Коробка передач транспортного средства

 

Использование: в транспортном машиностроении, в частности в коробках передач, используемых на самоходных машинах типа тракторов. Сущность: коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, установленные в корпусе входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы, вал 5 реверса. Первая шестерня 6 вала реверса связана через шестерню 7 с входным валом 2. Вторая шестерня 8 вала реверса через шестерню 9 связывается с выходным валом 3. Шестерня 6 установлена относительно вала 5 с возможностью вращения, а шестерня 8 - с возможностью перемещения относительно вала 5 и связи в первой позиции с шестерней 6. На люк 10 монтируется корпус 11 дополнительного редуктора 12 с установленной на оси 13 двухвенцовой шестерней 14, 15, связанной венцом первой части 14 с первой шестерней 6 вала реверса 5 и венцом второй части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5, в ее второй позиции. Первая часть 14 двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси 13 для отсоединения от первой шестерни 6 вала реверса 5. Ось 13 выведена за пределы корпуса 11 дополнительного редуктора 12 и снабжена выходным хвостовиком 16, причем вторая часть 15 двухвенцовой шестерни связана с второй шестерней 8 вала реверса 5 посредством одной или пары паразитных шестерен 17, 18. Для обеспечения дополнительных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 отсоединяется от шестерни 6 и связывается с шестерней 18. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с выходным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора (1).

Недостатком данной коробки передач является невозможность обеспечения режима отбора мощности, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции (2).

Однако и данная коробка передач обладает тем же недостатком, а именно невозможностью обеспечения режима отбора мощности, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

Цель изобретения - расширение технологических и эксплуатационных возможностей путем обеспечения режима отбора мощности.

Указанная цель достигается благодаря тому, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции, двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, при этом первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком, причем связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлена посредством одной или пары паразитных шестерен.

Положительный эффект достигается благодаря тому, что в коробке передач транспортного средства двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком.

При этом предпочтительно связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлять посредством одной или пары паразитных шестерен.

Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает расширение ее технологических и эксплуатационных возможностей путем обеспечения режима отбора мощности. Таким образом, отличительные признаки обеспечивают достижение положительного эффекта, а следовательно, и цели изобретения, что подтверждает существенность отличий.

На чертеже приведена схема предлагаемой коробки.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, установленные в корпусе входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы, вал реверса 5, первую шестерню 6 вала реверса 5, связанную через шестерню 7 с входным валом 2, вторую шестерню 8 вала реверса 5, через шестерню 9, связываемую с выходным валом 3, при этом шестерня 6 установлена относительно вала 5 с возможностью вращения, а шестерня 8 - с возможностью перемещения относительно вала 5 и связи в первой позиции с шестерней 6, люк 10, расположенный в зоне шестерен 6, 8 и монтируемый на люк 10 корпус 11 дополнительного редуктора 12 с установленной на оси 13 двухвенцовой шестерней 14, 15, связанной венцом части 14 с первой шестерней 6 вала реверса 5, и венцом части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5 в ее второй позиции. При этом первая часть 14 выполнена с возможностью перемещения вдоль оси 13 для отсоединения от первой шестерни 6 вала реверса 5, а ось 13 выведена за пределы корпуса 11 дополнительного редуктора 12 и снабжена выходным хвостовиком 16.

Целесообразно связь второй части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5 осуществлять посредством одной или пары паразитных шестерен 17, 18.

Работает предложенная коробка передач транспортного средства следующим образом.

Для обеспечения основных передач переднего хода выше второй (третья - девятая) включаются подвижные шестерни, установленные на входном 2 и промежуточном 4 валах, при этом поток мощности через вал реверса 5 не передается.

Для обеспечения основных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 связывается с первой шестерней 6 (показано пунктирной линией). Поток мощности от входного вала 2 через шестерни 7 и заблокированные шестерни 6 и 8 поступает на вал реверса 5 и (в зависимости от положения шестерен 9) подается на выходной вал 3, который получает два направления и две скорости вращения в первом пониженном диапазоне скоростей.

Для обеспечения дополнительных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 отсоединяется от шестерни 6 и связывается с шестерней 18 (показано на схеме). В передачу потока мощности от шестерни 6 к шестерне 8 включаются части 14, 15 и шестерни 17, 18, чем изменяется передаточное число (и возможно направление вращения) от входного 2 к выходному 3 валам для обеспечения отличия скоростей второго пониженного диапазона от первого.

На всех рассмотренных передачах, так как ось 13 через часть 14 и шестерни 6 и 7 (показано на схеме) получает вращение от входного вала 2, возможен отбор мощности от выходного хвостовика 16. Для прекращения отбора мощности с хвостовика 16 часть 14 соединяется от шестерни 6 (показано пунктирной линией).

Таким образом, выполнение двухвенцовой шестерни из двух связанных с осью частей, выполнение первой части двухвенцовой шестерни с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а также выведение оси за пределы корпуса дополнительного редуктора и ее снабжения выходным хвостовиком обеспечивает расширение технологических и эксплуатационных возможностей коробки передач транспортного средства путем обеспечения режима отбора мощности.

Формула изобретения

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно него с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции, отличающаяся тем, что двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком.

2. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлена посредством одной или пары паразитных шестерен.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок передач мотоцикла

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх