Индуктор явнополюсной синхронной машины

 

Использование: в явнополюсных синхронных генераторах, двигателях и компенсаторах во всех диапазонах мощностей и частот вращения. Сущность изобретения: индуктор явнополюсной синхронной машины содержит обод с полюсами 6, имеющими немагнитные шпильки 15 для крепления лобовых частей 16 катушек возбуждения. Шпильки 15 ввернуты в щеки 14, изготовленные из магнитного листового проката. При высоких механических нагрузках на шпильки 15 они подкреплены на свободных концах оттяжками 20, прикрепленными к ободу гайками. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению.

Известна конструкция индуктора синхронной явнополюсной электрической машины, в частности гидрогенератора, содержащая вал, к которому крепится остов, на котором закреплены спицы, а на спицы набран листовой обод и расклинен на спицах с помощью клиновых полос. По внешнему диаметру обода в пазы вставлены хвостовики полюсов и расклинены там клиньями. Полюса содержат шихтованные тонколистовые сердечники, в пазы воздушного зазора уложены демпферные стержни, соединенные по торцам короткозамкнутыми кольцами. Сердечники стянуты шпильками, проходящими через их отверстия, и нажимными щеками, изготовленными из массивной поковки ферромагнитного материала и имеющими тело и козырьки, предназначенные для удержания лобовых частей катушек обмотки возбуждения, которые крепятся на сердечниках полюсов [1] Недостатки индуктора. Массивные ферромагнитные щеки изготавливаются из дорогостоящей поковки. При выполнении козырьков необходима сверловка нескольких отверстий под демпферные стержни, которые в длинных козырьках 150 250 мм, и изготовление из немагнитного материала: стали, титана является очень трудоемкой и рискованной операцией: возможен увод сверла.

Известен также индуктор явнополюсной синхронной машины, в котором сердечники полюсов стянуты шпильками и нажимными магнитными щеками из листового проката. Последние имеют немагнитные элементы крепления лобовых частей катушек обмотки возбуждения [2] Недостатками такого индуктора являются повышенная трудоемкость изготовления полюсов и недостаточная надежность крепления лобовых частей обмотки возбуждения.

Целью изобретения является устранение перечисленных недостатков.

Цель достигается тем, что в индукторе явнополюсной синхронной машины, содержащем вал с закрепленным на нем ободом, полюса с башмаками, сердечники которых стянуты шпильками и нажимными щеками из листового проката, имеющими немагнитные элементы крепления лобовых частей катушек обмотки возбуждения, закрепленных на сердечниках полюсов, в нажимных щеках полюса выполнены резьбовые отверстия в зоне полюсных башмаков, в которые ввернуты немагнитные шпильки. Последние могут быть закреплены на ободе индуктора крепления к нему оттяжками.

На фиг. 1 представлен индуктор явнополюсной синхронной машины; на фиг. 2 узел I на фиг. 1.

Индуктор 1 содержит вал 2, на котором закреплен остов 3. В остову крепятся спицы 4, на которых набран шихтованный обод 5. К ободу крепятся полюса 6, состоящие из шихтованных сердечников 7, в пазы башмаков 8 которых уложены демпферные стержни 9, изолированные диэлектриком 10 и соединенные по торцам короткозамыкающими кольцами 11, изолированными диэлектриком 12. Сердечники 7 стянуты шпильками 13 с помощью нажимных ферромагнитных щек 14, изготовленных из листового проката вырезкой по контуру. В зону полюсных башмаков 8 в щеки 14 ввернуты немагнитные шпильки 15, удерживающие лобовые части 16 катушек 17 возбуждения, изолированных от индуктора 1 диэлектрическими шайбами 18, 19. При больших нагрузках от центробежных сил шпильки 15 крепятся к ободу 5 оттяжками 20, надетыми отверстиями 21 на шпильки 15, и гайками 22, прикрепленными к шпилькам 23 обода 5.

Индуктор работает следующим образом.

При вращении ротора 24 центробежная сила катушек 17 в лобовых частях 16 воспринимается шпильками 15, работающими на изгиб. Немагнитные шпильки 15 увеличивают магнитное сопротивление магнитному потоку рассеяния лобовых частей 16 катушек и снижают плотность магнитного потока в торцевой зоне статора, снижая потери и нагревы торцовых зон статора. Оттяжки 20 воспринимают центробежную силу лобовой части 16 и уменьшает отгиб шпилек 15 под действием центробежных сил лобовых частей. Вентиляционный канал 25 позволяет увеличить поверхность охлаждения лобовых частей 16 катушек возбуждения и этим снизить их температуру.

Преимущества изобретения. Снижается трудоемкость изготовления щек за счет применения листового проката с обработкой по контуру листа полюса, а также за счет применения немагнитного круглого проката для шпилек вместо фасонной немагнитной поковки козырька, обрабатываемой фрезерованием и сверлением, что удешевляет изготовление полюсов. Снижается трудоемкость сборки козырьков щек с телом щеки за счет простого вворачивания шпилек в тело щеки, что снижает трудоемкость изготовления полюсов. Применение оттяжек повышает надежность крепления лобовых частей катушек возбуждения в высоконагруженных машинах. Выполнение катушек в лобовых частях с вентиляционным каналом между щекой и внутренней поверхностью катушки позволяет повысить интенсивность охлаждения лобовых частей и этим снизить их температуру.

Изобретение может быть использовано в синхронных явнополюсных электрических машинах: генераторах, двигателях и компенсаторах во всех диапазонах мощностей и частот вращения.

Формула изобретения

1. ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ, содержащий вал с закрепленным на нем ободом, полюса с башмаками, сердечники которых стянуты шпильками и нажимными магнитными щеками из листового проката, имеющими немагнитные элементы крепления лобовых частей катушек обмотки возбуждения, закрепленных на сердечниках полюсов, отличающийся тем, что в нажимных щеках полюса выполнены резьбовые отверстия в зоне полюсных башмаков, в которые ввернуты немагнитные шпильки, воспринимающие центробежные силы лобовых частей катушек возбуждения.

2. Индуктор по п. 1, отличающийся тем, что немагнитные шпильки крепления лобовых частей катушек возбуждения закреплены на ободе индуктора оттяжками, прикрепленными к нему.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к области электротехники, касается вращающихся электрических машин, в частности герметичных, предназначенных для использования в пыльной среде или в среде, прямой контакт с которой для электромеханических компонентов электрической машины недопустим

Изобретение относится к каркасу катушки для установки на магнитном сердечнике для вращающейся электрической машины или к преобразователю и соответствующему магнитному сердечнику. Техническим результатом является фиксация каркасов катушек на зубцах магнитного сердечника и обеспечение надежной посадки с долговременной стабильностью в работе, при этом каркас катушки может скользить вдоль зубца с возможностью соединения/разъединения в радиальном направлении. Предложенный каркас катушки имеет гильзу (102) для нанесения обмотки, содержащую углубление (124) для приема зубца (116) магнитного сердечника (118), по меньшей мере, одно удерживающее ребро (114), которое образовано за одно целое с ней и взаимодействует с удерживающей конструкцией (120) магнитного сердечника (118), фиксирующей каркас катушки на зубце. Магнитный сердечник содержит множество тонких пластинок (136), изготавливаемых из листового металла, которые наслаиваются поверх друг друга плоскопараллельным образом и взаимодействуют так, что каждые две тонкие пластинки, которые располагаются поверх друг друга, поворачиваются на угол смещения относительно друг друга с целью создания удерживающей конструкции (120). 5 н. и 11 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение касается полюсного башмака, в частности полюсного башмака генератора. Технический результат заключается в повышении надёжности и увеличении срока службы полюсного башмака. Полюсный башмак включает в себя полюсный пакет, выполненный шихтованным, по меньшей мере одну обмотку, расположенную вокруг полюсного пакета, и концевой элемент, предусмотренный по меньшей мере на одном конце полюсного пакета. Концевой элемент имеет закруглённые кромки для перехода без углов между концевым элементом и полюсным пакетом. Полюсный башмак может использоваться в генераторах, в частности в генераторах ветроэнергетической установки. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к явнополюсным электрическим машинам, в частности к конструкциям для крепления обмоток на роторе электрической машины. Технический результат - повышение надежности электрической машины, увеличение срока службы ротора, повышение эффективности использования ротора. Ротор явнополюсной электрической машины содержит вал, сердечник, выполненный как единое целое, состоящий из ярма ротора и полюсов с полюсными наконечниками, катушки, размещенные по прямоугольному контуру вокруг полюсов. Каждая катушка снабжена бандажом прямоугольной формы, выполненным в виде слоев немагнитного синтетического материала и размещенным с натягом по всей внешней поверхности катушки. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к сегментированному статору. Технический результат – повышение технологичности конструкции. Статор содержит множество сегментов, соединенных с помощью соединителей для формирования сердечника статора. Каждый из сегментов содержит множество пластин, размещаемых рядом друг с другом, формируя набор пластин с аксиально противоположными сторонами. Набор пластин имеет торцевую заглушку, примыкающую к осевой стороне набора пластин. Торцевая заглушка имеет первый и второй штырьки, проходящие аксиально из нее. По меньшей мере один из штырьков определяет путь провода для провода, намотанного вокруг набора. Каждый из соединителей содержит часть перемычки. Часть перемычки имеет отверстия такого размера, что они принимают штырьки таким образом, что соединитель является съемно присоединенным к штырьку торцевой заглушки сегмента и штырьку торцевой заглушки смежного сегмента. Соединитель имеет изоляционную часть, выступающую из части перемычки. Изоляционная часть проходит между смежными сегментами, когда соединитель съемно присоединен к смежным сегментам. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 35 ил.

Статор // 2636659
Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции статора. Технический результат – улучшение крепления катушки на изолирующем каркасе. Статор содержит ярмо, зубья, изолирующие элементы, первые ребра, катушки, кольцевые элементы и клейкие вещества. Каждый из изолирующих элементов имеет окружную стенку и фланец. Фланец содержит пластинчатую стенку. Первые ребра выступают из соответствующих фланцев. Каждый виток намотан на внешней стороне окружной стенки и первых ребер каждого из зубьев. Кольцевые элементы закрывают полости с дистальной концевой стороны зубьев. Первое отверстие и второе отверстие выполнены в пластинчатой стенке. Изгибающийся канал содержит лак, вводимый через инжекционное отверстие. 1 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению

Наверх