Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода

 

Комитет Российской Федерации но патентам и товарным знакам (ts) RU (1ц 2003916 С1

„{И) 5 F16L55 38 ( (21) 4795354/29 (22) 26.02.90 (46) 30.11.93 Бюл. ¹ 43-44 (76) Тригер Борис Григорьевич (54) СПОСОБ АВАРИЙНОГО РЕМОНТА ПРОТЯЖЕННОГО ТРУБОПРОВОДА (57) Сущность изобретения: после вскрытия ремонтируемой части трубопровода (ТП) в стороне от него отрывают котлован глубиной больше глубины котлована у вскрытой части и соединяют их каналом дпя.отвода вылившегося продукта Очищают ремонтируемый участок и грунт от транспортируемого продукта Укладывают на грунт листы из стальной жести. Подготавливают к приклеиванию заплату из тонкого пластичного металла, легко принимающего форму неровностей. перекрывающую края трещины на величину от 1/7 до 1/10 диаметра сечения ТП.

Прижимают заплату к ТП. Производят забор проб у места расположения заплаты. Проверяют топливовоздушную смесь на воспламеняемость. Подготавливают и приклеивают заплату из теплоизоляционного материала, чтобы-она перекрывала края первой заппаты на величину от 1/20 до 1/30 диаметра ТП. Затем устанавливают третью заплату из мягкой стали, перекрывающую края второй заплаты на величину от 1/15 до 1/18 части диаметра ТП и прижимают к месту наложения сьемными стяжнымн ремнями, состоящими из сплющенных колец. 7 ип

2003916

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. и может использоваться при аварийном ремонте протяженного трубопровода, Известен способ устранения течи действующего трубопровода. заключающийся в наклеивании тампона на место течи и охватывании его устройством, состоящим из двух полуцилиндровых коробов, скрепленных между собой посредством накидной петли и боковых зажимов, Известен способ аварийного ремонта протяженного трубопровода, заключающийся во вскрытии части трубопровода, его очистке от грязи и изоляции, зачистке места трещины и металлической заплаты до блеска. засверливании концов трещины, установке скобы с винтом, на который надевают металлическую заплату с резьбовым отверстием, обезжиривании заплаты и места ее установки, приготовлении клеевой композиции и нанесении ее на склеиваемые поверхности, проведении тепловой обработки в течение 10-15 мин с целью полимеризации клея, снятии скобы и эавинчивании пробки в резьбовое отверстие заплаты, а после проверки нет ли утечки накладывании изоляции и засыпке. грунтом ремонтируемого участка трубопровода.

Однако длинные трещины на теле трубы и ее сварных швах в местах присоединения отводов к магистральным трубопроводам, а также свищи на тройниках и запорной арматуре известным способом ликвидировать нельзя.

Целью изобретения является повышение надежности эксплуатации отремонтированного участка трубопровода и обеспечение противопожарной безопасности при ремонте.

Указанная цель достигается тем, что после вскрытия ремонтируемой части трубопровода в стороне от него производят отрыв котлована глубиной больше, чем глубина котлована у вскрытой части трубопровода, и соединяют их каналом для отвода вылившегося продукта, укладывают на грунт листы из стальной жести, подготавливают к приклеиванию заплату из тонкого пластичного металла, легко принимающего форму неровностей, перекрывающую края трещины на величину от 1/7 до 1/10 диаметра сечения трубопровода, прижимают заплату к трубопроводу, производят забор проб у места расположения заплаты, проверяют пробу топливовоэдушной смеси паров транспортируемого агента на воспламеняемость, затем подготавливают и приклеива1от заплату из теплоизоля ционного материала так. чтобы она перекрывала края первой заплаты на величину от 1/20 до 1/30 части диаметра сечения трубопровода, прижимают заплату к трубопроводу, берут пробу у места расположения заплаты и проверяют ее на воспламеняемость, затем устанавливают третью заплату иэ мягкой . стали, перекрывающую края теплоизоляционной заплаты на величину от 1/15 до 1/18 части диаметра сечения трубопровода, и

10 прижимают к месту наложения съемными ремнями, состоящими из сплющенных колец, выполненных из цельнотянутой стальной трубки, соединенных между собой пальцами, круглые головки которых со стороны трубопровода срезаны по хорде окружности головки, при этом крайние звенья ремней имеют запорное устройство и к каждому ремню приложен комплект звеньев с уменьшенным расстоянием между отвер20 стиями для пальцев, берут пробу у места расположения заплаты и проверяют на воспламеняемость, затем приваривают заплату к трубопроводу, причем приварку заплаты осуществляют на отдельных противоположно расположенных местах так, чтобы эти места сварки не имели возможность нагреваться до температуры, при которой будет большое испарение транспортируемого агента s трубопроводе.

30 На фиг. 1 показан вскрытый трубопровод с расположенными на нем заплатами и стяжными ремнями; на фиг. 2 — узел! на фиг.

1; на фиг, 3 — вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 4 — узел t i на фиг. 1; на фи г. 5 — вид по

35 стрелке Б на фиг. 4; на фиг, 6 — ролик для и рикатки заплат; на фиг. 7 — образец трубопровода для рихтовки заплаты из мягкой стали, Способ аварийного ремонта протяжен40 ного трубопровода заключается в следующем, На месте аварии вскрывают трубопровод 1 так, чтобы была возможность доступа ко всей его поверхности. Если трещина 2

45 сбоку трубопровода, то агент, если он жидкий, откачивают из трубопровода до прекращения течи агента, но если трещина 2 снизу, то вскрывают трубопровод так, чтобы его можно было повернуть в положение, при

50 котором прекратилась бы течь агента. Затем очища1от поврежденный участок от грунта и изоляции и после дефектоскопии засверливают концы трещины 2 íà всю толщину металла.

В стороне от оси трубопровода на противопожарном расстоянии (не менее 10 м} отрывают боковой котлован. глубиной больше, чем глубина котлована у вскрытой части трубопровода, и соединяют их каналом для отвода вылившегося агента в боковой котло2003916 ван. Потом снимают слой грунта под трубопроводом и в соединительном канале, после чего на очищенное место кладут листы из стальной жести, чтобы не допустить случайного воспламенения пэров агента.

Пескоструйным аппаратом обрабатывают площадку возле трещины 2 так, чтобы расстояние от концов трещины и ее боковых сторон было не менее 300 мл.

Вырезают заплату 3 из тонкого листа пластичного металла, например алюминия, толщина которого не должна превышать 0,5 мл. Заплата должна перекрывать трещину 2 от ее концов и боковых сторон от 1/7 до

1/10 диаметра сечения трубопровода. Заплата должна быть пластичной.

Вырезают заплату 4 из листа стеклоткани так, чтобы она перекрывала края заплаты

3 на величину от 1/20 до 1/30 части диаметра сечения трубопровода.

Вырезают из листа мягкой стали толщиной как стенка трубопровода заплату 5 и рихтуют ее на удаленном от оси трубопровода образце 6, имеющем два дня 7 и при необходимости отрос ок, Заплата 5 считается отрихтованной, если она плотно прилегает к трубопроводу 1 в том месте, где расположена трещина 2.

Приготавливают съемные обжимные ремни, составленные из звеньев 8, соединенных пальцами 9, круглые головки которых со стороны трубопровода срезаны по хорде окружности. Звенья 8 выполнены из сплющенных колец, отрезанных от бесшовной стальной трубки. Для подгонки длины стяжного ремня пальцы 9 свободно вынимаются из отверстий звеньев при небольшом воздействии на концы пальцев, не имеющие головку. Концевые звенья 8 имеют запорное устройство в виде замка с ручкой 10. К каждому ремню прилагается комплект звеньев с уменьшенным расстоянием. между отверстиями на 2. 4, 6 мл, используемых при подгонке длины ремня, при этом после поворачивания ручки 10 замка ремень, охватывая заплату 5, должен плотно прижимать ее к трубопроводу. Количество ремней должно быть такое, чтобы первый и последний были на расстоянии от начала и конца заплаты 5, равном 50-70 мл, а расстояние между ремнями было бы равно 150-200 мл.

При повороте ручки 10 на нее надевают трубку-усилитель 11.

Потом обезжиривают заплату 3 и место для ее накладывания на трубопроводе 1. На обезжиренные склеиваемые поверхности наносят слой быстросхватывающегося клея, например БФ, делают выдержку в течение времени, указанного в инструкции для этого клея, и прикатывают заплату ро5

55 ликом 12, чтобы она плотно прилегала к трубопроводу. У места расположения заплаты берут пробу газовоздуш lol1 смеси на ее воспламеняемость. Если смесь не воспламеняется, значит заплата приклеена хорошо.

Затем обезжиривают заплату 4 и тыльную сторону заплаты 3. Наносят на обезжиренные поверхности слой клея, делают выдержку в течение необходимого времени и после выдержки заплату 4 накладывают на заплату 3 так, чтобы края заплаты 4 были равноудалены от краев заплаты 3, перекрывая последнюю. Потом заплату 4 прикатывают роликом 12.

Пескоструйным аппаратом обрабатывают внутреннюю часть заплаты 5, обезжиривают эту часть и тыльную сторону заплаты

4, наносят на них слой клея, делают выдержку, накладывают заплату 5 на заплату 4, перекрывая равномерно края последней.

Это необходимо только для удержания заплаты 5 в определенном положении. Потом надевают стяжные ремни и, поворачивая их ручки 10 с помощью трубок-усилителей 11, прижимают заплату 5 к трубопроводу, Берут пробу смеси воздуха и агента вблизи заплаты 5 и пробуют на воспламеняемость. Если правильно была выполнена технология наклеивания заплат, то смесь не будет воспламеняться и можно производить сварочные работы.

Края заплаты 5 и прилегающую к ее

,ðàÿì полоску трубопровода готовят для сварочных работ, т. е, очищают это место с помощью пескоструйного аппарата.

Сварочные работы проводят так, чтобы длина шва не превышала 20 мл, Потом такой же длины делают шов на стороне, противоположной ранее сделанному шву. Зто надо для того, чтобы трубопровод не нагревался до высокой температуры. Периодически проверяют смесь на воспламеняемость.

Снимают стяжные ремни и производят сварку мест, ранее закрытых стяжными ремнями, После проверки смеси на воспламеняемость у заплаты 5 выполняют второй сварочный шов по всему периметру этой заплаты.

Закончив выполнение указанных выше работ, на трубопровод наносят изоляцию, убирают металлические листы жести и зарывают трубопровод, Наклеивая первую заплату из тонкого пластичного металла, например алюминия, место трещины уплотняют так, что не опасно в противопожарном отношении производить приваривание стального листа на аварийное место протяженного трубопровода.

2003916

Приваривание стальной. заплаты повышает надежность эксплуатации отремонтированного участка протяженного трубопровода.

5 дят забор проб у места расположения заплаты, проверяют пробу топливовоздушной смеси паров транспортируемого агента на воспламеняемость, затем подготав-; ливают и приклеивают заплату из теплоизоляционного материала так, чтобы она перекрывала края первой заплаты на величину 1/20- 1/30 части диаметра сечения трубопровода, прижимают заплату к трубопроводу, берут пробу у места расположения заплаты и проверяют ее на воспламеняемость, затем устанавлива1от третью заплату из мягкой стали, перекры20 вающую края теплоизоляционной заплаты на величину 1/15 - 1/18 части диаметра сечения трубопровода. и прижимают к месту наложения съемными стяжными ремнями, состоящими из сплющенных колец, выпал25 ненных из цельнотянутой стальной трубки, соединенных между собой пальцами, круглые головки которых со стороны трубопровода срезаны по хорде окружности голонки, при этом крайние звенья ремней

3(имеют запорное устройство и к каждому ремню приложен комплект звеньев с .уменьшенным расстоянием между отверстиями для пальцев, берут пробу у места расположения заплаты и проверяют на

3- воспламеняемость, затем приваривают заплату к трубопроводу, причем приварку заплаты осуществляют на отдельных противоположно расположенных местах

4С так, чтобы эти места сварки не имели вазможность нагреваться до температуры, при которой будет большое испарение транспортируемого агента в трубопроводе. у /РДДР Г

Ф о р мул а изобретения

СПОСОБ АВАРИЙНОГО РЕМОНТА

ПРОТЯЖЕННОГО ТРУБОПРОВОДА, 33= ключающийся во вскрытии части трубопровода с воэможностью доступа ко всей вскрытой части, где обнаружено повреждение, очистке этой части трубопровода от грунта и изоляции, дефектоскопии вскрытой части, засверливании концов трещины на всю толщину металла, очистке места наложения заплат от ржавчины, обезжиривании, нанесении слоя клея и выдержке, наложении заплат и их прикатывании, нанесении нового изоляционного покрытия на отремонтированном участке трубопровода и засыпке грунтом ремонтируемого участка, отличающийся тем, чта, с целью повышения надежности эксплуатации отремонтированного участка трубопровода и обеспечения противопожарной безопасности при ремонте, после вскрытия ремонтируемой части трубопровода в стороне от нега производят отрыв котлована глубиной больше, чем глубина котлована у вскрытой части трубопровода, и соединяют их каналам для отвода вылившегося продукта, очищают ремонтируемый участок и грунт от транспортируемого продукта, укладывают на грунт листы из стальной жести, подготавливают к приклеиванию заплату из тонкого пластичного металла, легко принимающего форму неровностей, перекрывающую края трещины на величину 1/71/10 диаметра сечения трубопровода, прижимают заплату к трубопроводу, праизво(56) Копцов И. И. Сокращение потерь газа на магистральных газопроводах. M.:

Недра, 1988, с, 18-35. а Ф Ф

Ф . Ф

ФФ ° - ° ° Е

° б

° °

° я

° °

Ф

Ф

° ° ФФ I Ф I Ф °

° ° ° °

Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода Способ аварийного ремонта протяженного трубопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту преимущественно нефтеи нефтепродуктов и предназначено для выполнения ремонтных работ на нефтепроводах , проложенных под водой

Изобретение относится к строительству , в частности к ремонту дорог, а именно к способам ремонта трубопроводов, проложенных под дорожным полотном И пересекающих транспортные магистрали

Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкостей и газов и предназначено для ремонта подводных трубопроводов с заменой дефектного участка

Изобретение относится к нанесению защитного и герметизирующего покрытия на внутренние поверхности трубопровода при его изготовлении или ремонте, преимущественно для профилактики и восстановления имеющих протечки трубопроводов городской водопроводной и канализационной сети

Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкости и газов и предназначено для перекрытия трубопровода при его ремонте с заменой дефектного участка

Изобретение относится к устройству крепления труб для защиты при разрывах в крупных трубопроводных сетях, например на нефтеперерабатывающих заводах и атомных электростанциях
Изобретение относится к способам ремонта пластмассовых покрытий на металлических трубах

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для производства ремонтных работ на трубопроводах, проложенных на болотах

Изобретение относится к устройствам для обработки металлов и может быть использовано для резки труб при ремонте и строительстве магистральных трубопроводов

Изобретение относится к средствам выполнения ремонтных работ в трубопроводах

Изобретение относится к технике трубопроводного транспорта и может быть использовано прежде всего при эксплуатации магистральных газопроводов, нефте- и продуктопроводов для вырезки дефектов из трубопровода
Наверх