Способ испытания трансмиссии транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способам испытания трансмиссии транспортных средств. Сущность изобретения: способ позволяет получить достоверные данные о параметрах трансмиссии и повысить качество испытания путем одновременного нагружения ее несколькими воздействиями, наиболее значимыми, соответствующими реальным эксплуатационным режимам ее работы и изменяющимися по случайному закону и характеризующимися корреляционными функциями экспоненциально-косинусного типа со своими значениями коэффициентов каждой из корреляционных функций, причем воздействия влияют на трансмиссию обособленно и независимо друг от друга. Некоторые из них могут представлять собой сумму нескольких наиболее значимых однотипных нагрузок. 5 ил.

(я)э G 01 М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4914737/11 (22) 25,02.91 (46) 07.09.93. Бюл, М 33-36 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) Геращенко В, В., Быховский А. Г. (73) Могилевский машиностроительный институт (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСМИССИИ (57) Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способам испытания трансмиссии транспортных средств. Сущность изобретения: способ позволяет получить достоверИзобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способам испытания трансмиссии транспортного средства.

Известны способы испытания трансмиссии путем испытания ее на стенде с поддержанием среднего значения нагрузки.

Недбстатком данных способов является низкое качество испытания трансмиссии, т.к. при испытании такая статистичеСкая характеристика как дисперсия не поддерживается на каком-то заданном значении..

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предполагаемому изобретению является способ испытания трансмиссии, заключающийся в испытании ее на стенде с поддержанием дисперсии нагрузки на каком-то заданном значении. ные данные о параметрах трансмиссии и повысить качество испытания путем одновременного нагружения ее несколькими воздействиями, наиболее значимыми, соответствующими реальным эксплуатационным режимам ее работы и изменяющимися по случайному закону и характеризующимися корреляционными функциями экспоненциально-косинусного типа со своими значениями коэффициентов каждой из корреляционных функций, причем воздействия влияют на трансмиссию обособленно и независимо друг от друга. Некоторые иэ них могут представлять собой сумму нескольких наиболее значимых однотипных нагрузок.

5 ил, Сущность способа заключается в том, что испытание трансмиссии производят на стенде со случайной нагрузкой на режиме. характеризующемся не только средним значением нагрузки, но и определенным значением дисперсии этой нагрузки, причем среднее значение нагрузки и дисперсия определяются реальным режимом эксплуатации транспортного средства.

Недостатком данного способа. и ринятого за прототип, является то, что он не позволяет получить достоверные результаты испытания трансмиссии.

Укаэанный недостаток обусловлен следующим. Режимы испытания трансмиссии должны быть максимально приближены к режимам ее работы в реальных условиях эксплуатации. Иэ множества фак о;..ое, влияющих на работутрансмиссии в nr n,iecce ee эксплуатации наиболее сущесTpt=l(. 1и яв2000562 ляются: тип машины, на которую установлена данная трансмиссия и особенности ее конструкции; виды работ, выполняемых машиной; климатические условия работы; почвенно-дорожные условия; режим работы машины и т,д.

В процессе эксплуатации воздействия на трансмиссию изменяются случайным образом и характеризуются корреляционной функцией экспоненциально-косинусного типа где А — дисперсия, а и  — коэффициенты корреляционной функции, характеризующие интенсивность затухания и частоту периодической составляющей рассматриваемого случайного процесса.

Каждое из перечисленных выше воздействий описывается своей корреляционной функцией экспоненциально-косинусного типа

К1(т) =- А1е ()cos P1 r

Р (к) =- А е 2()cos/Ized

4з() = Аз е (соэ Рз т

RI {г) -- AI е а () cos p г

Коэффициенты корреляционных функций A>, ai,pI. А2, az, jb, Аз, аз,/ з, А;, /3, аь знэчи1ельно отличаются друг от друга и определяются условиями эксплуатации трансмиссии.

Например, случайное воздействие, описываемое корреляционной функцией 1 (фиг.

1) и имеющее коэффициенты A>, a>, j3<, характеризуется отсутствием гармонических составляющих, т.е. P>= О, при этом корреляционная функция примет вид R>(t)

А|е () Если случайное воздействие описывается корреляционной функцией, выраженной кривой 2 (фиг, 1) с коэффициентами Az, az . Pz. то при этом также отсутствуют гармонические составляющие (f32=- О), но степень случайности процесса значительно выше (фиг. 3).

Кривые 3 и 4 характеризуют случайные процессы, в которых присутствуют гармонические составляющие, при этом кривая 3 (Аз, аз,/Ь) описывает процесс с малой случайностью и высокой периодичностью, а кривая 4 (Ад, ад,/Зл) описывает процесс со случайными и периодическими составляющими. 4>ункциям, выраженным кривыми 3 и

4, соотве1ствуют режимы эксплуатации, приведенными на фиг, 4 и 5, Иэ приведенного примера ясно. что раз5 личным воздействиям соответствуют корреляционные функции экспоненциально-косинусного типа с различными значениями коэффициентов.

В реальных условиях эксплуатации на

10 трансмиссию одновременно оказывают влияние несколько различных воздействий, причем значительно отличающихся друг от друга. Однако некоторые воздействия являются наиболее значимыми и оказывают рс15 шающее значение н," работу трансмиссии, а другими в определенной степени можно пренебречь, ввиду их незначительного влияния на трансмиссию, В известном изобретении, принятом за

20 прототип, испытание трансмиссии производится по режимам, учитывающим только одно из множества воздействий на трансмиссию, и степень приближения к реальным эксплуатационным воздействиям недостаточна, а следовательно, и качество испытания низкое.

Поэтому для получения высокого качества и достоверности результатов испытания. необходимо одновременно воздействовать на трансмиссию во время испытаний несколькими воздействиями, максимально приближенными к реальным эксплуатационным режимам работы трансмиссии, изменяющимися по случайному закону и характеризующимися корреляционными функциями экспоненциально-косинусного типа со своими значениями коэффициентов каждой из корреляционных функций, причем воздействия должны вли40 ять на трансмиссию обогобленно и независимо друг от друга, но при этом некоторые из них могут представлять собой сумму нескольких наиболее значимых однотипных воздействий.

45 Цель изобретения — получение высокого качества и достоверности результатов испытания, Указанная цель в заявляемом изобретении достигается тем, что при испытании

50 трансмиссии одновременно нагружается несколькими воздействиями. наиболее значимыми, соответствующими реальным эксплуатационным режимам ее работы и изменяющимися по случайному закону и характеризующимися корреляционными функциями экспонен циально-косинусного типа со своими значениями коэффициентов каждой из корреляционных функций, причем воэдейстBèII влилIGT н;3 трансмиссию обособленно и нс. ;.II »III !II;vI о: дгуга, но при

2000562 этом некоторые из них могут представлять собой сумму нескольких наиболее значимых однотипных нагрузок.

Существо изобретения разьясняется ниже, где приводится пример испытания трансмиссии, Испытываемая трансмиссия устанавливается на стенд для испытания, имеющий систему управления, позволяющую одно- 10 временно воспроизводить несколько воздействий, соответствующих наиболее значимым реальным эксплуатационным режимам работы трансмиссии (одним из возможных вариантов является подключение 15 системы управления стенда к 3BM). При этом, перед началом испытания трансмиссии заранее определены факторы, влияющие на ее работу в условиях эксплуатации, т.е. тип машины, на которую будет установ- 20 лена трансмиссия, условия ее эксплуатации, виды и режимы работы машины и т.д. и соответствующие каждому из факторов воздействия, характеризующиеся корреляционнь|ми функциями с определенными 25 значениями коэффициентов.

Например. испытываемая трансмиссия будет установлена на трактор Т-130, используемый на промышленных работах в 30 условиях жаркого климата при работе с тяжелым каменистым грунтом. При этом на трансмиссию трактора будет одновременно воздействовать несколько нагрузок: момент не выходном валу, представляющий 35 собой сумму моментов, учитывающих влияние дорожных условий М и выполняемые работы по перемещению грунта М1, Кроме того, на входной вал трансмиссии действует момент Mz, обусловленный суммой момен- 40 тов от приводных вспомогательных механизмов М2 = Mz + М2 . На трансмиссию также будут воздействовать нагрузки от вибрации трактора при его передвижении и работе, а также тепловые нагрузки М4. Каж- 45 дому из воздействий соответствуют корреляционные функции экспоненциально-косинусного типа с определенными значениями коэффициентов: для М1, коэффициенты А1 - 40„.160 Нм, 50 а1 = 0,3...1,7 м, jh= 0,6...3 с для М1, A1 - 20...75 Нм, a> -- 0,7...2.3 с

P> - 0,9...1,5 с для Mz. Az; 3...50 Нм, a2 = 0,65...0.98 с

/32- 0,9...1,6 с для М2, А2 - 10...35 Нм, а2 =- 0.1...0,98 с

Д -0.2...1,3 с для Мз, А - 0,2...23 Нм, аз= v, ...3,3 с . /Зз0,9...1,6 с для М4, А4 - 0,01...0,9 Нм, сц= 0.02...0.8 с

Р4 0,01...0,75 с

Кроме того, на трансмиссию будут оказывать влияние ряд других факторов, однако значениями которых ввиду их незначительности можно пренебречь.

Далее осуществляется испытание трансмиссии при одновременном нагружении ее укаэанными нагрузками М1, М2, Мз, М, изменяющихся по случайному закону и характеризующихся корреляционными функциями экспоненциально-косинусного типа, причем каждая нагрузка характеризуется своими значениями коэффициентов корреляционных функций.

Таким образом, использование способа позволит произвести наиболее качественные испытания и получить достоверную информацию о параметрах трансмиссии на режимах, максимальнс приближенных к реальным эксплуатационным условиям ее работы.

Формула изобретения

Способ испытания трансмиссии транспортного средства, заключающийся в приложении к испытываемой трансмиссии транспортного средства нагрузки со случайным характером изменения, среднее значение и дисперсия которой определены реальными эксплуатационными режимами, отличающийся тем, что одновременно с укаэанной нагрузкой к испытываемой трансмиссии прикладывают по крайней мере одну дополнительную нагрузку со случайным характером изменения, соответствующим реальному эксплуатационному режиму, при этом изменение нагрузок при независимом их воздействии на испытываемую трансмиссию осуществляют по корреляционным функциям экспоненциально-косинусного типа с отличными друг or друга по режимам значениям коэффициентов каждой из этих функций.

2000562

Составитель В.Геращенко

f åäàê-ор А.Кучерякова Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревскаа

Заказ 307

Тираж Подписное

НПО " Поиск Роспатента

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г ужгород. ул Гагарина. 101

Способ испытания трансмиссии транспортного средства Способ испытания трансмиссии транспортного средства Способ испытания трансмиссии транспортного средства Способ испытания трансмиссии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх