Установка для исследования рабочих процессов в камере сгорания двигателя

 

Сущность изобретения: повышается эффективность исследования рабочих процессов двигателя за счет выполнения прозрачным всего цилиндра и установки регистрирующей аппаратуры на штативе с возможностью поворота и перемещения относительно исследуемого цилиндра. Возможность работы двигателя на любых режимах, в том числе и на номинальном, обеспечивает выполнение цилиндра из монокристалла лейкосапфира, выдерживающего значительные температурные и силовые нагрузки, а также не закоксовывающегося при работе двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к установкам для исследования рабочих процессов в камере сгорания двигателей.

Известна установка для исследования рабочих процессов в камере сгорания двигателя [1] , цилиндр которого выполнен прозрачным. Однако материал цилиндра не позволяет исследовать рабочие процессы на номинальном режиме работы двигателя из-за малой его прочности и быстрого закоксовывания внутренней поверхности цилиндра. Кроме того, отсутствие специальной аппаратуры в установке снижает эффективность исследования.

Известна также установка для исследования процессов в камере сгорания двигателя [2] , в цилиндре которого выполнено прозрачно окно, напротив которого установлена аппаратура для регистрации и обработки данных. Однако наличие небольшого окошка не позволяет регистрировать процесс горения заряда во всем объеме цилиндра. Выполнение же цилиндра целиком из кварца (материал окошка) приведет к невозможности проведения в установке исследования рабочих процессов из-за низкой прочности материала. Кроме того, окна из кварца быстро покрываются копотью (закоксовываются).

В последнее время появилась информация [3] о создании модельного ДВС с прозрачным сапфировым цилиндром и прозрачным днищем поршня с методами лазерной визуализации и киносъемки рабочего процесса. Известно два конструкционных прозрачных материала, называемых сапфиром. Один - поликристаллический Al2O3 - представляет обычную керамику, второй - монокристалл - Al2O3 - с различной кристаллической структурой, называемый лейкосапфиром, имеет значительно более высокие прочностные характеристики, минимальное трение после полировки и высокую прозрачность в оптическом и инфракрасном диапазоне спектра. Приведенные в [3] технические характеристики: степень сжатия = 9,0 и число оборотов до 4,000 об/мин говорят об использовании поликристаллического сапфира, более удобного с технологической точки зрения. Указанные размеры цилиндра - диаметр 92 мм и ход поршня 92 мм очень трудны для выращивания монокристалла и его обработки и в настоящее время освоены только несколькими отечественными предприятиями. Метод выращивания цилиндра точных размеров запатентован в ИКАН СССР Богдасаровым Х. С. и не передавался за границу.

В предлагаемой установке, с целью повышения эффективности исследования рабочих процессов в ДВС, цилиндр и поршень выполнены полностью из монокристаллического лейкосапфира с -кристаллической структурой - -Аl2O3, позволяющей исследовать высоконапряженные дизельные режимы работы ДВС с = 20-25 и турбонаддувом с давлением воздуха 0,2-0,35 МПа при числе оборотов 3000-6000 об/мин. Регистрирующая аппаратура основана на свойстве монокристаллического лейкосапфира пропускать инфракрасный диапазон волн в широком спектре, что позволяет по интенсивности излучения в различных спектральных окнах приемников измерять температуру рабочего тела по всему объему цилиндра синхронно с движением поршня.

На чертеже представлена схема установки.

Установка содержит испытательный стенд 1, установленный на нем блок прозрачных цилиндров 2, в котором размещены прозрачные поршни 3, связанные с валом (не показан) при помощи механизма преобразования движения, регистрирующую аппаратуру 4, установленную напротив исследуемого цилиндра 2, и аппаратуру 5 для обработки полученных данных, причем цилиндр 2 и поршень 3 выполнены из монокристалла лейкосапфира, а регистрирующая аппаратура 4 установлена с возможностью поворота и перемещения относительно исследуемого цилиндра 2.

Регистрирующая аппаратура, содержащая многоспектральный тепловизионный пеленгатор, может быть установлена на штативе 6, который, в свою очередь, может быть установлен на направляющей 7 с возможностью перемещения относительно стенда 1.

Механизм преобразования движения может быть выполнен в виде связанного с поршнем 3 штока 8, контактирующего с кулачком 9, установленным на валу (не показан). Регистрирующая аппаратура 4 при этом может быть жестко связана со штоком 8 поршня 3.

Установка работает следующим образом. При работе ДВС, установленного на стенде 1, за счет сгорания и расширения газов в прозрачных цилиндрах 2, регистрирующая аппаратура 4, установленная напротив цилиндра 2, снимает данные о характере перемещения заряда, его сгорании, расширении и температуре в любой точке цилиндра 2 из-за выполнения его прозрачным по всей длине. Прочностные характеристики монокристалла лейкосапфира, из которого выполнен цилиндр 2, позволяют проводить исследования на штатных и максимальных режимах работы ДВС, в том числе дизельного при высоких значениях температуры и давления. Низкий коэффициент трения материала позволяет отказаться от смазки цилиндро-поршневой группы, что уменьшает возможности нагара на стенках цилиндра. Кроме того, сам материал обладает высокой стойкостью к закоксовыванию. Выполнение всего цилиндра 2 прозрачным позволяет не только перемещать или поворачивать регистрирующую аппаратуру 4, но и устанавливать различное количество датчиков в различных точках или плоскостях для съема наибольшего объема информации.

Выполнение регистрирующей аппаратуры 4 в виде многоспектрального тепловизора позволяет неконтактным методом измерять температуру в любом сечении цилиндра как в процессе горения, так и в процессе теплового расширения газов.

Таким образом, описываемая установка, являясь полным аналогом ДВС, позволяет без каких-либо ограничений снимать информацию о рабочих процессах в цилиндрах в большом объеме при длительной работе двигателя. (56) 1. Патент Франции N 2107197, кл. F 02 B 75/00, опубл. 1972.

2. "Экономика и техника" N 1, 1989. Путь к экономичному двигателю. Прямая передача информации из камеры сгорания.

3. "SAE Technical Paper Series", 1988, N 880520.

Формула изобретения

УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, содержащая установленный на испытательном стенде по меньшей мере один прозрачный сапфировый цилиндр, размещенный в нем прозрачный поршень, связанный с выходным валом при помощи механизма преобразования движения, установленную напротив исследуемого цилиндра регистрирующую аппаратуру и аппаратуру для обработки данных, выполненную в виде цифрового анализатора с приемником, отличающаяся тем, что цилиндр и поршень выполнены из монокристалла лейкосапфира, регистрирующая аппаратура установлена на штативе с возможностью поворота и перемещения относительно цилиндра, штатив установлен на направляющей стенда с возможностью перемещения относительно последнего, механизм преобразования движения выполнен в виде связанного с поршнем штока, контактирующего с кулачком, установленным на выходном валу, штатив регистрирующей аппаратуры жестко связан со штоком поршня, причем регистрирующая аппаратура выполнена в виде тепловизора.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, в частности к имитационным средствам испытаний главных судовых энергетических установок (ГСЭУ)

Изобретение относится к машинам, связанным с транспортированием гибкого лентообразного материала, и может быть использовано в агрегатах нанесения, студенения и сушки фотографических слоев

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к способам и устройствам для исследования и проектирования почвообрабатывающих рабочих органов плугов, окучников, каналокопателей и других подобных орудий

Изобретение относится к способам ускоренных испытаний агрегатов и систем автоматического регулирования и может быть использовано при испытании агрегатов систем топливопитания авиационных газотурбинных двигателей (ГГД) или их элементов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на предприятиях, занимающихся стендовыми испытаниями энергетических установок

Изобретение относится к диагностике машин и используется для оценки технического состояния регулятора топливного насоса дизеля

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх