричных продольных паза, в которые введены радиальные шарикоподшипники 5-8 пальцев 9-12, жестко закрепленных в гильзах 13. 14, несущих ведомые шестерни 15, 16. Гильзы 13, 14 охватывают валы с гарантированным зазором и установлены концентрично валам посредством радиальных шарикоподшипников 17, 18 и 19, 20 в трубчатых качалках 21,22. Оси поворота качалок выполнены в виде пальцев 23, 24 и 25, 26, размещенных в плоскости пальцев гильз и введенных в радиальные шарикоподшипники 27 и 28, закрепленные в корпусе измерительной головки 29, и в шарикоподшипники 30 и 31, закрепленные в ступицах ведущих шестерен 32 и 33, Поворот качалок стеснен тензодинамометрами 34, 35, связывающими качалки с корпусом измерительной головки . 2 ил. ел с

СОКЗЗ СОВЕ ГСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>s G 01 М 9/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

20 (21) 4826151/23 (22) 16.04.90 (46) 23.05.93, Бюл, М 19 (71) Филиал Центрального аэрогидродинамического института (72) Е.И.Карулин, О.Н.Медведева и В.В,Денисов (56) Авторское свидетельство СССР

N 133642, кл. G 01 M 9/06, 1960.

Гоплин С.М. Технические заметки ЦАГИ

М 11 :. Описание прибора В-5, с. 4-8, фиг, 2-11. (54) ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА ПРИБОРА ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СООСНЫХ ВОЗДУШНЫХ

ВИНТОВ (57) Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, преимущественно к испытаниям в аэродинамических трубах соосных воздушных винтов, Цель — расширение экспериментальных возможностей при повышении диапазона частот вращения, а также повышение безопасности в случае аварийного разрушения винтов-моделей, Измерительная головка прибора для аэро4 7

„„5U „„181б98О А1 динамических испытаний моделей соосных воздушных винтов содержит сплошные вал

1 заднего винта-модели 2 и вал 3 переднего винта модели 4, выполненные соответственно двух- и трехопорными и содержащие в своей усиленной части по два осесимметричных продольных паза, в которые введены радиальные шарикоподшипники 5 — 8 пальцев 9 — 12, жестко закрепленных в гильзах 13. 14, несущих ведомые шестерни 15, 16. Гильзы 13, 14 охватывают валы с гаран тированным зазором и установлены концентрично валам посредством радиальных шарикоподшипников 17, 18 и 19, 20 в трубчатых качалках 21, 22. Оси поворота качалок выполнены в виде пальцев 23, 24 и 25, 26, размещенных в плоскости пальцев гильз и введенных в радиальные шарикоподшипники 27 и 28, закрепленные в корпусе измерительной головки 29, и в шарикоподшипники

30 и 31, закрепленные в ступицах ведущих шестерен 32 и 33, Поворот качалок стеснен тензодинамометрами 34, 35, связывающими качалки с корпусом измерительной головки, 2 ил.

1816980

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, преимущественно к испытаниям в аэродинамических трубах соосных воздушных винтов, Целью изобретения является расширение экспериментальных возможностей при повышении точности измерения за счет расширения диапазона частот вращения, а также повышение безопасности в случае аварийного разрушения винтов-моделей.

На фиг, 1 изображена схема измерительной головки прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Сплошной вал 1 заднего винта-модели

2 и сплошной вал 3 переднего винта-модели

4 содержат на участках большего диаметра по два осесимметричных продольных паза.

В пазы введены радиальные шарикоподшипники 5, 6, 7, 8 пальцев 9, 1, 11, 12, жестко закрепленных в гильзах 13, 14 ведомых шестерен 15, 16. Оси пальцев каждой гильзы перпендикулярны оси валов и расположены в единой плоскости осесимметрично, Гильзы охватывают валы с гарантированным зазором и установлены концентрично валам посредством радиальных шарикоподшипников 17, 18, 19, 20 трубчатых качалок 21, 22, Оси поворота качалок выполнены в виде пальцев 23, 24, 25, 26. размещенных в плоскости паЛьцев гильз и введенных в радиальные шарикоподшипники 27, 28, закрепленные в корпусе измерительной головки 29 и в шарикоподшипники 30, 31, которые закреплены в ступицах ведущих шестерен 32, 33. Поворот качалок стеснен тензодинамометрами 34, 35, связывающими качалки с корпусом головки, Для исключения влияния инерционных (центробежных) сил на измерение крутящего момента и поддержания равномерности вращения винтов гильза с ведомой шестерней балансируется статически относительно оси качания качалки.

Передняя опора 36 вала 1 заднего винта-модели 2 закреплена на корпусе головки.

Задняя опора 37 смонтирована на тензодинамометре 38 тяги, закрепленном на корпусе головки.

Передняя опора 39 вала 3 винта-модели

4 закреплена в передней части полого вала

1 заднего винта-модели 2, Вторая, средняя опора 40 закреплена на корпусе головки.

Третья опора 41 смонтирована на тензодинамометретяги 42, закрепленном на корпусе головки.

Измерительная головка подсоединена к стойкам привода прибора посредством патрубков 43. 44, Подсоединение ведущих валов приводов к хвостовикам 45, 46 ведущих шестерен выполнено посредством муфт, Устройство работает следующим абразом. !

5 Подключение приводов винтов-моделей обеспечивает их вращение в разные стороны. В соответствии с программой испытаний изменяется частота вращения винтов и скорость потока в рабочей части аэродинамической трубы. Испытания проводятся при различных углах установки лопастей. Изменения режимов испытаний обуславливает изменение крутящих моментов винтов и тяги в широких пределах с отношением максимальных нагрузок к минимальным до

15-20 (по этим причинам в конкретном частном решении тензодинамометры выполненыы смен н ы ми), Принудительное вращение винтов-мо20 дели 2 и 4 приводит к нагружению динамометров 34, 35, 38, 42 крутящими моментами

Мкр1 и Мкрг и силами тяги Р1 и Рг. Воздействие моментов передается через валы 1 и 3, шарикоподшипники 5, 6 и 7, 8 пальцев 9, 10 и 11, 12 гильз 13 и 14 ведомым шестерням

15 и 16. Приложенные к ведущим шестерням 32 и 33 моменты приводов центрового прибора уравновешивают, при неизменном режиме испытаний, нагрузки, передавае30 мые ведомым шестерням от винтов-моделей. Нагрузки, приложенные к ведомым шестерням через подшипники 17, 18 и 19, 20 осуществляют нагружение качалок 21 и 22 реактивными моментами Мр1и Мрг, которые

35 уравновешиваются моментами от динамометров 34, 35.

Силы тяги Р1 и Рг от винтов-моделей 2 и

4 при их вращении в потоке передаются непосредственно на осевые тензодинамо40 метры 38 и 42, При этом потери на трение в опорах 36, 39, 40 с короткими цилиндрическими роликами не подлежат учету, т.к. известно, что перемещения, перпендикулярные основному движению, осуществля45 ются практически без трения. Потери в шарикоподшипниках 5, 6 и 7, 8 пальцев 9, 10 и 11, 12 гильз 13 и 14 могут учитываться, однако они не велики ввиду малых перемещений пальцев в продольных пазах валов.

Формула изобретения

Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов, содержащая установленные в корпусе на подшипниковых опорах валы переднего и заднего винтов-моделей с хвостовиками для закрепления испытываемых винтов-моделей, механизмы передачи крутящих моментов, каждый из которых вы1816980

Составитель С.Кузнецова

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н,Гунько

Редактор Т.Иванова

Заказ 1718 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 полнен в виде перпендикулярно установленных друг к другу конической ведущей шестерни, связанной с приводом вращения, и ведомой шестерни с узлом ее крепления к соответствующему валу, и устройства для измерения крутящего момента и тяги каждого винта-модели в неподвижной системе координат, отличающаяся тем, что, с целью расширения экспериментальных возможностей при повышении точности измерения за счет расширения диапазона частот вращения, а также повышения безопасности в случае аварийного разрушения винтов-моделей, вал заднего винта-Модели выполнен йолым с расположенными в его срединной части двумя продольными осесимметричными пазами и установлен на двух опорах, передняя из которых выполнена на радиальном подшипнике с цилиндрическими роликами и закреплена в носовой части корпуса головки, а задняя выполнена на радиальном шариковом подшипнике и расположена в срединной части корпуса головки, вал переднего винта-модели выполнен двухдиаметровым с участком меньшего диаметра, расположенным внутри полости вала ",аднего винта-модели, и с участком боль :. ro диаметра, в срединной части которого выполнены два продольных осесимметричных паза, и установлен на трех опорах, передняя из которых выполнена на радиальном подшипнике с цилиндрическими роликами, расположена в передней части участка вала меньшего диаметра и

5 закреплена в передней части полого вала заднего винта-модели, средняя выполнена также на радиальном подшипнике с цилиндрическими роликами и расположена в задней части участка вала меньшего

10 диаметра, а задняя выполнена на радиальном шариковом подшипнике и расположена в задней части корпуса головки, узел крепления каждой ведомой шестерни к соответствующему валу выполнен в виде связанной

15 с ней гильзы с пальцами, на концах которых укреплены сферические шарикоподшипники, расположенные в продольных осесимметричных пазах соответствующих валов, устройства для измерения крутящих момен20 тов выполнены в виде связанных с соответствующими гильзами качалок, шарнирно закрепленных на корпусе головки посредством пальцев-осей, и злектротензодинамометров, установленных на пальцах-осях и

25 связанных с корпусом головки, а устройства для измерения тяги винтов-моделей выполнены в виде электродинамометров, установленных на радиальных шарикоподшипниковых опорах соответствующих ва30 лов и связанных с корпусом головки.

Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов Измерительная головка прибора для аэродинамических испытаний моделей соосных воздушных винтов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в прочностных и аэродинамических испытаниях моделей, совершающих колебания в потоке газа или жидкости

Изобретение относится к авиации, а именно к устройствам работы на оборудовании бортовой контрольно-записывающей аппаратуры для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкций створок различных отсеков

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при прочностных и аэродинамических испытаниях моделей, совершающих колебания в газовом потоке

Изобретение относится к установкам для имитации кристаллического облака в аэродинамической трубе и может быть использовано в экспериментальной аэродинамике

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям лопастей рулевых и воздушных винтов, а также вентиляторов, в том числе вентиляторов аэродинамических труб и авиадвигателей

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к созданию вакуумных аэродинамических установок

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть испОЛьзойано в прочностных и аэродинамических испытаниях моделей, совершающих колебания под действием потока воздуха

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано для прогнозирования бафтинга самолета и разработки способов его парирования либо смещения на большие углы атаки

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов

Изобретение относится к способам получения в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления тел в разреженных средах, изобретение позволяет расширить экспериментальные возможности за счет обеспечения определения коэффициента лобового сопротивления тел в свободномолекулярном потоке газовой среды

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей

Изобретение относится к технике и методике эксперимента в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно, к способам определения аэродинамических характеристик - зависимостей коэффициентов аэродинамических моментов от определяющих переменных: углов атаки, скольжения и углов отклонения рулей, формы указанных зависимостей и их числовых параметров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях транспортных средств
Наверх