Способ координации узлов при их монтаже внутри агрегатов летательных аппаратов

 

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Способ заключается в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме 5, установке съемной рамы 5 на фиксаторах 8 стапеля и закреплении ее на силовых элементах агрегата 11. Выставление узлов осуществляют регулировкой положения съемной рамы 5 в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали с базой, на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы 7. Съемная рама 5 имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата 11. 4 ил.

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Известен способ координации узлов самолета, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установки съемной рамы на фиксаторы стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы.

Известный способ имеет следующие недостатки.

Каждый монтируемый узел необходимо координировать по шести координатам, а это не исключает суммирования погрешностей их взаимного положения, что снижает степень их взаимозаменяемости. Для координирования каждого узла и для сохранения неизменности его положения после координирования во время крепления к агрегату, под узлы необходимо подвести элементы оснастки, которые выполняют указанные функции. Но металлоконструкции, на которых расположены такие элементы оснастки, занимают часть объема внутри агрегата и этим ухудшают подходы к рабочим зонам и проходы внутри агрегата.

Целью изобретения является повышение степени взаимозаменяемости узлов и улучшение условий осуществления способа.

Это достигается тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

На фиг.1 схематично изображено поперечное сечение агрегата; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - узел I на фиг.1; на фиг.4 - узел II на фиг.1.

Способ осуществляется следующим образом.

После включения лазерного излучателя 1, закрепленного на опоре 2, в электрическую сеть и нагрева его, регулируя положение коллиматора излучателя, вписывают ось лазерного луча в ось базового целевого знака 3, установленного на опоре 4. Таким образом формируют опорный луч лазерной центрирующей измерительной системы (ЛЦИС). На съемную раму 5, являющуюся копией изделия, размещенного на монтируемые узлы 6 по взаимному положению узлов,устанавливают узлы 6 и целевые знаки 7. Затем раму 5 с узлами 6 и целевыми знаками 7 устанавливают на фиксаторы 8, закрепленные на каркасе 9 стапеля, а прижимами 10 крепят раму 5 к силовым элементам конструкции агрегата 11. Вращением резьбовых муфт 12 регулируют положение рамы 5, вписывая ось целевых знаков 7 в ось опорного лазерного луча ЛЦИС. После этого измеряют зазор между подошвой узла 6 и агрегатом 11, заполняют зазор прокладкой соответствующей толщины и крепят узел 6 к агрегату.

В предлагаемом способе координирования погрешность взаимного положения монтируемых узлов величина постоянная и равная погрешности фиксаторов, установленных на съемной раме. При этом взаимное положение фиксаторов узлов съемной рамы отстыковано с взаимным положением фиксаторов приспособления для установки узлов навески на изделии, что обеспечивает им равные погрешности и 100%-ную взаимозаменяемость изделий и мест установки их на агрегатах.

В предлагаемом способе поддерживающее устройство выполнено в виде съемной рамы, нижней опорой опирающейся и фиксируемой на фиксаторах стапеля, а верхней стороной закрепляемой непосредственно на агрегате. Это позволяет сделать раму плоской и легкой, она практически не отнимает у исполнителя рабочее пространство внутри агрегата, обеспечивая максимум удобств в выполнении сборочных работ.

Формула изобретения

СПОСОБ КООРДИНАЦИИ УЗЛОВ ПРИ ИХ МОНТАЖЕ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установке съемной рамы на фиксаторах стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы, отличающийся тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления панелей на основе металлического ячеистого заполнителя, и может быть использовано при создании несущих платформ для оптических приборов и антенн в авиационно-космической технике

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к заправщикам двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к очистке летательных аппаратов от льда и инея при наземном обслуживании и может быть использовано в других отраслях народного хозяйства для очистки от обледенения различных объектов

Изобретение относится к устройствам для монтажа и демонтажа изделий, преимущественно, колес шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам, обеспечивающим вписывание закрылка в контур крыла, и может быть использовано при сборке и эксплуатации самолета

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разработке технологии и стендов для осуществления сборки ступеней многоступенчатого летательного аппарата (ЛА) с секциями транспортно-пускового контейнера (ТПК)

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам сборки многоступенчатого летательного аппарата (ЛА) с транспортно-пусковым контейнером

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам сборки ступеней многоступенчатого летательного аппарата (ЛА) со ступенями транспортно-пускового контейнера (ТПК)

Изобретение относится к области наземного технического обслуживания летательных аппаратов, в частности к способам очистки поверхности летательных аппаратов

Изобретение относится к области технического обслуживания авиационной техники

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх