Коробка передач

 

Использование: в конструкциях ступенчатых коробок передач мотоцикла. Сущность изобретения: коробка передач преимущественно для мотоциклов содержит входной и выходной валы с шестернями постоянного зацепления. В коробку передач введена дополнительная ускоренная передняя передача. Для этого на входном валу установлены шестерня с мелкошлицевым венцом и ведущая шестерня-муфта дополнительной передачи вперед, отверстие которой выполнено как мелкошлицевая шестерня внутреннего зацепления. На входном валу на шлицевой муфте установлена ведомая шестерня-муфта дополнительной ускоренной передачи вперед. Для включения дополнительной ускоренной передачи вперед на рычаге, смонтированном на валике промежуточной шестерни, установлена вилка переключения шестерни-муфты дополнительной ускоренной передачи вперед. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок передач мотоцикла.

Известны конструкции коробок передач мотоциклов, а также легковых машин, в которых имеется четыре-пять передач (четыре вперед и одна для заднего хода). Эксплуатационные скоростные возможности известных коробок передач не вполне удовлетворяют потребностям любителей мототранспорта. Существующие конструкции коробок передач не обеспечивают при движении крейсерской скорости, возможности движения транспортного средства с наивысшей скоростью при меньших оборотах двигателя, что позволило бы сэкономить топливо, уменьшить вредные выбросы в атмосферную среду.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной возможности, экономия топлива и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Указанная цель достигается за счет введения в коробку дополнительной ускоренной передней передачи, которая позволяет транспортному средству двигаться с требуемой по дорожным условиям скоростью при меньших оборотах двигателя. Это достигается путем возможного включения дополнительной ускоренной передачи после достижения при движении максимальных скоростей на II, III и IV передачах.

На фиг. 1 представлен разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 - вид В на фиг. 1.

Коробка передач с ускоренной передачей состоит из картера (не показан), в котором на подшипниках качения смонтированы входной вал 1, изготовленный зацело с шестернями I-III передач и несущий шестерню 2 со шлицевым венцом 3. На гладкой шейке вала 1 установлена ведущая шестерня-муфта 4 дополнительной ускоренной передней передачи, отверстие которой выполнено как мелкошлицевая шестерня внутреннего зацепления, а каждый второй шлиц срезан. Выходной вал 5 несет свободно вращающиеся на нем шестерни I-IV передач и шлицевую муфту 6, на которой смонтирована ведомая шестерня-муфта 7 дополнительной ускоренной передней передачи. На рычаге 9, скользящем по валу 10, смонтированы вилка включения задней передачи 11 и вилка включения дополнительной ускоренной передней передачи 12. Выступ 13 рычага 9 связан с фигурным пазом K сектора 14 включения задней и дополнительной ускоренной передней передач и сидящего на оси 15. На оси 15 смонтирован рычаг 16 с фиксатором 17, втулка 18 которого закреплена на выступе крышки картера 19. На подшипниках скольжения в картере (не показан) смонтирован пусковой вал 20, несущий пусковую шестерню 21 с мелкошлицевым венцом 22 и шлицевую муфту 23, несущую шестерню-муфту задней передачи 24. На оси 25 смонтирован сектор 26 с фигурными пазами M и H, несущий выступ 27.

Коробка передач с ускоренной передачей движения работает следующим образом.

Переключение передач осуществляется в определенной последовательности - с низшей передачи на высшую посредством механизма переключения передач (не показан). Нейтральное положение механизма или одной из включенных передач I-IV фиксируются фиксатором 35 через лунки 37, расположенные на перифеpии кулачка 26, а включение передач осуществляется фигурными пазами M и H путем смещения вилок 28 и 29, связанных соответственно с шестернями-муфтами 7 и 30. Смещением шестерни-муфты 30 влево включается I передача, и вращение от входного вала 1 передается через шестерню 33 и муфту 31 на выходной вал 5. Смещением шестерни-муфты 30 вправо включается II передача, и вращение от входного вала I передается через шестерню 32 и муфту 31 по выходной вал 5. Смещением шестерни-муфты 7 влево включается III передача, и вращение передается от входного вала 1 через шестерню 34 муфту 6 на выходной вал 5. Смещением шестерни-муфты 7 вправо включается IV передача, и вращение от входного вала 1 передается через шестерню 2, шестерню 35, муфту 6 передается на выходной вал 5. Включение заднего хода и V дополнительной ускоренной передней передачи осуществляются сектором 14 при нейтральном положении кулачка 26. Нажатием на плечо D рычага 16 сектор 14, поворачиваясь на оси 15 против часовой стрелки своим фигурным пазом K через выступ 27, сместит рычаг промежуточной шестерни 9 влево и вилкой 11 введет шестерню-муфту 24 в зацепление со шлицевым венцом 22 пусковой шестерни 21, и, таким образом, произойдет включение заднего хода. Вращение от входного вала 1 через шестерни 33, 21 и 24, промежуточную шестерню 36, шестерню-муфту 30 и муфту 31 передается на выходной вал 5. Включение дополнительной ускоренной передней передачи осуществляется сектором 14. Нажатием на плечо Г рычага 16 сектор 14, поворачиваясь на оси 15 по часовой стрелке своим фигурным пазом Л через выступ 13 рычага 9, сместит смонтированную на нем вилку 12 вправо, а шестерня-муфта 4 войдет в зацепление со шлицевым венцом 3 шестерни 2, и вращение от входного вала 1 через шлицевой венец 3 шестерни 2 и шестерню-муфту 4 передается на шестерню 7, муфту 6 и выходной вал 5.

В результате использования в коробке передач дополнительной ускоренной передачи вперед появляется возможность осуществления движения с требуемой по дорожным условиям (подъемы, спуски, повороты, неровности и т. д. ) скоростью при меньших оборотах двигателя. Водитель может осуществить переключение с наименьшей передачи на дополнительную ускоренную передачу вперед. Кроме того, при хороших дорожных условиях для водителей мототранспорта появляется прекрасная возможность достичь наивысшей скорости (до 135-140 км/ч) движения. Возможность работы двигателя при средних скоростях движения на меньших оборотах позволяет экономить топливо и уменьшать вредные выбросы в атмосферную среду.

Формула изобретения

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ преимущественно для мотоциклов, содержащая входной и выходной валы с шестернями постоянного зацепления, ведомые из которых установлены на выходном валу свободно и выполнены с зубчатыми муфтами их связи с этим валом, а также механизм переключения этих муфт, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительной передачей переднего хода, включающей в себя свободно установленную с возможностью осевого перемещения от вилки механизма переключения на входном валу шестерню с мелкошлицевым внутренним венцом со срезанным каждым вторым зубом для связи с внешним венцом рядом расположенной ведущей шестерни одной из передач переднего хода, а ведомая шестерня дополнительной передачи жестко связана со шлицевой втулкой зубчатой муфты связи ведомой шестерни, зацепленной с указанной ведущей шестерней одной из передач переднего хода.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что вилка переключения свободно установленной ведущей шестерни дополнительной передачи переднего хода связана с рычагом, смонтированным на валике включения передачи заднего хода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх