Судовое швартовное устройство

 

Использование: в оборудовании для речных судов и причалов для автоматической швартовки и отшвартовки на пассажирских, грузовых и буксирных судах с наибольшим количеством швартовых операций. Сущность изобретения: судовое швартовое устройство содержит основание 1, установленное на палубе 2. На основании установлен манипулятор 3 с двумя рычагами и электромоторными 7,8 и электромагнитными 11 включателями. На свободном конце рычага установлен отшвартовный элемент. Швартовая ловушка 14 выполнена с одним пазом М-образной формы и взаимодействует со швартовым элементом. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к оборудованию для речных судов и причалов, в частности к судовому швартовому устройству. Изобретение можно использовать на пассажирских, грузовых и буксирных судах с большим количеством швартовых операций.

Известные судовые швартовые устройства, содержащие захватные швартовые элементы, имеют жесткое крепление, требуется точная подводка швартового элемента судна к швартовому элементу причала при отвальном течении и ветре образуется между судном и причалом пространство, опасное для перехода людей, в эксплуатации сложны и ненадежны.

Наиболее близким решением к заявляемому по технической сущности и достигаемому эффекту является судовое автоматическое швартовое устройство, содержащее установленный на основании механизм для переноса швартового элемента (троса), на исполнительном элементе которого расположено захватное средство, взаимодействующее со швартовым элементом, который закреплен на строе приводной лебедки и взаимодействует со швартовой ловушкой, расположенной на причале.

Недостаток прототипа: захватное средство в виде электромагнита не обеспечивает надежного переноса швартового элемента в случаях прерывания подачи электроэнергии, при динамических нагрузках, например при высокой волне. Кроме того, данное захватное средство металлоемко, имеет много деталей, требует диэлектрического исполнения зоны действия манипулятора и не обеспечивает автоматической отшвартовки судна. Швартовая береговая ловушка имеет сложную конструкцию, снабжена механизмом для фиксации троса, который требует присутствия ручного труда (поворот педали).

Цель изобретения - создать судовое швартовое устройство на базе традиционного швартового троса, имеющего высокую надежность, с таким конструктивным выполнением компактного манипулятора на электрическом приводе, простого отшвартовного устройства захватного средства и простой конструкции швартовой береговой ловушки, которое обеспечило бы надежную подачу на причал (или другое судно) и возвращение (отдачу) швартового элемента на судно при любых сложных эксплуатационных условиях без применения ручного труда со значительным снижением трудовых и материальных затрат на его изготовление.

Эта и другие цели достигаются тем, что основной рабочий механизм, обеспечивающий наибольшую зону действия при относительно наименьших габаритах, выполнен в форме двух складывающих (поворотных) рычагов, один из них входит в корпус другого, чем достигается его компактность, необходимая для установки на маломерных судах. Первый рычаг имеет основание с поворотной осью, обеспечивающей его поворот в сторону швартовой ловушки. Второй рычаг является исполнительным элементом данного механизма, на свободном конце которого расположены захватное устройство и отшвартовный механизм. Оба рычага приводятся в действие посредством двух электромоторов с червячной передачей, снабженных электромагнитными включателями (YAC), обеспечивающими автоматическое включение электромоторов.

Швартовый элемент, имеющий шарообразную (или грушевидную) форму, закреплен на тросе приводной лебедки и взаимодействует со швартовой ловушкой, выполненной М-образной формы с одним конусообразным пазом, без навесного механизма. Для отшвартовки судна, т. е. возвращения швартового элемента на судно, на захватном механизме жестко установлено устройство П-образной формы с концами, вогнутыми конусообразно вовнутрь на расстоянии между ними на размер диаметра троса. Швартовая ловушка выполнена М-образной формы с углом раскрытия конусности = 60-150о, что упрощает конструкцию, обеспечивает надежность в эксплуатации и снижает стоимость изготовления.

На фиг. 1 изображена схема судового швартового устройства, в исходном положении; на фиг. 2 - то же, в рабочем положении; на фиг. 3 - схема манипулятора; на фиг. 4 - схема отшвартовного механизма; на фиг. 5 - схема захвата троса отшвартовным устройством; на фиг. 6 - швартовная ловушка.

Судовое швартовое устройство содержит основание 1, которое жестко крепится на палубе судна 2. На основании установлен манипулятор 3 для переноса швартового элемента 4. Механизм выполнен в виде двух шарнирно соединенных между собой рычагов 5,6, один из которых входит в корпус другого. Первый рычаг 6 шарнирно крепится к основанию 1 и приводится в действие электромотором с червячной передачей 8. Второй рычаг 5 приводится в действие вторым электромотором с червячной передачей 7, корпус которого закреплен шарнирно на первом рычаге 6. На свободном конце рычага 5 расположено захватное средство 9 с отшвартовным устройством 10. Электромоторы с червячной передачей 7,8 кинематически соединены с электромагнитным включателем (YAC) 11. Швартовый элемент 4 закрепляется на тросе 12 приводной лебедки 13 и взаимодействует со швартовой ловушкой 14, установленной на причале 15 или другом судне.

Захватное средство 9 снабжено устройством 10, выполненным П-образной формы с вогнутыми концами конусообразно вовнутрь. Расстояние между ними - размер диаметра троса.

Для раскрытия захвата и сброса швартового элемента в ловушку второй рычаг снабжен тросиковой тягой 17, один конец которой соединен с разжимным механизмом, а другой - с фиксатором, взаимодействующим с ограничительной планкой, расположенной на корпусе судна.

Швартовая ловушка 14 конструктивно выполнена М-образной формы с одним пазом конусообразной формы с углом раскрытия конусности = 60-120оС. Простая конструкция швартовой ловушки возможна за счет автоматизации отшвартовной операции посредством отшвартовного устройства 10.

Судовое швартовное устройство работает следующим образом.

При подходе судна 16 к причалу 15 включается электромотор с червячной передачей 7, который приводит в действие (подъем) рычаг 5 на 90-100о в сторону швартовной ловушки 14, установленной на причале 15.

По окончании подъема рычага 5 автоматически, посредством электромагнитного включателя (YАС) 11 включается электромотор с червячной передачей 8, который приводит в действие (наклон) рычаг 6 манипулятора 3.

При полном разжатии рычагов 5, 6 в сторону швартовной ловушки 14 происходит натяжение тросиковой тяги 17, которая приводит в действие механизм захватного средства 9 (разжимает щеки захвата). В этот момент происходит сброс швартовного элемента 4 в швартовную ловушку 14.

После подачи швартовного элемента 4 с тросом 12 в швартовную ловушку 14 слабина троса выбирается приводной лебедкой 13 до прилегания корпуса 16 к причалу 15.

По окончании швартовной операции рычаги 5, 6 ставятся в исходное положение. В момент постановки рычагов 5, 6 в исходное положение происходит захват троса 12 снизу отшвартовным устройством 10.

Для подъема швартовного элемента 4 с тросом 12 из швартовной ловушки 14 (отшвартовка судна) рычаги 5,6 ставятся в рабочее положение. В момент движения рычага 5 швартовный элемент 4 с тросом поднимается из швартовной ловушки 14 вверх и судно 16 может отходить от причала 15. Во время отхода судна 16 от причала 15 манипулятор 3 ставится в исходное положение.

Формула изобретения

1. СУДОВОЕ ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее манипулятор и швартовный элемент, связанный с тросом приводной лебедки и выполненный с возможностью поочередного крепления на манипуляторе и взаимодействия с пластинчатой ловушкой, причем манипулятор выполнен из двух рычагов, первый из которых связан шарнирно с корпусом судна, второй рычаг одним концом шарнирно соединен с установленным на палубе рычагом, а другой его конец снабжен держателем захвата швартовного элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, оно снабжено жестко установленным на держателе захвата швартовного элемента П-образным отшвартовным приспособлением с концами, вогнутыми вовнутрь по форме клина, причем первый рычаг выполнен в виде открытого в сторону борта судна короба, а отшвартовное приспособление выполнено с возможностью его размещения в этом коробе.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внешние кромки пластинчатой ловушки спрофилированы М-образно с углом раскрытия средних ветвей 60 - 150o.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции сцепного устройства для соединения бортами несамоходного парома и буксирующего его судна

Изобретение относится к кораблестроению и предназначено для гашения вибрации тросов и кабель-тросов, работающих в набегающем потоке жидкости и являющихся связующим звеном между буксирующим объектом и буксируемой системой или между неподвижной точкой закрепления буйковой системы и самой системой

Якорь // 1836249

Изобретение относится к судостроению , а конкретно к способам и устройствам для перемещения крупнотоннажного судна, преимущественно при швартовании к причальной стенке и протяжке вдоль нее

Изобретение относится к морской технике, в частности к подводным аппаратам, несущим приборы для обследования грунта и толщи воды, поиска затонувших устройств, разведки полезных ископаемых, экологических исследований, картографирования грунта и т

Изобретение относится к области водного транспорта, в частности к устройствам для спуска, подъема, буксировки глубоководных аппаратов, предназначенных для гидрологических исследований

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к эксплуатации водного транспорта и предусматривает порядок формирования в состав судов с различной степенью повреждения наружных конструкций (бортов и днища) корпуса

Изобретение относится к водному транспорту и касается большегрузных речных составов, формируемых из речных и морских секций, эксплуатируемых речными и морскими толкачами, соединенных сцепными устройствами

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к устройствам, удерживающим судно на воде вне причала в заданной точке, а именно к якорям

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к устройствам, удерживающим судно на воде вне причала в заданной точке, а именно к якорям

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов
Наверх