Реактивный электродвигатель и способ намотки реактивного электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей. Сущность изобретения состоит в том, что реактивный электродвигатель (1) с ротором (2) и статором (4), содержащим отдельные, охватывающие обматываемые сердечники (20) сердечника (8) статора статорные катушки (3), образованные статорными обмотками (38), а промежуток между статорными катушками (3) заполнен статорными крышками (9), причем одна статорная крышка (9) вставлена в сердечник (8) статора в осевом направлении, причем статорная крышка (9) выполнена из двух частей и обе части (10, 11) вставлены в сердечник (8) статора навстречу друг другу в осевом направлении с взаимным перекрытием соответствующих друг другу концов. При этом, согласно изобретению, краевые контуры соответствующих друг другу упомянутых выше концов выполнены с возможностью их вхождения в соответствующие концы других половин крышки, причем в любом положении сердечника статора нижняя часть подходит к верхней части (10). Предложено также закрепление на статорной крышке (9) платы (39) в качестве держателя электронных элементов (40). Кроме того, предложен способ намотки реактивного электродвигателя (1). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении технологичности реактивного электродвигателя рассматриваемого рода. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 23 ил.

 

Изобретение относится, прежде всего, к реактивному электродвигателю с ротором и статором, причем статор содержит отдельные, охватывающие обматываемые сердечники сердечника статора статорные катушки, образованные статорными обмотками, а промежуток между статорными катушками заполнен статорными крышками, причем одна статорная крышка вставлена в статор в осевом направлении.

Реактивные электродвигатели рассматриваемого рода известны. Так, например, следует сослаться на DE 10035540 А1. Здесь описан реактивный электродвигатель, который для снижения шумообразования при работе содержит статорную крышку, заполняющую промежуток между двумя соседними статорными катушками. Эта статорная крышка выполнена, по существу, в форме полого цилиндра и содержит соответствующее числу катушек число башмаков обматываемых сердечников, которые расположены, по существу, с внешней стороны цилиндрического основного тела параллельно оси статорной крышки. Статорная крышка служит в этом известном решении, прежде всего в качестве обматываемого тела. Статорную крышку, снабженную обмотанными вокруг башмаков обматываемых сердечников статорными обмотками, вставляют затем в осевом направлении в сердечник статора.

В отношении описанного уровня техники задача изобретения состоит в усовершенствовании реактивного электродвигателя рассматриваемого рода, в частности, в отношении технологичности.

Эта задача решается, прежде всего, и в основном посредством предмета п.1 формулы изобретения за счет того, что статорная крышка выполнена из двух частей, и обе части вставлены в сердечник статора навстречу друг другу в осевом направлении с взаимным перекрытием соответствующих друг другу концов. Вследствие этого выполнения согласно изобретению создан реактивный электродвигатель, в частности, упрощенный в отношении изготовления статора. Так, статорная крышка разделена на две части в осевом направлении, так что получаются две приводимые в совпадающее положение, согласованные с внутренним контуром сердечника статора половины крышки, причем одна половина крышки вставлена в сердечник статора аксиально сверху, а другая - аксиально снизу. Соответствующие друг другу концы или соответствующие друг другу контуры половин крышки выполнены с возможностью их вставки друг в друга. Так, предпочтительно, что краевые контуры одной половины крышки выполнены с возможностью вхождения в соответствующие концы другой половины крышки. Это достигнуто, например, за счет уменьшения материала внешнего или внутреннего контура в зоне соответствующих концов. Образованное этим перекрытие в зоне соответствующих друг другу концов рассчитано в осевом направлении с возможностью компенсации допусков на высоту сердечника статора. За счет варьируемого перекрытия можно компенсировать, например, допуски от -1 мм до +1 мм, предпочтительно 0,4-0,5 мм. Выполненная из двух частей статорная крышка вставлена в сердечник статора к тому же с геометрическим замыканием, причем далее в отношении угла поворота расположение, по меньшей мере, одной половины крышки относительно сердечника статора произвольное, поскольку сердечник статора и статорная крышка выполнены симметричными. Так, у снабжаемой восемью статорными катушками и соответственно выполненной статорной крышки, по меньшей мере, одна половина статорной крышки может быть смонтирована в восьми различных положениях, т.е. произвольно. Предпочтительным образом, далее, предусмотрено, что один обматываемый сердечник на своих противоположных осевых торцевых поверхностях охвачен соответственно одной из статорных крышек. Обе половины крышки образуют известные из уровня техники башмаки обматываемого сердечника, которые в соответствии с разделением на две части статорной крышки также разделены на две части в осевом направлении. Так, каждый полубашмак обматываемого сердечника одной половины крышки охватывает соответствующий обматываемый сердечник как зону торцевых поверхностей, так и противоположные друг другу зоны плоских сторон, последние, однако, только на половине их осевой длины. Обматываемые сердечники лежат свободными со стороны ротора, т.е. радиально внутрь. Обе половины крышки могут быть выполнены одинаковыми, за исключением перекрывающих выступов на соответствующих друг другу концах. Предпочтительным является выполнение, у которого одна статорная крышка выполнена в виде верхней части, причем в соответствующей статорным обмоткам задней стенке выполнен проходной вырез для обмоточного провода. Башмаки, охватывающие обматываемые сердечники, снабжены проходящим вдоль их радиально внутренней краевой кромки закрывающим щитком, причем каждый отдельный закрывающий щиток имеет в плане крышки форму кругового сектора с относящимся к средней оси статора радиусом. Закрывающие щитки расположены по периферии на небольшом расстоянии друг от друга, так что возникает обращенное к ротору, почти замкнутое цилиндрическое пространство. На радиальном расстоянии, по существу, соответствующем радиальной глубине обматываемого сердечника, за закрывающими щитками башмаков обматываемых сердечников проходит окружная задняя стенка. Между этой задней стенкой и одним закрывающим щитком заключены охватывающие башмак обматываемого сердечника статорные обмотки. Для вывода наружу образующего статорную катушку провода в задней стенке предусмотрен предпочтительно долинообразный, т.е. открытый к свободному концу задней стенки, расширяющийся проходной вырез. Он проходит предпочтительно до уровня охватывающего осевую торцевую поверхность обматываемого сердечника участка его башмака. Для подачи обмоточного провода к статорной катушке далее предусмотрено, что между двумя статорными катушками в задней стенке статорной крышки выполнен проходной вырез. Он может быть выполнен долинообразным аналогично описанному выше проходному вырезу. Предпочтителен, однако, шлицеобразный, открытый к свободному концу задней стенки вырез. Для фиксации положения обмоточных проводов, идущих радиально снаружи вдоль задней стенки к статорным катушкам или от них, на внешней стороне задней стенки верхней части выполнена направляющая для обмоточных проводов предпочтительно так, что смещение (соскальзывание) обмоточных проводов в осевом направлении за пределы окружной задней стенки исключено. Так, например, на внешней стороне задней стенки верхней части могут быть отформованы крюкообразные удерживающие элементы. Так, предпочтительно, если направляющая для обмоточных проводов состоит из множества отдельных направляющих элементов. Особенно предпочтительным оказывается выполнение статорной крышки из двух частей в виде пластиковой отливки. Так, на верхней части может быть отформован присоединительный разъем для статорных катушек. Предпочтительно этот присоединительный разъем отогнут радиально наружу от собственной статорной крышки. Это выполнение согласно изобретению служит вместе с направляющей для обмоточных проводов в качестве вспомогательного приспособления для разводки. Отформованный, в частности прилитый, присоединительный разъем выполнен предпочтительно в виде имитации края платы для контактирования с краевым разъемом платы. Этот присоединительный разъем содержит для этого множество металлических контактных элементов. Предпочтительным в этом отношении является, однако, выполнение, при котором контактные элементы вставляют после отверждения присоединительного разъема. Будучи обусловлено тем, что согласно изобретению предусмотрена статорная крышка из двух частей, намотка статорных катушек происходит во вставленном в сердечник статора состоянии статорных крышек, вследствие чего используется станок внутренней намотки. За счет внутренней намотки и предусмотренной автоматической разводки с присоединительным разъемом возможно уменьшение числа присоединений. В соответствии с этим присоединительный разъем содержит меньше контактных элементов, чем статор - статорных катушек. Так, у статора с восемью статорными катушками предусмотрен присоединительный разъем с шестью контактными элементами. Далее предпочтительным оказывается выполнение, при котором верхняя часть имеет крепежные шипы для закрепления посредством деформации расплавлением, например, управляющей платы. Из этого возникает короткая цепочка допусков на статор, поскольку в процессе изготовления статорной крышки, в частности в процессе литья, крепежные шипы позиционируются точно. Ориентирование, например, устанавливаемой управляющей платы относительно статорной крышки или других деталей реактивного электродвигателя отпадает, и это при очень высокой точности позиционирования. Также предусмотрено, что статорные крышки или половины крышек имеют ограничитель глубины вставки, который может быть выполнен, например, в виде отформованного со стороны основания окружной задней стенки радиального заплечика. Последний служит, кроме того, для расположения проходящих с внешней стороны по задней стенке обмоточных проводов на расстоянии от сердечника статора. Наконец, предусмотрено, что одна статорная крышка выполнена в виде нижней части и что нижняя часть в любом положении сердечника статора подходит к верхней части. Также эта нижняя часть имеет предпочтительно радиально отстоящий ограничитель глубины вставки.

Изобретение относится также к реактивному электродвигателю с ротором и статором, причем статор содержит отдельные, охватывающие обматываемые сердечники сердечника статора статорные катушки, образованные статорными обмотками, и причем далее предусмотрена статорная крышка. Для усовершенствования предпочтительным образом реактивного электродвигателя рассматриваемого рода предусмотрено, что на статорной крышке закреплена плата в качестве держателя электронных элементов. Предпочтительно плата еще при изготовлении закреплена неразъемно на статорной крышке, например, путем деформации расплавлением посредством отформованных на статорной крышке крепежных шипов. Достигается, следовательно, очень высокая точность позиционирования платы. Ориентировать ее не требуется. Далее предусмотрено, что плата содержит два отстоящих друг от друга по периферии на 45° фотореле, в частности вилочных фотореле. Периферийное расположение фотореле соотносится при этом с осью вращения ротора. В предпочтительном выполнении фотореле взаимодействуют с датчиковыми зубцами ротора для однозначной информации о положении ротора для управления статорными катушками. Кроме того, плата выполнена предпочтительно также в качестве держателя температурного датчика. Последний является предпочтительно измерителем температуры электродвигателя с отрицательным ТКС. Он свободно входит в воздушный зазор между ротором и статором. Конкретно он входит в воздушный зазор между лобовой частью обмотки и ротором. Температурный датчик предназначен для регистрации температуры электродвигателя, причем измеренную температурным датчиком температуру воздуха используют для регистрации температуры электродвигателя. Так, этим температурным датчиком температуру измеряют только посредством обтекающего этот датчик воздуха. Наконец в этом отношении предусмотрено, что температурный датчик расположен на периферии между фотореле.

Наконец, изобретение относится к способу намотки реактивного электродвигателя с ротором и статором с четным числом статорных обмоток. Для усовершенствования способа рассматриваемого рода предложено, что на первом этапе одновременно наматывают половину статорных обмоток, и на втором этапе, не разрезая обмоточные провода, наматывают вторую половину статорных обмоток. Благодаря этому способу согласно изобретению существенно упрощено изготовление статорных обмоток. Так, например, у снабжаемого восемью катушками статора сначала одновременно изготавливают четыре лежащие рядом друг с другом в направлении по окружности статорные обмотки, после чего намоточный станок перемещают на размер четырех изготовленных катушек, т.е. у содержащего восемь катушек статора на 180°, не разрезая при этом обмоточные провода. Для этого обмоточные провода перед перемещением намоточного станка укладывают в отделенный от статорных катушек участок. После перемещения намоточного станка наматывают вторую половину, например, вторые четыре статорные обмотки, после чего у восьмикатушечного статора две противоположные статорные катушки включены последовательно для одновременного запитывания током. Сложные контактирования и разводка отдельных статорных катушек отпадают благодаря решению согласно изобретению. Далее предусмотрено, что при перемещении от первой половины статорных обмоток ко второй половине статорных обмоток обмоточные провода уже намотанных статорных обмоток ведут радиально наружу. Провода ведут от присоединительного разъема и к нему, причем к одному или нескольким гнездам присоединительного разъема присоединяют два обмоточных провода. Так, у восьмикатушечного статора предусмотрено только шесть гнезд, вследствие чего два гнезда содержат по два обмоточных провода. При этом предпочтительно объединяют каждые два обмоточных провода, соответствующие фазы которых запитывают током со смещением по времени по отношению друг другу, т.е. не одновременно. Так, предпочтительно обмоточные провода, ведущие к присоединительному разъему от первой и третьей фаз, и обмоточные провода, ведущие к присоединительному разъему от второй и четвертой фаз, присоединены соответственно к одному гнезду.

Изобретение более подробно поясняется ниже с помощью изображающих только один пример его осуществления чертежей, на которых представлено:

- фиг.1 - вид в перспективе реактивного электродвигателя в собранном виде;

- фиг.2 - вид в перспективе реактивного электродвигателя в разобранном виде;

- фиг.3 - вид в перспективе собранной, выполненной из двух частей статорной крышки;

- фиг.4 - вид в перспективе верхней части, выполненной из двух частей статорной крышки;

- фиг.5 - вид в перспективе нижней части, выполненной из двух частей статорной крышки;

- фиг.6 - верхняя часть статорной крышки, вид сбоку;

- фиг.7 - верхняя часть статорной крышки, вид сверху;

- фиг.8 - увеличенный разрез по линии VIII-VIII на фиг.7;

- фиг.9 - увеличенный фрагмент IX на фиг.7;

- фиг.10 - увеличенный разрез по линии Х-Х на фиг.9;

- фиг.11 - нижняя часть статорной крышки, вид сбоку;

- фиг.12 - нижняя часть статорной крышки, вид сверху;

- фиг.13 - увеличенный разрез по линии XIII-XIII на фиг.12;

- фиг.14 - увеличенный разрез по линии XIV-XIV на фиг.12;

- фиг.15 - увеличенный разрез по линии XV-XV на фиг.12;

- фиг.16 - вид сверху собранного статора, состоящего из сердечника, несущей статорные обмотки статорной крышки и закрепленной на статорной крышке платы;

- фиг.17 - разрез по линии XVII-XVII на фиг.16;

- фиг.18 - разрез по линии XVIII-XVIII на фиг.16;

- фиг.19 - увеличенный вид сбоку собранного статора;

- фиг.20 - увеличенный фрагмент ХХ на фиг.16 без изображенной на фиг.16 платы;

- фиг.21 - вид снизу изображенного на фиг.16 участка с видом на расположенные на нижней стороне платы фотореле;

- фиг.22 - блок-схема электродвигателя для пояснения присоединений отдельных статорных катушек;

- фиг.23 - электронная блок-схема для пояснения управления отдельными статорными катушками.

Изображен и описан, прежде всего, со ссылкой на фиг.1 и 2 реактивный электродвигатель 1 в виде 8/6-реактивного электродвигателя с шестиполюсным ротором 2 и содержащим восемь катушек 3 статором 4.

Как показано на фиг.2, реактивный электродвигатель 1 помимо упомянутого ротора 2 содержит, по существу, еще датчиковый диск 5, ось 6 ротора и вентилятор 7. Ротор 2 и вентилятор 7 закреплены жестко по отношению друг к другу на оси 6 ротора и расположены коаксиально оси х вращения ротора.

Ориентированный также коаксиально оси х вращения ротора статор 4 состоит, по существу, из сердечника 8 и несущей статорные катушки 3 (на фиг.2 не показаны), выполненной из двух частей статорной крышки 9. Статорная крышка 9 образована верхней частью 10 и нижней частью 11, перекрываемыми чашеобразными мостиками 12, 13. Чашеобразные мостики 12, 13 образуют одновременно опоры для оси 6 ротора.

С помощью фиг.3-15 более подробно описана выполненная из двух частей статорная крышка 9.

Верхняя часть 10 выполнена в плане, по существу, восьмиугольной со скругленными гранями, причем, прежде всего, предусмотрена огибающая, частично прерванная задняя стенка 14, на которой со стороны основания радиально наружу отформован огибающий, также частично прерванный бортик 15.

Между двумя угловыми зонами со стороны основания задней стенки 14 отформованы направленные радиально внутрь башмаки 16 обматываемых сердечников, которые проходят в осевом направлении от линии основания задней стенки 14 радиально внутрь верхней части 10.

Каждый башмак 16 обматываемого сердечника выполнен в сечении U-образным с обращенным вниз, т.е. к задней стенке 14, отверстием 17. Оба параллельно удаленных друг от друга колена 18 и соединяющая их перемычка 19, проходящая в плоскости линии основания задней стенки 14, имеют глубину, соответствующую радиальной глубине соответствующего обматываемого сердечника 20 сердечника 8 статора. Также параллельное расстояние между коленами 18 согласовано с шириной обматываемого сердечника 20. Расстояние перемычки 19 до плоскости отверстия 17 и, тем самым, измеренная в осевом направлении длина каждого колена 18 башмака 16 выбраны незначительно больше, чем половина осевой высоты обматываемого сердечника 20.

На направленных радиально внутрь краевых кромках колен 18 и перемычки 19 со стороны внешнего края отформован соответственно U-образный в плане закрывающий щиток 21, причем приданный перемычке 19 участок закрывающего щитка 21 имеет высоту, соответствующую радиально удаленной от него за счет перемычки 19 задней стенке 14.

При рассмотрении верхней части 10 крышки в плане закрывающие щитки 21 ориентированы так, что они удалены от соседнего закрывающего щитка 21 каждый и образуют, в целом, прерванный регулярными осевыми шлицами полый цилиндр, в котором с возможностью свободного вращения установлен ротор 2.

Расстояние по периферии между двумя закрывающими щитками 21 составляет 1/4-1/6 длины периферии закрывающего щитка 21.

Обращенные друг к другу колена 18 двух соседних башмаков 16 соединены закрывающей стенкой 22, проходящей, в основном, в вертикальной плоскости задней стенки 14.

Оба колена 18, закрывающая стенка 22 и два обращенных друг к другу крыла закрывающих щитков 21 двух соседних башмаков 16 образуют в своей обращенной к отверстию 17 башмаков 16 концевой зоне соединительный контур для нижней части 11, для чего вдоль образованной линии за счет уменьшения толщины материала образован уступ 23 измеренной в осевом направлении длины около 0,5 мм. За счет уступа 23, например в зоне колен 18, достигнуто смещение в направлении соответствующего отверстия 17, причем это смещение соответствует половине толщины материала.

Как уже сказано, задняя стенка 14 частично прервана в окружном направлении. Так, посередине каждой перемычки 19 башмака 16 предусмотрены долинообразные проходные вырезы 24, приблизительно V-образно расширяющиеся от линии основания задней стенки 14 к свободному концу задней стенки 14.

Будучи придан каждой угловой зоне, по существу, восьмиугольной верхней части 10 и, тем самым, посередине между двумя соседними башмаками 16, предусмотрен дополнительный, открывающийся, однако, шлицеобразно с одинаковой шириной к свободному концу задней стенки 14 проходной вырез 25, который проходит также до линии основания задней стенки 14.

Освобожденные за счет выполнения проходных вырезов 24, 25 участки задней стенки несут отформованные отдельно радиально снаружи, направленные крюкообразно к бортику 15 направляющие элементы 26 для обмоточных проводов. В зоне перекрытия с этими направляющими элементами 26 бортик 15 прерван. Соответствующие этому разрыву концы участков бортика имеют направленные вверх, т.е. к направляющим элементам 26, распорные ребра 27 для обмоточных проводов.

Верхняя часть 10 изготовлена, как и нижняя часть 11, предпочтительно способом литья пластика под давлением, несет далее отформованный присоединительный разъем 28. Он соединен с верхней частью 10 соединительным участком 29, который отформован на внешней стороне верхней части 10 на высоте бортика 15 и проходит от бортика 15 сначала в радиальном направлении, а затем в плоскости соединительного участка 29 к нему примыкает изогнутый участок. На последнем, на конце перпендикулярно ему, отформован присоединительный разъем 28.

Этот присоединительный разъем 28 снабжен шестью металлическими контактными элементами 30 в виде ножевых контактов.

На соединительном участке 29 в данном примере выполнены пять отклоняющих обмоточный провод элементов 31 разной высоты.

Далее, в приданной соединительному участку 29 или присоединительному разъему 28 зоне участка задней стенки 14 в зоне двух соседних закрывающих щитков 21 отформованы крепежные шипы 32, свободно отстоящие в осевом направлении за свободную краевую кромку задней стенки 14 или закрывающих щитков 21.

Нижняя часть 11 статорной крышки 9, в основном, т.е., в частности, в отношении формы башмаков 16 в плане, далее в отношении бортика 15, а также задней стенки 14, закрывающих щитков 21 и закрывающих стенок 22 выполнена зеркально-симметрично верхней части 10. В отличие от верхней части 10 задняя стенка 14 и бортик 15 выполнены, напротив, сплошными, т.е. без частичных разрывов.

Свободные концы колен 18, закрывающей стенки 22 и обоих обращенных друг к другу крыльев закрывающих щитков 21 двух соседних башмаков 16, образуют для перекрытия уступов 23 верхней части 10 по одному негативному уступу 33, полученному, как и в верхней части 10, уменьшением толщины материала стенки. Также этот негативный уступ 33 имеет согласованную с уступом 23, измеренную в осевом направлении длину около 0,5 мм, причем образованное этим смещение соответствует половине толщины материала.

Также у нижней части 11 оба параллельно расположенных на расстоянии друг от друга колена 18 и соединяющая их, проходящая в плоскости линии основания перемычка 19, имеют глубину, соответствующую радиальной глубине соответствующего обматываемого сердечника 20 сердечника 8 статора. Также расстояние между коленами 18 и расстояние перемычки 19 до плоскости отверстия 17 согласованы с сечением обматываемого сердечника 20.

Перед намоткой статорных катушек 3 верхнюю часть 10 и нижнюю часть 11 статорной крышки 9 вставляют в сердечник 8 статора навстречу друг другу в осевом направлении с перекрытием уступов 23 и негативных уступов 33, причем вследствие этого ступенчатого варьируемого перекрытия могут быть компенсированы допуски сердечника статора по высоте.

Вставленная статорная крышка 9 охватывает обматываемые сердечники посредством башмаков 16, причем перемычка 19 верхней части 10 опирается на одну из противоположных друг другу осевых торцевых поверхностей 34 обматываемого сердечника 20, а перемычка 19 нижней части 11 опирается на другую торцевую поверхность 34 обматываемого сердечника 20. Колена 18 верхней части 10 и нижней части 11 охватывают обматываемые сердечники 20.

В собранном состоянии статорной крышки 9 закрывающие щитки 21 верхней части 10 и нижней части 11 образуют окно 35, в котором обращенная к ротору 2 поверхность 36 обматываемого сердечника 20 открыта.

Бортики 15 верхней части 10 и нижней части 11 служат для ограничения глубины вставки обеих частей статорной крышки 9. После вставки верхней части 10 и нижней части 11 в сердечник 8 статора, бортики 15 прилегают с верхней и нижней сторон к соответствующей поверхности сердечника 8 статора.

Вставленную статорную крышку 9 снабжают посредством намоточного станка статорными катушками 3, причем на первом этапе одновременно наматывают первую половину статорных катушек 3, в данном примере четыре расположенные рядом в направлении периферии статорные катушки 3. Подаваемые на намотку обмоточные провода 37 для этого сначала направляют на обращенную от башмаков 16 сторону задней стенки 14 вдоль нее и через долинообразные, выполненные посередине в башмаках 16 проходные вырезы 24 направляют в зону намотки. После размещения отдельных статорных обмоток 38 для образования статорной катушки 3 обмоточные провода 37 изготовленных четырех статорных катушек 3 снова ведут через другие проходные вырезы 25 к обратной стороне задней стенки 14, после чего намоточный станок с поворотом на 180° вокруг оси х обращают к другим четырем наматываемым статорным катушкам 3, не разрезая обмоточных проводов 37, идущих от первых четырех, уже изготовленных статорных катушек 3. Изготовление других четырех статорных катушек 3 происходит так же, как и первых четырех.

Таким образом, статорные катушки 3 попарно соединены между собой. Конкретно всегда две диаметрально противоположные друг другу статорные катушки 3 образуют намотанную тем же обмоточным проводом 37 пару статорных катушек.

Проходящие снаружи вдоль задней стенки 14 обмоточные провода 37 защищены от соскальзывания с задней стенки 14 за счет направляющих элементов 26. К тому же расположенные на бортике 15 распорные ребра 27 обеспечивают безопасное расстояние обмоточных проводов 37 до сердечника 8 статора.

Концы четырех, образующих статорные катушки 3 обмоточных проводов 37 с отклонением посредством расположенных на соединительном участке 29 отклоняющих элементов 31 направлены к присоединительному разъему 28 и там закреплены на контактных элементах 30. Как видно из фигур, предусмотрены шесть контактных элементов 30 для размещения восьми концов обмоточных проводов. Так, к двум образованным контактными элементами 30 гнездам присоединено по два конца обмоточных проводов.

На фиг.22 изображена схема подключения отдельных статорных катушек. Так, на фазе РН1 противоположные друг другу на статорной крышке 9 катушки 3.1, 3.2 включены последовательно, причем отходящий от катушки 3.2 обмоточный провод 37 соединен с отводом соответствующих фазе РН3 катушек 3.5, 3.6. Точно также пары 3.4, 3.6 и 3.7, 3.8 катушек соответственно фазы РН2 и РН4 объединены концами. Таким образом, при восьми катушках 3 и четырех фазах получается, в целом, шесть концов обмоточного провода, закрепленных на присоединительном разъеме 28.

На фиг.23 изображена схема отдельных фаз. Их активируют посредством выключателей, причем со ссылкой на разводку электродвигателя на фиг.22 каждому концу обмоточного провода или каждому контактному элементу 30 присоединительного разъема 28 придан выключатель S1-S6. Так, например, за счет замыкания выключателей S1, S5 включается фаза РН1, после чего, при необходимости с перекрытием по времени, за счет замыкания выключателей S2, S6 происходит управление фазой РН2. В то время как фаза РН2 еще активна, фаза РН1 выключается за счет размыкания, по меньшей мере, выключателя S1, после чего активируется фаза РН3 за счет замыкания выключателей S3, S6. Соответственно поступают с фазой РН4.

Как видно, в частности, на фиг.16 и 21, предусмотрена плата 39 в качестве держателя электронных элементов 40. Она закреплена на статорной крышке 9 в непосредственной близости от присоединительного разъема 28 посредством упомянутых крепежных шипов 32, предпочтительно посредством деформации расплавлением.

Плата 39 имеет в плане приблизительно С-образную форму, причем одно колено вне статорной крышки 9, будучи ориентировано приблизительно параллельно присоединительному разъему 28, консольно выдается за соединительный участок 29, а другое колено направлено радиально внутрь за башмаки 16 в зону ротора 2. Соединяющая оба колена платы 39 перемычка расположена в радиальном направлении. Крепежные шипы 32, удерживающие плату 39 на статорной крышке 9 за счет деформации расплавлением, проходят сквозь плату 39 через соответственно расположенные отверстия.

Выступающий наружу, т.е. в направлении присоединительного разъема 28, участок платы снабжен на нижней стороне, т.е. в направлении сердечника 8 статора, гнездом 41 для размещения снабженного соответствующим штекером присоединительного кабеля.

Направленный радиально внутрь в зону ротора участок платы 39 несет на нижней стороне, т.е. в направлении ротора, два расположенных на расстоянии друг от друга по периферии на 45° фотореле 42, предпочтительно вильчатых фотореле, причем фотореле расположены, если смотреть в направлении периферии, посередине соответствующего обматываемого сердечника 20. Эти фотореле 42 пересекаются при работе электродвигателя датчиковыми зубцами 43 датчикового диска 5, вследствие чего посредством полученных и обработанных импульсов можно зарегистрировать мгновенное положение ротора. Сигналы обрабатывают с помощью расположенной на плате 39 сенсорики 44.

Кроме того, плата 39 несет на входящем в зону ротора участке с нижней стороны и, по существу, посередине по периферии между фотореле 40 температурный датчик 45, который, если смотреть в радиальном направлении, позиционирован вне зоны прохождения датчиковых зубцов 43 датчикового диска 5. Этот температурный датчик 45 служит для регистрации температуры электродвигателя, для чего измеренную температурным датчиком 45 температуру воздуха используют для регистрации температуры электродвигателя.

Другое преимущество расположения платы 39 в зоне присоединительного разъема 28 состоит в том, что плата 39 за счет проходящего по высоте по ней присоединительного разъема 28 находится в защищенном скрытом положении. Кроме того, возникает короткая цепочка допусков на статор 4, вследствие чего благодаря высокой точности позиционирования не требуется выравнивать плату 39.

Все раскрытые признаки (сами по себе) являются существенными для изобретения. В раскрытое содержание заявки, таким образом, полностью включены соответствующие/прилагаемые приоритетные материалы (копия первичной заявки), также с целью включения признаков этих материалов в формулу изобретения настоящей заявки.

1. Реактивный электродвигатель (1) с ротором (2) и статором (4), содержащим отдельные, охватывающие обматываемые сердечники (20) сердечника (8) статора статорные катушки (3), образованные статорными обмотками (38), а промежуток между статорными катушками (3) заполнен статорными крышками (9), причем одна статорная крышка (9) вставлена в сердечник (8) статора в осевом направлении, причем статорная крышка (9) выполнена из двух частей, и обе части (10, 11) вставлены в сердечник (8) статора навстречу друг другу в осевом направлении с взаимным перекрытием соответствующих друг другу концов, отличающийся тем, что краевые контуры соответствующих друг другу концов выполнены с возможностью их вхождения в соответствующие концы других половин крышки, причем в любом положении сердечника статора нижняя часть подходит к верхней части (10).

2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что обматываемый сердечник (20) на своих противоположных осевых торцевых поверхностях (34) охвачен соответственно одной из статорных крышек (9).

3. Электродвигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что одна статорная крышка (9) выполнена в виде верхней части (10), у которой в соответствующей статорным обмоткам (38) задней стенке (14) выполнен проходной вырез (24) для обмоточного провода (37).

4. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что между двумя статорными катушками (3) в задней стенке (14) статорной крышки (9) выполнен проходной вырез (25).

5. Электродвигатель по п.3, отличающийся тем, что на внешней стороне задней стенки (14) верхней части (10) выполнена направляющая для обмоточных проводов.

6. Электродвигатель по п.5, отличающийся тем, что направляющая для обмоточных проводов состоит из множества отдельных направляющих элементов (26).

7. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что на верхней части (10) отформован присоединительный разъем (28) для статорных катушек (3).

8. Электродвигатель по п.7, отличающийся тем, что присоединительный разъем (28) содержит множество металлических контактных элементов (30).

9. Электродвигатель по п.8, отличающийся тем, что присоединительный разъем (28) содержит меньше контактных элементов (30), чем статор (4) статорных катушек (3).

10. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть (10) содержит крепежные шипы (32) для закрепления посредством деформации расплавлением, например, управляющей платы (39).

11. Электродвигатель по п.2, отличающийся тем, что каждая статорная крышка (9) имеет ограничитель глубины вставки.

12. Реактивный электродвигатель (1) с ротором (2) и статором (4), содержащим отдельные, охватывающие обматываемые сердечники (20) сердечника (8) статора статорные катушки (3), образованные статорными обмотками (38), причем предусмотрена еще одна статорная крышка (9), отличающийся тем, что на статорной крышке (9) закреплена плата (39) в качестве держателя электронных элементов (40), при этом плата (39) содержит два отстоящих друг от друга по периферии на 45 с фотореле (42).

13. Электродвигатель по п.12, отличающийся тем, что фотореле (42) взаимодействуют с датчиковыми зубцами (43) датчикового диска (5).

14. Электродвигатель по одному из пп.12 или 13, отличающийся тем, что плата (39) является держателем температурного датчика (45).

15. Электродвигатель по п.14, отличающийся тем, что температурный датчик (45) предназначен для регистрации температуры электродвигателя и измеренная температурным датчиком (45) температура воздуха используется для регистрации температуры электродвигателя.

16. Электродвигатель по п.14, отличающийся тем, что температурный датчик (45) расположен на периферии между фотореле (42).

17. Способ намотки реактивного электродвигателя (1) с ротором (2) и содержащим обматываемые сердечники статором (4) с четным числом статорных катушек (3), причем предусмотрена содержащая башмаки (16) обматываемых сердечников статорная крышка (9), отличающийся тем, что на первом этапе одновременно наматывают половину статорных катушек (3) посредством перекрывающей обматываемые сердечники статорной крышки, при этом на втором этапе, не разрезая обмоточные провода (37), наматывают вторую половину статорных катушек (3), в результате чего статорные катушки попарно соединены между собой.

18. Способ по п.17, отличающийся тем, что при переходе с первой половины статорных катушек (3) на вторую половину статорных катушек (3) обмоточные провода (37) уже намотанных статорных катушек (3) ведут радиально снаружи статорных катушек (3).

19. Способ по п.17 или 18, отличающийся тем, что обмоточные провода (37) ведут от присоединительного разъема (28) и к нему, при этом к одному или нескольким гнездам присоединительного разъема (28) присоединяют два обмоточных провода (37).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к корпусу электрических машин, может использоваться для одно-, трех- и многофазных асинхронных, синхронных, специальных электрических машин нового поколения и их серий.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электродвигателей общего применения. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается конструкции статора электрической машины с составным корпусом и направлено на снижение материалоемкости и упрощение конструкции машины.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к корпусам электродвигателей. .

Изобретение относится к электромашиностроению. .

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно к подпятникам преимущественно вертикальных гидрогенераторов.

Изобретение относится к приводным механизмам и может быть использовано в электромеханических игрушках. .

Изобретение относится к электрическим машинам с вращающимся ротором и может быть использовано в механизмах промышленного и бытового назначения. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к бесконтактным электродвигателям постоянного тока с воздушным охлаждением и протяжной вентиляцией, например для швейной промышленности.

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях.

Изобретение относится к электромашиностроению. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта. .

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к синхронным машинам постоянного тока. .

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Наверх