Узел упорного четырехточечного шарикового подшипника

 

Использование: машиностроение, в подшипниковых опорах различных машин. Сущность изобретения: узел упорного четырехточечного шарикового подшипника содержит тела качения, наружное и внутреннее кольца, установленные в корпусе и на валу. На кольцах выполнены дорожки качения, профили которых образованы пересекающимися дугами окружности, а точка пересечения прямых, проведенных через точки контакта тел качения с дорожками качения, расположена на оси подшипника. Одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу. Одна из частей установлена с возможностью перемещения вдоль другой части вдоль оси подшипника. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах различных машин и устройств.

В технике широко используются следующие типы упорных подшипников качения: с цилиндрическими роликами, с коническими роликами, сферические и шариковые. Подшипники с цилиндрическими роликами обладают высокой грузоподъемностью но слишком тихоходны. Сходные характеристики имеют подшипники с коническими роликами. Сферические подшипники имеют сферическую беговую дорожку на одном из колец. Основным их преимуществом является то, что они могут самоустанавливаться при небольшом несовпадении осей вращения. Кроме этого, они более быстроходны по сравнению с другими типами упорных подшипников. Однако из-за самоустановочного свойства эти подшипники имеют очень специфический круг применения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является упорный подшипник качения с четырехточечным контактом шариков. Профили беговых дорожек образованы пересекающими дугами окружности. При этом прямая, проведенная через точки контакта шарика с одним кольцом, пересекается с прямой, проведенной через точки контакта шарика с другим кольцом, в точке, расположенной на оси вращения подшипника. Тем самым предотвращается проскальзывание шариков.

Основным недостатком упорного четырехточечного шарикоподшипника является то, что при неравномерном износе беговых дорожек может быть нарушен четырехточечный контакт, в результате чего возможно проскальзывание шариков и ускоренный выход подшипника из строя.

Целью изобретения является повышение надежности упорного четырехточечного шарикоподшипника путем создания устройства, обеспечивающего постоянный четырехточечный контакт, при неравномерном износе беговых дорожек.

Указанная цель достигается тем, что одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу. При этом одна точка контакта с кольцом находится на одной части, а вторая точка контакта находится на другой части кольца. Одна часть кольца устанавливается жестко в корпусе или на валу, а вторая часть имеет возможность перемещаться относительно первой части вдоль оси вращения подшипника. Из этого можно сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию "новизна". Сравнение заявляемого устройства с другими аналогами не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое устройство от прототипа. Это позволяет, сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию "существенные отличия".

Изобретение поясняется чертежом.

Узел упорного четырехточечного шарикового подшипника содержит два кольца: внутреннее 1 и, состоящее из двух частей 2 и 3, наружное. Между кольцами находятся шарики 4. Дорожки качения 5 и 6 образованы пересекающими дугами окружности. Точка пересечения 7 прямой 8, проведенной через точки 9 и 10 контакта шарика 4 с дорожкой 5, и прямой 11, проведенной через точки 12 и 13 контакта шарика 4 с дорожкой 6, находится на оси вращения 14 подшипника. При этом точка контакта 12 расположена на части 2 наружного кольца, а точка 13 расположена на части 3 того же кольца. Часть 2 наружного кольца жестко закреплена в корпусе 15, а часть 3 связана с корпусом 15 через тарельчатые пружины 16 и может перемещаться относительно части 2, внутри которой она находится, вдоль оси вращения 14. Прижимная сила пружины 16 должна подбираться в зависимости от условий эксплуатации в пределах 40-60% от полной нагрузки.

Формула изобретения

УЗЕЛ УПОРНОГО ЧЕТЫРЕХТОЧЕЧНОГО ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА, содержащий тела качения и установленные в корпусе и на валу наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, профили которых образованы пересекающимися дугами окружности, точка пересечения прямых, проведенных через точки контакта тел качения с дорожками качения, расположена на оси подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянного контакта тела качения с дорожками при неравномерном износе, одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу, а одна из частей установлена с возможностью, перемещения вдоль другой части вдоль оси подшипника.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения - повышенной быстроходности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электровакуумной и химической отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упругим шариковым однорядным подшипникам, предназначенным преимущественнодля генераторов волн валковых редукторов числа оборотов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях, где применяют его аналоги

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его колец создают регулярный микрорельеф, полученный виброобкатыванием или виброрезанием, при котором инструменту сообщают движения подачи и осцилляции по криволинейной поверхности тора. Регулярный микрорельеф создают в виде дискретных серповидных микролунок при вращении кольца и осцилляции инструмента вдоль оси у радиального шарикоподшипника или перпендикулярно оси у упорного шарикоподшипника при отсутствии движения подачи, при этом инструмент устанавливают в среднем положении его осцилляции до соприкосновения с поверхностью беговой тороидальной дорожки кольца. При создании полностью регулярного микрорельефа инструмент углубляют в поверхность тороидальной дорожки кольца в среднем положении его осцилляции, а при обработке выполняют условие i ≥ π d / 2 2 r h , где i - число циклов осцилляции резца за один оборот кольца, d - диаметр беговой тороидальной дорожки кольца в среднем сечении, r - радиус вершины резца или деформирующего наконечника, h - величина углубления инструмента. Технический результат: упрощение технологии изготовления маслоемких радиальных и упорных шарикоподшипников и повышение их эксплуатационных свойств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к производству всех изделий, в которых ставится задача увеличения ресурса работы радиальных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении радиальных шарикоподшипников с большим ресурсом работы. В шарикоподшипнике поочередно устанавливаются шарики двух групп, из которых первая с натягом фиксируется между кольцами шарикоподшипника, а вторая группа с меньшим диаметром является пружинящими, фиксирующими элементами шариков первой группы. Свобода перемещения шариков второй группы и гарантированные зазоры между шариками снижают трение скольжения в шарикоподшипнике. Каждая из кольцевых канавок шарикоподшипника разделена на три примыкающие друг к другу канавки, имеющие разное назначение. Между первыми канавками обеих колец шарикоподшипника зафиксированы с натягом шарики первой группы. Форма первых канавок, их ширина и расположение выбраны такими, чтобы трение скольжения было малым при допустимых контактных давлениях в зонах контакта. Назначение вторых канавок в том, чтобы исключить контакты в зонах с большим трением скольжения. Третьи канавки являются упорами и препятствуют перемещению шариков первой группы в направлении оси шарикоподшипника. При сборке шарикоподшипника перемещение подвижного кольца в направлении оси шарикоподшипника производится до тех пор, пока результирующие силы сжатия каждого шарика первой группы не будут перпендикулярны оси шарикоподшипника и противоположно направлены, а зазоры между шариками первой группы и третьими кольцевыми канавками не будут сведены до минимума. 1 ил.

Изобретение относится к производству всех изделий, в которых известны основные направления действия радиальных нагрузок на шарикоподшипники, определяющие ресурсы работы шарикоподшипников и изделий. Шарикоподшипник радиальный включает внутреннее кольцо (7), наружное неподвижное кольцо (6), шарики большего диаметра (1, 2, 3) и шарики меньшего диаметра (4, 5), которые соответственно поочередно расположены в кольцевых канавках. На торце неподвижного кольца (6) фиксировано направление радиальной нагрузки (P), действующей на шарикоподшипник, при котором жесткость неподвижного кольца (6) при контакте с шариком (1) в направлении действия радиальной нагрузки (P) уменьшена максимум в cosВ раз, где В - центральный угол между шариками большего диаметра (1, 2, 3), жесткость неподвижного кольца (6) уменьшена за счет выполнения занижения (8) на цилиндрической поверхности неподвижного кольца (6), тем самым перераспределив контактные давления в шариках, и при котором увеличена площадь пятна контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6) в направлении (P) за счет увеличения длины линии (Б) контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6). Технический результат: увеличение ресурса работы шарикоподшипника в изделии. 2 ил.
Наверх