Гребной движитель плавсредства

 

Использование: относится к водным транспортным средствам с гребным движителем . Сущность: движитель содержит корпус 1, на котором установлены блоки 2, связанные тросом 3 с педалями 4 и гребной лопастью 5, направляющая 6, ограничители поворота лопасти 8, наполненные текучей средой. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (I I) (sI)s В 63 Н 1/36

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4680679/11 . (22) 19.04.89 (46) 30.05.93. Бюл. N. 20 (75) В.И.Матвеев (56) Патент США М 4193371, кл, В 63 Н, 16/00, 1980. (54) ГРЕБНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПЛАВСРЕДСТВА (57) Использование: относится к водным транспортным средствам с гребным движителем. Сущность: движитель содержит корпус 1, на котором установлены блоки 2, связанные тросом 3 с педалями 4 и гребной лопастью 5, направляющая 6, ограничители п()ворота лопасти 8, наполненные текучей средой. 5 ил.

1810266

Изобретение относитсл к транспорту, а именно к отрасллм, проактируюцим и строящим транспортные средства, например в судостроении, Цель изобретенил — устранить недостатки прототипа путем улучшенил эксплуатационных качеств движителл прежде всего за счет воэможности обеспечения поворота плавсредства при работе движителя, а также за счет повышения мощности

его и КПД.

Сущность изобретенил состоит в том, что корпус движителя имеет перпендикулярно к диаметральной плоскости плавсредства расположенную направляющую для гребной лопасти, установленной с возможностью ее поворота относительно вертикальной оси, с наличием ограничителей этого поворота и кинематически связанную с педальным приводом. Причем ограничители выполнены изменяющими объем за счет камер, образующих эти ограничители, наполненных текучей средой, поступающей или удаляемой путем воздействия пользователя на резервуары длл этой среды, соединенные с камерами шлангами.

Отличительные признаки изобретения; наличие перпендикулярно расположенной к диаметральной плоскости судна направляющей длл лопасти; ограничители поворота лопасти сделаны регулирующими этот поворот за счет того, что выполнены в виде камер, наполненных текучей средой регулируемого объема.

НЛ фиг.1 изображен общий вид (сверху) устройства; на фиг.2 — общий вид киноматической схемы устройства (сэади) со снятым со своего места рулевым управлением; на фиг.3 — общий вид (сзади) кинематического устройства с двумя лопастями; на фиг,4— общий вид (сверху) устройства, изображенного на фиг.3; на фиг.5 — кинематическал схема взаимодействия гребных лопастей.

Примеры конкретного выполнения изобретения.

Пример 1, Гребной движитель плавсредства содержит корпус 1, снабженный состоящей из блоков 2 и перекинутых через них тросов 3 направляющей, с помощью педального привода 4 предназначенной длл перемещения гребной лопасти 5. Эта лопасть пропущена через щит 6 и закреплена в нем вертикальным шарниром. В этом щите выполнены отверстия 7 (фиг,З) для троса 3.

На щите 6 симметрично к лопасти 5 закреплены парные наполненные текущей средой (газом или жидкостью) ограничители поворота — камеры О, соединенные с штоком рулевого управления 9 через вэаимоизолированные резервуары 10 шланга и

10

11, Педальный привод 4 имеет тягу 12, перекинутую через подпружиненный блок 13, и тягу 14, перекинутую через блок 15. Устройство содержит сиденье 16.

Устройство работает следующим образом. Сидящий в лодке давлением ногой на левый педальный привод 4 смещает его вперед. Он, в свою очередь, янет за собой тросы 3, которые через левые блоки 2 перемещает влево щит вместе с лопастью 5, При этом направляющая движения лопасти проходит перпендикулярно диаметральной ,плоскости лодки. Лопасть 5, испытывая сопротивление окружающей среды (жидкости) поворачивается на вертикальном шарнире вправо до тех пор, пока не упрется в правую камеру 8. Смещаясь далее влево в этом положении, лопасть 5 отталкивает жидкость, влево-назад и, благодаря такому гребково20 му движению, толкает судно-влево-вперед до тех пор, пока смещается вперед левый печальный привод 4.

После надавливания на первый педальный привод все повторяетсл, но в зеркальном изображении и судно получает толчок вправо-вперед. В итоге, в результате попеременных надавливаний на левый-npaevA педальные приводы 4 судно зигзагообразно продвигается вперед. При повышении час30 тоты смены движения лопасти 5алево-вправо, при удлинении корпуса судна 1, увеличении его массы, увеличении угла отклонения лопасти 5 от диаметральной плоскости судна зигзагообразность движения

35 уменьшаетсл.

Регулирование угла отклонения лопасти

5 осуществляют, изменяя объем камер 8.

Длл этого, поворачивая влево или вправо шток рулевого управления 9, п ротивополож40 но изменяют объем резервуаров 10 (сжимают один и расш и ря ют другой).

Наполняющий их воздух через шланги 11 при этом удаляетсл из одного резервуара и поступает в соответствующую ему камеру 8, 45 расширяя ее, и засасывается в другой резервуар из соответствующей ему камеры, сжимая ее.

Регулирование скорости хода осуществляют частотой перемещения лопасти влеМ0 во-вправо, амплитудой ее перемещения и углом отклонения лопасти, Поворот лодки осуществляют асимметрией"отклонения лопасти влево или вправо от диаметральной плоскости судна — судно повернет в сторону, где меньше работала лопасть, либо асимметрией скорости перемещения лопасти — судно повернет в сторону, куда быстрее осуществлялись гребки лопаСти при одинаковой асимметрии отклонения лопасти от диаметральной плоскости

1818266. 6 враг судна. Асимметрия наполнения камер 8также обеспечит поворот судна — в сторону,.где меньше раздута камера 8.

41 р и м е р 2. Судно, изображенное на фиг.4, в отличие от изображенного на фиг.1 (пример 1) имеет дублирование направляющих с разнесением их вверх-вниз (фиг, 3) и влево-вправо так, чтобы две лопасти перемещались — каждая — слева или справа от диаметральной плоскости судна. При этом тросы 3 и педальные приводы 4 соединены так (фиг.4), что лопасти 5 совершают при надавливании на педальные приводы 4 зеркальные движения — сходятся или расходятся от диаметральной плоскости судна, находясь при этом на равном расстоянии от этой плоскости. Преимуществом устройства по данному примеру — повышение КПД, т.к. при синхронном схождении и расхождении лопастей толчки в сторону гасятся и судно не "рыскает". Кроме того, повышается мощность комплекса, т.к. функционируют две лопасти — при сохранности передне-задних габаритов судна. Схематически взаимодействие лопастей при этом — на фиг.5, При осуществлении поворота; например, вправо, штоком сжимается левый резервуар 10 и расширяется правый, благодаря чему раздуваются левые камеры

8 и сжимаются правые камеры 8. В результате при схождении лопастей 5 левая упирается в более раздутую камеру. чем правая. в

5 результате чего судно получает толчок к повороту вправо. При расхождении лопастей, наоборот, правая лопасть упирается в более раздутую камеру; чем левая, в результате чего судно вновь получает импульс к noso10 роту вправо, Формула изобретения

Гребной движитель плавсредства, содержащий корпус, по крайней мере одну гребную лопасть, кинематически связанную

15. с педальным приводом, установленную с возможностью перемещения относительно диаметральной плоскости плавсредства и поворота относительно ее. вертикальной оси. выполненную с ограничителем ее пово20 рота, о тл и ч à ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств движителя, он снабжен направляющей для перемещения лопасти, при этом упомянутая направляющая установлена перпендику-.

25 лярно диаметральной плоскости пласредства, причем ограничители поворота лопасти выполнены в виде камер, наполненных текучей средой.

8 8 3 2

1818266

Ъ

Ф гМ

Составитель В, Матвеев

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М. Самборская

Заказ 1922 Тираж Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Гребной движитель плавсредства Гребной движитель плавсредства Гребной движитель плавсредства Гребной движитель плавсредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх