Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете

 

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано на этапе предпосадочного маневрирования и захода на посадку. Цель изобретения - повышение надежности и безопасности выполнения планирующим летательным аппаратом предпосадочного маневрирования и захода на посадку. Устройство содержит блокопределения наклонной дальности 3, датчики курса 6, азимута 10 и высоты полета 9, сумматор 5, блок формирования сигнала высоты прямолинейного планирования 4, блок формирования сигнала потерь высоты на разворот 8, блок формирования сигнала потерь высоты на доворот 11, блок формирования сигнала дополнения к курсовому углу 7, блок формирования сигнала избытка высоты 2. 4 з.п. ф-лы, 8 ил/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ()9) ()1)

Ь (s>)s В 64 С 13/18

ИПНЩ ю И(ъД

Фиг. 7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4919149/22 (22) 14,03.91 (46) 15,07.93. Бюл. ЬЬ 26 (71) Летно-исследовательский институт им.

M.М. Громова (72) А.В. Воск ресенский, H. È,8åëè÷êî и

А.И.Бабенков (56) Новоселов А.С. и др. Системы адаптивного управления летательными аппаратами, М, M-e, 1987, с. 18-20. (54) УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ (57) Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано на этапе предпосадочного маневрирования и захода на посадку. Цель изобретения — повышение надежности и безопасности выполнения планирующим летательным аппаратом предпосадочного маневрирования и захода на посадку. Устройство содержит блок- определения наклонной дальности 3, датчики курса 6, азимута 10 и высоты полета 9, сумматор 5. блок формирования сигнала высоты прямолинейного планирования 4, блок формирования сигнала потерь высоты на разворот 8, блок формирования сигнала потерь высоты на доворот 11, блок формирования сигнала дополнения к курсовому углу 7, блок формирования сигнала избытка высоты 2, 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

1827362

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано при выполнении бездвигательного предпосадочного маневрирования планирующих летательных аппаратов (ЛА).

Целью изобретения является повышение надежности и безопасности выполнения планирующим летательным аппаратом предпосадочного маневрирования и захода на посадку.

На фиг.1. изображена блок-схема устройства индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете; на фиг.2— блок-схема блока формирования сигнала высоты прямолинейного планирования; на фиг. — блок-схема блока формирования сигнала дополнения к курсовому углу; на фиг.4 — блок-схема блока формирования сигнала потерь высоты на разворот; на фи«.5 — блоксхема блока формирования сигнала потерь высоты на доворот; на фиг.6 — кривая зависимости высоты прямолинейного планирования от наклонной дальности до радиомаяка; на фиг,7 — семейство кривых зависимости потерь высоты на разворот ЛА; на фиг.8 — зависимость потерь высоты на доворот ЛА.

Устройстве индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете содержит 1 — индикатор, 2 — блок формирования сигнала избытка высоты, 3 — блок определения наклонной дальности,4- блок формирования сигнала высоты прямолинейного планирования, 5 — сумматор, 6— датчик курса, 7 — блок формирования сигнала дополнения к курсовому углу, 8 — блок формирования сигнала потерь высоты нв разворот, 9 — датчик высоты полета, 10— датчик азимута, 11 — блок формирования сигнала потерь высоты на доворот.

Блок 4 (см. фиг,2) формирования сигнала высоты прямолинейного планирования содержит 12 — согласующий усилитель, 13— блок формирования значения высоты планирования.

Блок 7 (см, фиг.3) формирования сигнала дополнения к курсовому углу содержит 14 — второй согласующий усилитель, 15 — первый согласующий усилитель, 16 — сумматор, 17 — блок формирования сигнала курсового угла, 18 — блок формирования значения дополнения к курсовому углу, Блок 8 (см, фиг.4) формирования сигнала потерь высоты на разворот содержит 19 — согласующий усилитель, 20 — блок формирования сигнала отслеживания текущего значения высоты. 21 — блок формирования значения потерь высоты на разворот, 22— блок формирования сигнала отслеживания текущего значения дополнения к курсовому углу.

Блок 11 (см. фиг.5) формирования сигнала потерь высоты на доворот содержит 23— согласующий усилитель, 24 — сумматор, 25— блок формирования сигнала радиопеленга, 26 — блок формирования значения потерь высоты на доворот, 27 — задатчик посадочного курса.

Устройство работает следующим образом.

В качестве источников информации используются блок определения наклонной дальности 3 и датчики курса 6, высоты 9 и

"5 азимута 10, сигналы с которых поступают на согласующие усилители, которые имеют регулировку в.виде потенциометров (" Центровка"), что обеспечивает согласование уровней сигналов с различных датчиков.

С блока 3 сигнал Д, поступает на вход согласующего усилителя 12, а с него на вход блока 13 формирования значения высоты планирования Нпр. В блоке 13 реализуется зависимость Н р(Д ) (см, фиг,6). С выхода блока 13 сигнал Нпр поступает в блок 5.

На входы согласующих усилителей 14 и

15, имеющих регулировку потенциометрами, поступают соответственно сигналы курса ф и азимута Аэ с датчиков 6 и 10. Затем

30 данные сигналы поступают на сумматор 16, где производится их алгебраическое сложение Аз, ф. Блоки 16, 17 и 18 последовательно соединены между собой. В блоке 17 формируется сигнал, соответствующий кур35 совому углу радиомаяка КУР, путем выделения модуля из сигнала, пришедшего из блока 16:КУР = Аз, тр, Затем в блоке 18 сигнал КУР преобразуется в сигнал, соответствующий дополнению к КУР, по форму40 ле

hKYP = minjKYP, 360 - KYP)

С выхода блока 18 сигнал ШКУР поступа45 ет на вход блока 8, На вход согласующего усилителя 19, имеющего регулировочный потенциометр. поступает сигнал с датчика высоты 9. С выхода блока 19 сигнал поступает в блок 20, 50 где постоянно отслеживается сигнал текущей высоты Нтек. С выхода 20 сигнал Нтек поступает на вход блока формирования сигнала ЛНусл 22, С выхода блока 7 сигнал

ЛКУРтек поступает в блок 21 отслеживания

55 сигнала ЛКУРтек С выхода блока 21 сигнал поступает на вход блока 22. Блок 22 формирования сигнала АНусл представляет собой блок перемножения, в блоке 22 производится определение значения потерь высоты на

1827362 разворот АНусл в зависимости от текущих

3НВ I8HMM ЛКУРтек M Нтек В СООтВЕтСтВИИ C зависимостью ЛНусл (ШКУР, Н), которая приведена на фиг.7, С выхода блока 22 сформированный таким образом сигнал

ЛНусл поступает в блок 5.

Для блока 11 входным является сигнал азимута Аз, поступающий на согласующий усилитель 23, выход которого соединен с входом блока 24, В блок 24 перед полетом с помощью задатчика посадочного курса 27, выполненного в виде потенциометра, заводится также сигнал, соответствующий значе ию посадочного курса взлетно-посадочной полосы для данного аэродрома, т.е. s блоке

24 реализуется функция е1 = Аз -ф ес. Затем сигнал поступает в блок 25, где путем выделения модуля из сигнала е1 формируется сигнал радиопеленга е = 1Аз - ф ес1. Выход блока 25 соединен с входом блока 26, где формируется сигнал потерь высоты ЛНе на доворот до посадочного курса (вид зависимости e = f(e) представлен на фиг.8). С выхода блока 26 сигнал ЬНе поступает в блок 5. Блох 5 является сумматором и определяет заданную высоту планирования

Нзад = Hnp + ЛНусл + ЛНе. Блок 5 выходом соединен с входом блока 2, в котором определяется избыток высоты, равный

ЬН = Н - (Нпр, + ЬНусл. + ЛНе)

Выход блока 2 соединен с входом блока

1, который представляет собой прибор для индикации вертикальной позиции ЛА в полете в виде показаний ЛН нэ специальной шкале, отградуированной в километрах.

К преимуществам устройства можно отнести — повышение надежности приведения планирующего ЛА к месту посадки из любой точки области достижимости; — повышение безопасности при отработке предпосадочного маневрирования на бездвигательном ЛА с последующей посадкой..

Формула изобретения

1. Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете, содержащее блок определения наклонной дальности, датчики азимута, курса и высоты полета, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности выполнения планирующим летательным аппаратом предпосадочного маневрирования и захода на посадку. оно дополнительно содержит последовательно соединенные блок формирования сигнала избытка высоты, первый вход которого соединен с выходом датчика высоты полета, и индикатор, последовательно соединенные блок формировэ5 ния сигнала высоты прямолинейного планирования, вход которого соединен с выходом блока определения наклонной дальности, и сумматор, выход которого соединен с вторым входом блока формирования сигнала

10 избытка высоты, последовательно соединенные блок формирования сигнала дополнения к курсовому углу, первый вход которого соединен с выходом датчика курса, а второй вход — с выходом датчика азимута, и блок форми15 рования сигнала потерь высоты на разворот, второй вход которого соединен с выходом датчика высоты полета, а выход — с вторым входом сумматора, блок формирования сигнала потерь высоты на доворот, вход кото20 рого соединен с выходом датчика азимута, а выхад — с третьим входом сумматора.

2, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блох формирования сигнала высоты прямолинейного планирования со25 держит последовательно соединенные согласующий усилитель, вход которого является входом блока формирования сигнала высоты прямолинейного планирования, и блок формирования значения высоты

ЗО планирования, выход которого является выходом блока формирования сигнала высоты прямолинейного планирования.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок формирования сигнала до35 полнения к курсовому углу содержит последовательно соединенные первый согласующий усилитель, сумматор, блок формирования сигнала курсового угла и блок формирования значения дополнения к курсовому углу, выход

4Q которого является выходом блока формирования сигнала дополнения к курсовому углу, второй согласующий усилитель, выход которого соединен с вторым инверсным входом сумматора, входы первого и второго согла45 сующих усилителей соответственно вторым и первым входами блока формирования сигнала дополнения к курсовому углу, 4. Устройство по п,1, от л и ч а ю щ е ес я тем, что блок формирования сигнала

50 потерь высоты на разворот содержит последовательно соединенные согласующий усилитель, блок формирования сигнала отслеживания текущего значения высоты и блок формирования значения потерь высо55 ты на разворот, выход которого является выходом блока формирования сигнала потерь высоты на разворот, блок формирования сигнала отслеживания текущего значения дополнения к курсовому углу. выход которого соединен с вторым входом

1827362 блока формирования значения потерь высоты на разворот, а вход является первым входом блока формирования сигнала потерь высоты нэ разворот, вторым входом которого я вляется вход согласующего усилителя.

5, Устройство по п.1, отл ича ю щеес я тем, что блок формирования сигнала потерь высоты на доворот содержит последовательно соединенные согласующий усилитель, сумматор, блок формирования сигнала радиопеленга и блок формирования значения потерь высоты на доворот, выход которого является выходом блока формиро5 вания сигнала потерь высоты на доворот, входом которого является вход согласующего усилителя, задатчик посадочного курса, выход которого соединен со вторым инверсным входом сумматора.

1827362

Нпр

Яюакл л КУР

Составитель Т. Туманова

Техред М;Моргентал Корректор, Н. Король

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент, r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 2344 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-36, Раушская наб.. 4/5

Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете Устройство индикации вертикальной позиции летательного аппарата в полете 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию, а именно к системам управления полетом беспилотного малоразмерного летательного аппарата

Изобретение относится к системам автоматического управления движением самолета в режиме снижения по глиссаде при заходе на посадку

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к управлению поверхностями механизации крыла самолета, такими как закрылки и интерцепторы

Изобретение относится к управлению летательными аппаратами, в частности к устройствам , обеспечивающим заход на посадку по глиссаде на аэродром без начального радиотехнического оборудования , Целью изобретения является повышение безопасности полета

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для дистанционного управления летчиком бортовым комплексом и системами ЛА (без отрыва рук от рычагов управления ЛА)

Изобретение относится к области авиационных систем, обеспечивающих управление и наведение летательных аппаратов

Изобретение относится к автоматическим системам управления

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета и предназначено для стабилизации бокового движения легкого самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам определения угла скольжения летательного аппарата

Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА)
Наверх