Способ ремонта элементов остекления летательного аппарата
Используется в авиации. В процессе ремонта остекления летательного аппарата осуществляют снятие с поврежденного места части материала путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения, а радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 Н, где Н - максимальная глубина циклевания. При проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом. Способ позволяет устранить механические повреждения без демонтажа органического стекла из металлического каркаса агрегата.
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов.
Проведенные патентные исследования не позволили выявить изобретения, описывающие способы ремонта остекления летательных аппаратов. К аналогу предлагаемого изобретения можно отнести способ обработки волокнистых композиций, по которому при ремонте изделия осуществляют снятие с поврежденного места часть материала и выравнивают его смолой (см. патент ФРГ 4019744 от 07.01.92). В авиации такой способ не приемлем, т.к. изделие после такого ремонта имеет искажающие оптические характеристики, что снижает безопасность полетов, поэтому в настоящее время при ремонте и обслуживании летательных аппаратов поврежденные элементы остекления заменяются новыми, однако это экономически не выгодно. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в продлении срока службы остекления летательных аппаратов путем проведения предупредительного ремонта. Решение указанной задачи осуществляется за счет снятия с поврежденного места части материала, что производится путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения или центр группы повреждений, a R - радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 H, где H - максимальная глубина циклевания; при проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом. Кроме того, при полировании может быть использована полировочная паста с добавлением воды в зону полирования. В процессе эксплуатации на элементах остекления летательных аппаратов из органического акрилового стекла (полиакрилаты линейного строения) могут появляться следующие дефекты, а именно: - поверхностное растрескивание ("серебро")- поверхностные микротрещины глубиной до 0,1 мм, обнаруживаемые невооруженным глазом в отраженном свете по характерному серебристому блеску. При глубине более 0,1 мм такие дефекты квалифицируются как поверхностные трещины; - скол (забоина) - местное повреждение поверхности стекла, образовавшееся в результате отрыва части стекла чешуйчатой формы; - выколка - точечное повреждение поверхности стекла в виде впадины; - царапина - повреждение поверхности стекла, представляющее собой вытянутую систему непрерывно переходящих одна в другую выколок. Различают волосяные царапины, ширина которых не превышает 0,05 мм, а глубина практически не поддается измерению, и грубые царапины - шириной более 0,05 мм и различные по глубине. Механические повреждения элементов остекления летательных аппаратов возникают на поверхностях стекол в результате воздействия песка, мелких камней при взлетах и посадках, града в полете, ультрафиолетового облучения, а также при нарушении правил ухода за деталями при техническом обслуживании. В связи с большой стоимостью элементов остекления, трудоемкостью работ по формованию и изготовлению деталей остекления, а также для сокращения сроков ремонта разработан способ устранения механических повреждений элементов остекления без демонтажа органического стекла из металлического каркаса агрегата. Способ ремонта элементов остекления летательных аппаратов заключается в следующем: 1. Операция циклевания - с участков органического стекла, имеющих механические повреждения ("серебро", сколы, забоины, грубые царапины), путем циклевания удаляется поверхностный слой. Операция производится вручную при помощи цикли. Циклевание производится ровными продольно-поперечными проходами в зоне, центром которой является механическое повреждение или центр группы повреждений. Радиус зоны циклевания должен быть выбран таким образом, чтобы исключить возможность появления грубого углубления в зоне дефекта, но не менее 500 H, где H - максимальная глубина циклевания. Наибольшая глубина циклевания должна быть в центре зоны дефектов с постепенным уменьшением к краям зоны циклевания. Циклевание осуществляется ровными по нажиму проходами, различная глубина снимаемой толщины стекла достигается увеличением или уменьшением числа проходов цикли в данной зоне. Циклевание поверхности детали осуществляется до получения ровной поверхности без явных провалов с постепенным выравниванием зоны циклевания к краям. 2. Операция шлифования - осуществляется листовыми шлифовальными шкурками. При выполнении грубой шлифовки шкуркой зернистостью 50-40 необходимо удалить все оставшиеся следы от проходов цикли. Шлифовать необходимо с охлаждением растительным маслом (подсолнечное, кукурузное, оливковое), которое является нейтральным в химическом отношении к органическому стеклу, и обеспечивает наличие на поверхности стекла жидкой, легко сдвигаемой смеси в соединении с абразивом от шлифовальной шкурки. Шлифование зациклеванной зоны необходимо проводить, сменяя зернистость шкурки на более мелкую, до получения полупрозрачности стекла, выполняя постепенный переход от шкурки с зернистостью 25 к 10. 3. Операция полирования - окончательную обработку зашлифованной зоны осуществлять шлифовальными шкурками с зернистостью абразива М40-М28. Зеркальную полировку проводить шкурками М10-М5 и полировочной пастой для органического стекла. Полирование пастой с добавлением воды в зону полировки производится до получения совершенно прозрачной поверхности, не отличающейся от остальных участков органического стекла.Формула изобретения
Способ ремонта элементов остекления летательного аппарата, включающий снятие с поврежденного места части материала, отличающийся тем, что снятие с поврежденного места части материала осуществляют путем последовательного проведения операций циклевания, шлифования и полирования, при этом за центр зоны циклевания принимают центр повреждения или центр группы повреждений, а R - радиус зоны циклевания определяют из условия R > 500 Н, где Н - максимальная глубина циклевания, при проведении шлифования осуществляют охлаждение обрабатываемой поверхности растительным маслом, а при полировании используют полировочную пасту с добавлением воды в зону полирования.
Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты
Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов
Способ сборки фюзеляжа самолета // 2121452
Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов
Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов
Способ монтажа стапеля для сборки агрегатов // 2103201
Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении
Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, в частности к средствам монтажа и демонтажа крыла летательного аппарата
Изобретение относится к ракетно-космической, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, строительной, мебельной, автомобильной и другим отраслям промышленности, в частности к конструкциям трехслойных сотовых панелей и оболочек, использующих в своем составе сотовые заполнители, для изготовления корпусов соответствующих сооружений
Изобретение относится к технологии изготовления сложнопрофильных изделий из композиционных материалов методом непрерывной автоматизированной намотки, преимущественно неосесимметричных аэродинамических силовых элементов конструкции типа крыльев самолета, лопастей вертолета, воздушных и водяных винтов, силовых установок насосов, компрессоров, вентиляторов, рулей управления и пр., и может быть использовано в авиа-, судо-, автостроении и других современных отраслях промышленности
Изобретение относится к способам ремонта пластмассовых покрытий на металлических трубах
Способ ремонта санитарно-технических изделий // 2103174
Изобретение относится к области строительства, в частности к технологии ремонта и восстановления санитарно-технических изделий, таких как ванн, душевых поддонов и других аналогичных изделий
Способ ремонта санитарно-технических изделий // 2103174
Изобретение относится к области строительства, в частности к технологии ремонта и восстановления санитарно-технических изделий, таких как ванн, душевых поддонов и других аналогичных изделий
Изобретение относится к средствам для герметизации проколов в шинах транспортных средств
Изобретение относится к средствам для герметизации проколов в шинах транспортных средств и к технологическим процессам получения этих средств
Способ ремонта бескамерных шин // 2084345
Изобретение относится к способам ремонта бескамерных шин и может найти применение при шиноремонте, ремонте резиновых и других изделий из эластичных материалов
Переносной электрический вулканизатор // 2071421
Изобретение относится к устройствам для местной вулканизации и предназначено, в частности, для горячей вулканизации стыков и ремонтных работ конвейерной ленты
Изобретение относится к оборудованию для ремонта местных повреждений пневматических шин особо больших размеров (от 18.00 - 25 до 27.00 - 49 и более), используемых на большегрузных автомобилях, тракторах, дорожно-строительных и других машинах на пневматических шинах