Способ восстановления служебных свойств крышек цилиндров двигателей внутреннего сгорания из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом

 

Сущность изобретения: у крышек цилиндров удаляют технологические пробки, отжигают в печи при ограниченной (520С) температуре, проводят дробеочистку внутренней полости струей неколотой чугунной дроби размером 1,5 - 3,5 мм, подаваемой со скоростью не менее 15 м/с через отверстия и затем промывают эту полость.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в частности к крышкам цилиндров, и может быть использовано при ремонте этих крышек.

Межремонтный срок форсированного ДВС определяют, в основном, крышки цилиндров, изготовленные преимущественно из высокопрочного чугуна (ВПЧ НМ) с глобулярным графитом легированного никелем и молибденом.

Накапливаемые в процессе эксплуатации в их днищах остаточные напряжения растяжения и нарушения кристаллической структуры металла, а также нарастающий на днище со стороны полости охдаждения слой отложений имеют некоторый предел, за которым следует лавинообразное разрушение днища. Этот предел определяет срок замены крышек, что связано с большимим затратами ввиду их высокой стоимости.

Восстановление служебных свойств крышек цилиндров позволило бы использовать их повторно и уменьшить за этот счет затраты при ремонтах.

Известен способ очистки металлических поверхностей от отложений и их упрочнения дробенаклепок. Однако в этой работе не даны конкретные режимы обработки. Кроме того, для выполнения такой обработки необходимо обеспечение доступа к обрабатываемой поверхности.

Известен также способ восстановления служебных свойств крышек цилиндров ДВС из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом, включающий термообработку.

Однако указанный способ не предусматривает очистку поверхностей крышек от отложений.

Целью изобретения является снижение затрат при ремонтах ДВС за счет восстановления служебных свойств крышек цилиндров и их повторного использования.

Это достигается тем, что у крышек удаляют по меньшей мере часть технологических пробок, закрывающих полость охлаждения, загружают крышки в нагревательную печь при температуре 573 К (300оС), нагревают до 773-823 К (500-550оС) со скоростью 60 К (60оС/ч, выдерживают при температуре 773-793 К (500-520оС) в течение 5-6 ч, охлаждают совместно с печью до 573 К (300оС), далее - на воздухе. Затем обрабатывают внутренние полости охлаждения крышек струей неколотой чугунной дроби размером 1,5-3,5 мм, подаваемой сжатым воздухом со скоростью не менее 15 м/с в течение 15-20 мин через отверстия удаленных пробок под углом не менее 15о к поверхности днища, после чего промывают полость охлаждения моющим раствором.

Предлагаемая выдержка крышек во время отжига при температуре 773-793 К (500-520оС) вместо 843 К (570оС) в известном способе снижает согласно проведенным экспериментам уровень остаточных напряжений до приемлемой величины - не более 100 МПа (1000 кгс/см2), в то же время не приводит к существенному окислению поверхностей при отсутствии в печи нейтральной среды, которое протребовало бы последующей механической обработки.

Сухая дробеочистка внутренних полостей крышек неколотой чугунной дробью размером 1,5-3,5 мм, подаваемой воздухом со скоростью не менее 15 м/с в течение 15-20 мин под углом не менее 15о к очищаемой поверхности выбрана в ходе серии сравнительных экспериментов с разными параметрами дроби и ее потока, а также с другими способами - гидроочисткой, гидрополировкой, электрохимической очисткой и дробеочисткой методом встряхивания на вибростоле.

Предложенный способ обеспечивает полную очистку до металлического блеска всех поверхностей полости охлаждения; создание на днище упрочненного слоя металла толщиной 0,15-0,3 мм со стороны полости охлаждения повышает усталостную прочность днища крышки.

Предложенный способ благодаря указанным преимуществам позволяет просто и без сложного оборудования восстановить служебные свойства крышек и повторно использовать их на двигателе на срок до второго капитального ремонта при небольшом (на 10-15% ) увеличении относительной доли ожидаемых отказов. Так как обработка крышек предложенным способом в несколько раз дешевле их изготовления вновь, то затраты на капитальный ремонт двигателя резко снижаются.

Формула изобретения

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СВОЙСТВ КРЫШЕК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНОГО ЧУГУНА С ГЛОБУЛЯРНЫМ ГРАФИТОМ, включающий термообработку, отличающийся тем, что перед термообработкой у крышек удаляют по меньшей мере часть технологических пробок, закрывающих отверстия в стенках полостей охлаждения, термообработку ведут путем загрузки крышек в нагревательную печь при 573К (300oС), нагрева до 773 - 823 К (500 - 550oС) со скоростью 60 град/ч, выдержки при 773 - 793 К (500 - 520oС) в течение 5 - 6ч, охлаждения совместно с печью до 573 К (300oС), далее - на воздухе, после термообработки поверхности полостей охлаждения крышек обрабатывают струей неколотой чугунной дроби размером 1,5 - 3,5 мм, которую подают сжатым воздухом со скоростью 15 м/с в течение 15 - 20 мин через отверстия в стенках полостей охлаждения под углом не менее 15o к обрабатываемым поверхностям, затем полости охлаждения промывают моющим раствором.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в частности к восстановлению их путем заварки

Изобретение относится к технологии восстановления изношенных деталей при ремонте машин, в частности к автоматическо электродуговой наплавке, и может найти применение в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к технологии обработки поршней, выполненных из алюминиевого сплава, и может быть использовано как при восстановлении изношенных, так и при изготовлении новых поршней

Изобретение относится к восстановлению изношенных поверхностей деталей и может быть использовано для восстановления канавок поршней

Изобретение относится к сварке , в частности, к восстановлению внутренних цилиндрических поверхностей деталей

Изобретение относится к ремонтному производству, восстановлению внутренней поверхности гильз и цилиндров двигателей и компрессоров
Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при восстановлении наплавкой колец бандажированных роликов, в частности машин непрерывного литья заготовок, а также бандажированных деталей металлургического и прокатного оборудования
Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при ремонте наплавкой изношенных шеек роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов станов горячей прокатки металлов и других деталей металлургического оборудования

Изобретение относится к способам термопластического деформирования металла и может быть использовано в машиностроении и ремонте машин для восстановления плунжерных пар
Изобретение относится к машиностроению а именно к восстановлению поршней различных гидро- и пневмоприводов

Изобретение относится к области обработки поверхности изделий и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к металлообрабатывающей промышленности и может быть использовано при восстановлении деталей с отверстием, в частности поршневых пальцев

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к восстановлению поверхности изношенных или обработке новых цилиндрических поверхностей деталей типа поршней двигателей внутреннего сгорания
Наверх