Способ восстановления деталей машин

 

Изобретение касается ремонта машин, в частности восстановления поршней ДВС и компрессороа Сущноаь способа: при восстановлении ширины изношенных канавок кольцз осуществляют сдвиг металла перемычек между канавками и прорезку технологической канавки для восстановления последней канавки. 1 злф-лы, 2 ил.

(19) КЦ (11) (51) 5 о 23 Р 6 ОО

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (23) 5059559/27 (22) 20.04.92 (46) 30.12.93 Бюл. ¹ 47-48 (76) Тавлыбаев Фасхетдин Низаметдинович (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

МАШИН (57) Изобретение касается ремонта машин, в частности восстановления поршней ДВС и компрессоров. Сущность способа: при восстановлении ширины изношенных канавок кольца осуществляют сдвиг металла перемычек между канавками и прорезку технологической канавки для восстановления последней канавки. 1 эл.ф-лы, 2 ил.

2005033

25

40

50

Изобретение касается ремонта машин и оборудования поршневых двигателей и комf1peccopoB а именно технологии восстановления изношенных деталей, в частности поршней, изготовленных из деформируемых сплавов. Изобретение может быть использовано в условиях ремонтных заводов, цехов, мастерских, а также в условиях эксплуатирующих предприятий. Основным дефектам поршней, бывших в работе, является увеличение ширины канавок под поршневые кольца вследствие износа стенок канавки.

Известен способ восстановления размеров канавок до номинальных размеров анодным оксидираванием.

Недостатками способа являются трудоемкость. знергоматериалоемкость и экологи;еская вредность процесса, а также применимость его только при незначительных износах (не более 0,15 мм) и в условиях крупных предприятий.с большой производственной программой восстановление (Ц.

Известен способ восстановления изношенных шлицев на валах вдавливанием.

При износе шлицев толщина шлицевого выступа уменьшается, а ширина шлицевого паза увеличивается, т.е, аналогично уменьшению перемычки и увеличению ширины канавки изношенного поршня. При вдавливании инструмента в предварительно наг ретый шлицевой выступ происходит осадка и раздача выступа, т.е. увеличение толщины выступа перемычки и уменьшение ширины шлицевого паза (канавки), Раздачу шлицевого выступа осуществляют с помощью ролика на токарном, строгальном или долбежном станках или вручную с помощью специальной расчеканки (2), После раздачи продсгльные канавки на шлицевых выступах заваривают.

Недостатками известного способа являются необходимость нагрева деформируемой части детали до высокой температуры; кроме раздачи по толщине, шлицевой выступ уменьшается по высоте; что требует последующего наращивания и обработки выступа по высоте; большая трудоемкость восстановления.

Целью изобретения является повышение износостойкости стенок канавок, Сущность способа заключается в том, что восстановление ширины и-й от юбки канавки осуществляется путем сдвига металла п-й перемычки, а для восстановления ширины последней (крайней сверху) канавки выполняют дополнительную перемычку за счет прорези технологиЧеской канавки. Для обеспечения требуемого размера ширины к"-навки в восстанавливаемую канавку пе ред сдвигом перемычки устанавливают два полукольца-калибра.

На фиг.1 изображен поршень со схемой восстановления ширины канавок; на фиг.2— приспособление для осуществления.

На токарном станке прорезают технологическую канавку 1 с обеспечением тол;цины дополнительной перемычки 2, примерно равной (1,5-2,0) толщины перемычек между канавками под поршневые кольца. Увеличенная толщина перемычки 2 обусловлена наибольшей величиной деформации этой перемычки для компенсации увеличения ширины канавки 3. равного сумме величины износа канавки 3 и величин деформации перемычек 4, 5 и б для восстановления ширины канавок 7, 8 и 9. Нагревают поршень

10, например, из алюминиевого сплава марки АЛ до температуры 180-200 С, устанавливают в канавку 7 два полукольца-калибра, на поршень устанавливают две половины деформирующей оправки 11 так, чтобы упорная полка А вошла в канавку 8 и надевают на оправку запорный стакан 12.

Поршень в сборе устанавливают с деформирующим приспособлением на стол под шток 13 пресса и деформируют перемычку 8 до упора ее стенки в полукольца-калибры. При этом стенки деформированной перемычки занимают положение 14, а сдвиг металла перемычки происходит по линии

15, Затем снимают с поршня запорный стакан 12, две половины деформирующей оправки 11 и полукольца-калибры, устанавливают в канавку 8 два полукольца-калибра, а на поршень -деформирующее и риспособление так, чтобы упорная полка А вошла в канавку 9.

Поршень в сборе с приспособлением устанавливают на стол пресса и деформируют перемычку 5 до упора ее стенки в полукольца-калибры. После этого повторяют.. указанные операции для обжатия канавок 9 и 3.

Не вынимая из канавки 3 полукольцакалибры, эавальцовывают в технологическую канавку 1 алюминиевую проволоку соответствующего сечения и сваривают концы проволоки Завальцовку проволоки осуществляют на токарном станке с помощью роликовой оправки заподлицо с поверхностью поршня.

При необходимости производят механическую обработку резцом или калибрующим четырехроликовым приспособлением, позволяющим обработать одновременно все четыре канавки и получить жесткий и минимально допустимый по чертежу размер канавки.

2005033

Пример. Способ реализован íà поршне 240-1004021 дизеля Д-240 (ММЗ), изготовленного из алюминиевого сплава AJ125 и имеющего пять канавок под кольца (3— под компрессионные кольца, 2 — под мас- 5 лосъемные). Ширина канавок под компрессионные кольца по чертежу 3+Щ мм, маслосъемные 6Ф о;о5о мм, номинальный диаметр поршня 110 мм. Величина износа ка- 10 навки под верхнее первое компрессионное кольцо составила 0,18 мм, под второе и третье кольца — 0,12 мм, под маслосъемные кольца-0.10 мм, толщина перемычек между канавками в пределах 4 — 5 мм. Прореэку тех- 15 нологической канавки осуществляли на токарном станке 16К20: ширина канавки 5 мм, толщина перемычки 7 мм. Обжим канавок ки выполняют дополнительную перемычку за счет прорезки техналогической канавки, где и-номер восстанавливаемой канавки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в восстанавливаемую канавку перед

25 сдвигом металла перемычки устанавливают два полукольца-калибры для обеспече ния требуемого размера ширины канавки. Формула изобретения

1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН пластическим деформировакием, отличающийся тем, что при восстановлении поршня ширину п-й от юбки канавки восстанавливают сдвигом металла и-й перемычки, а при восстановлении ширины последней канавпроизводили на гидравлическом прессе типа П6324 (25 тс). Усилие обжима колебалось в пределах 12-15 т,с. при температуре поршня 150 — 200 С. Наибольшая величина обжима канавки составила 0,52 мм.

Восстановление ширины канавок предлагаемым способом позволит увеличить ресурс поршня по сравнению с новым эа счет повышения износостойкости стенок канавок, благодаря упрочнению стенок при обжатии и калибровании канавки ка- либрующим роликовым приспособлением. (56) 1. Ремонт речных судов. — Под ред. А,Ф.

ВидеЦкого, M.: Транспорт, 1988, с. 60.

2. Н.В. Молодых и А.С. Зенкин, Восстановление деталей машин. M.; Машиностроение, 1989, с. 234, 235.

2005033

Составитель А, Сушкин

Техред M,Mîðãåíòýë Корректор Н Ревская

Редактор А. Бер

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Заказ 3413

Производственно-издательский комбинат "Патент", с. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ восстановления деталей машин Способ восстановления деталей машин Способ восстановления деталей машин Способ восстановления деталей машин 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх