Подшипник качения и способ его сборки

 

Использование: в машиностроении в опорах валов и осей. Сущность: в подшипнике тела качения выполнены в виде поверхности вращения, вписанной в сферу с радиусом, определяемым соответствующим выражением, при этом их длина соответствует условию . Направляющее кольцо имеет форму, не препятствующую повороту тела качения на предельный угол контакта, например тарельчатую. Кроме того, периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец могут быть выполнены с меньшей кривизной, например прямолинейными. Для сборки подшипника производят загрузку максимально возможного количества тел качения в межклеточное пространство между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90°. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей.

Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с желобами кольца и тела качения. Для сборки такого подшипника с максимально возможным числом тел качения на наружном и внутреннем кольцах с одной стороны раскрыты борты [1] Основным недостатком подшипника такой конструкции является низкая надежность в работе при восприятии осевой нагрузки, так как в этом случае происходит быстрое выкрашивание металла с поверхностей дорожек качения в местах, где раскрыты борта.

Наиболее близким к предлагаемому является подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и расположенные между ними тела качения, причем наружное кольцо подшипника снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения и выполнено разрезным. Разрезное наружное кольцо обеспечивает сборку подшипника с максимально возможным количеством тел качения [2] Однако разрез наружного кольца подшипника вызывает искажение геометрической формы дорожки качения, которое не устраняется и после установки подшипника в узел. В результате при работе подшипника такой конструкции происходит перераспределение рабочей нагрузки между телами качения, что приводит к повышенному шуму, вибрации и снижению надежности и долговечности подшипника.

Технический результат изобретения заключается в повышении надежности и грузоподъемности подшипника.

Для этого в подшипнике качения, содержащем цельное наружное и внутреннее с желобами кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения в виде поверхности вращения, образующая каждого тела качения выполнена радиусами, центры которых не лежат на оси вращения тела качения, при этом его наибольший размер соответствует радиусу сферы, который находится в пределах R1-r1 2rсф<R 1-r1+S где rсф радиус сферы, описанной вокруг тела качения; R1 и r1 радиусы дорожек качения по дну желоба наружного и внутреннего колец соответственно; qr начальный радиальный зазор; S максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, а длина соответствует условию a < l < 0,5(D2 d2), где l длина тела качения; а большая ось площадки контакта тела качения с кольцом от рабочей нагрузки; D2 и d2 диаметры бортов наружного и внутреннего колец соответственно.

Кроме того, периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец выполнены с кривизной, меньшей кривизны средней части профиля желоба, а подшипник качения снабжен установленным на борту по меньшей мере одного из колец направляющим кольцом тарельчатой формы.

Предлагаемые соотношения для rсф и l выбраны таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу подшипника и его свободную сборку. Наибольший размер тела качения, с одной стороны, не должен быть меньше R1 r1 так как в противном случае в подшипнике образуется увеличенный радиальный зазор, а с другой стороны, не должен превышать R1 r1 + S, иначе возможность свободной сборки подшипника затруднена. Длина тела качения должна обеспечивать полный контакт тела качения с кольцами и свободную их загрузку в межколечное пространство между бортами наружного и внутреннего колец. Это возможно, если длина тела качения находится в пределах
a < l < 0,5(D2 d2).

На фиг.1 изображен предлагаемый подшипник качения; на фиг.2-4 тела качения, варианты выполнения; на фиг.5 профиль желоба кольца подшипника; на фиг. 6 и 7 подшипник качения в процессе сборки.

Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 с желобами 3 и 4 кольца, тела качения 5, установленные между кольцами 1 и 2, и направляющее кольцо 6. Тела качения 5 в предлагаемом подшипнике могут быть выполнены в нескольких вариантах (фиг.2-4). Наиболее предпочтительным является вариант выполнения тел качения, изображенный на фиг.4. В этом случае образующая тел качения выполняется радиусами, большими или равными радиусу сферы, но со смещенными центрами кривизны относительно центра сферы. Такое тело качения имеет первоначальный контакт с желобами колец в 4-х точках и состоит из 2-х рабочих (контактирующих) зон и сепарирующей зоны, расположенной между рабочими. Периферийные участки 7 (фиг.5) профилей желобов 3 и 4 наружного 1 и внутреннего 2 колец выполняются с меньшей кривизной.

Кроме того, по дорожке качения наружного кольца выполнено плавное местное углубление, позволяющее телам качения поочередно освобождаться в процессе работы от рабочей нагрузки и тем самым исключить заклинивание подшипника.

Предлагаемый подшипник качения работает аналогично серийному.

Предлагаемый подшипник с телами качения по варианту, изображенному на фиг.4, имеет следующие преимущества:
во-первых, 4-точечный первоначальный контакт тела качения с желобами наружного и внутреннего колец позволяет повысить грузоподъемность подшипника на 60% а следовательно, и его долговечность;
во-вторых, наличие сепарирующей зоны уменьшает износ от взаимосепарирования тел качения и не приводит к увеличению радиального зазора, что также повышает долговечность подшипника;
в-третьих, первоначальный 4-точечный контакт тела качения с желобами наружного и внутреннего колец обеспечивает стабильное положение тела качения в процессе работы подшипника и его самоустановку при восприятии осевой нагрузки;
в-четвертых, выполнение периферийных участков профилей желобов наружного и внутреннего колец с меньшей кривизной ограничивает предельный угол контакта, величина которого растет с увеличением радиального зазора.

Предлагаемый подшипник качения отличается способом сборки.

Известен способ сборки подшипников качения, включающий центричную фиксацию наружного и внутреннего колец относительно друг друга и загрузку тел качения в межколечное пространство через раскрытый борт [1]
Однако для осуществления этого способа сборки подшипника требуется высокая точность фрезеровки пазов для обеспечения возможности замыкания тел качения в межколечном пространстве. Кроме того, сборка подшипника качения по этому способу невозможна без предварительного нагрева колец, а подшипники, собранные таким образом, не могут воспринимать осевую нагрузку в любом направлении и рекомендуются к применению только в тихоходных узлах с радиальными силами.

Известен также способ сборки подшипников качения, заключающийся в центричной фиксации колец относительно друг друга, разжатии наружного разрезного кольца, фиксации его в этом состоянии и загрузку тел качения в межколечное пространство через стыковой зазор [2]
Однако при разжатии наружного разрезного кольца подшипника возможно появление остаточных деформаций, а наружная нарушенная сплошность кольца может приводит к несовпадению беговых дорожек в месте разреза при монтаже в узел.

Предлагаемый способ сборки подшипников качения может быть реализован в двух вариантах и включает следующие операции: по первому варианту:
центричную фиксацию колец относительно друг друга;
загрузку максимально возможного количества тел качения в межколечное пространство между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
установку направляющего кольца; по второму варианту:
эксцентричную фиксацию колец относительно друг друга;
загрузку определенного числа тел качения в межколечную полость;
перемещение наружного или внутреннего кольца относительно друг друга до центричного расположения;
загрузку остальных тел качения в межколечную полость между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
установку направляющего кольца.

Отличительным признаком предлагаемого способа сборки по первому и второму вариантам является загрузка максимально возможного количества тел качения в межколечную полость между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
Для осуществления этого способа необходимо наружное 1 и внутреннее 2 (фиг.6 и 7) кольца зафиксировать относительно друг друга и между бортами колец 1 и 2 загрузить поочередно тела качения 5 с последующим поворотом их на угол 90о. После этого необходимо установить направляющее кольцо.

Предлагаемый способ сборки повышает надежность подшипника в работе.


Формула изобретения

1. Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с желобами кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения в виде поверхности вращения, отличающийся тем, что образующая каждого тела качения выполнена радиусами, центры которых расположены вне оси вращения тела качения, при этом наибольший размер тела качения соответствует радиусу сферы rсф, определяемому из соотношения

где R1 и r1 радиусы дорожек качения по дну желоба наружного и внутреннего колец соответственно;
qr начальный радиальный зазор;
S максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки,
а длина l соответствует соотношению
a < l < 0,5(D2 d2),
где a большая ось площадки контакта тела качения с кольцом от рабочей нагрузки;
D2 и d2 диаметры бортов наружного и внутреннего колец соответственно.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец выполнены кривизной, меньшей кривизны средней части профиля желоба, а подшипник качения снабжен установленным на борту по меньшей мере одного из колец направляющим кольцом тарельчатой формы.

3. Способ сборки подшипника качения, включающий фиксацию колец относительно друг друга и постановку тел качения, отличающийся тем, что загрузку максимально возможного количества тел качения в межколечное пространство осуществляют между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на 90o, а затем устанавливают направляющее кольцо.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что поворот качения на 90o после загрузки их в межколечное пространство осуществляют в зоне разгрузки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в работах с автоматической подачей захвата при сборке конических подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для сборки игольчатых подшипников карданного типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в механизмах для сборки подшипников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах шпинделей станков и роторов электродвигателей

Изобретение относится к подшипниковой промьшшенности и может быть использовано при сборке роликовых конических подшипников на сборочных автоматах и полуавтоматах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в подшипниковой промышленности при сборке игольчатых подшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорно-поворотным устройствам (ОПУ) строительных и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорно-поворотным устройствам строительных и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению, к радиально-упорным роликоподшипникам

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к упорным подшипникам, и может быть использовано в опорах вращающихся частей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опор валов, осей и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах качения
Наверх