Стыковой зажим для контактных проводов

 

Использование: в арматуре контактных сетей электрических железных дорог. Сущность: стыковой зажим снабжен щеками 1 с выступами 3 с поперечной насечкой и с формой, соответствующей форме пазов на контактных проводах, а также подвесом 9 в виде удлиненной в вертикальном направлении скобы из металлического прутика. Подвес своими концами входит в образованные в щеках 1 горизонтальные отверстия 8. Вращение подвеса возможно относительно осей указанных отверстий и невозвожно относительно продольной оси зажима. С наружных сторон щек в местах входа стягивающих болтов 5 образованы кольцевые выступы 7, наружный диаметр каждого из которых меньше головки болта, что повышает надежность токосъема. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к арматуре контактных сетей электрических железных дорог.

Известен стыковой зажим для контактных проводов, содержащий щеки с пазами и выступами, соответствующими очертанию сечения контактного провода, в котором концы стыкуемых проводов изгибают на 180о. Недостатком такого зажима является сложность монтажа.

Известны также стыковые зажимы в монолитном исполнении, в которых контактные провода закреплены посредством наклонных или вертикальных винтов, входящих в головки проводов. Недостатком этих зажимов является малая надежность закрепления стыкуемых проводов.

Из известных решений наиболее близкими по технической сущности к заявляемому является стыковой зажим, содержащий две щеки с пазами и имеющими поперечную насечку выступами, форма которых соответствует форме пазов на контактных проводах: щеки соединены между собой горизонтальными болтами с гайками, а также подвески, кольцевые выступы, образованные на наружных стенках щек. Этот стыковой зажим может быть принят в качестве прототипа.

Недостатками прототипа и других аналогов, является малая устойчивость стыкового зажима в контактной подвеске: под действием крутящих моментов в соединенных посредством зажима контактных проводах (относительно их продольных осей) зажим может занимать наклонное положение, препятствуя нормальному проходу токоприемника электроподвижного состава, а также то, что при недостаточной затяжке стягивающих болтов возможно выскальзывание контактных проводов из зажима. Это сказывается отрицательно на надежности токосъема.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышение надежности токосъема путей устранения указанных недостатков.

Для решения поставленной задачи стыковой зажим для контактных проводов, содержащий щеки с выступами, имеющими поперечную насечку, форма которых соответствует форме пазов на контактных проводах, и с пазами, а также подвес, стягивающие болты, гайки и кольцевые выступы, образованные на наружных стенках щек соосно отверстиям для стягивающих болтов, при этом подвес выполнен в виде удлиненной в вертикальном направлении скобы, входящей своими нижними концами в образованные в щеках горизонтальные отверстия, оси которых перпендикулярны продольные оси стыкового зажима. А также каждый из кольцевых выступов выполнен наружным диаметром, меньшим ширины головки стягивающего болта.

Известными признаками являются наличие щек с выступами и имеющих поперечную насечку, форма которых соответствует форме пазов на контактных проводах, и с пазами, а также наличие стягивающих болтов, гаек, подвеса и концевых выступов, образованных на наружных стенках щек соосно отверстиям для стягивающих болтов.

Отличительным от прототипа является, во-первых, выполнение подвеса в виде удлиненной в вертикальном направлении скобы из металлического прутка, который входит внизу своими концами в образованные в щеках горизонтальные отверстия; их оси перпендикулярны продольной оси зажима.

Отличительным признаком является также выполнение каждого из кольцевых выступов с наружным диаметром, меньшим ширины головки стягивающего болта.

Все отличительные признаки являются существенными, поскольку только в совокупности они определяют возможность решения поставленной задачи, т.е. позволяют повысить надежность токосъема.

На фиг. 1 приведен стыковой зажим (общий вид); на фиг. 2 работа зажима.

Стыковой зажим для контактных проводов содержит две щеки 1, в нижних частях которых образованы пазы 2 и выступы 3. На поверхностях выступов 3 образована поперечная насечка, а форма выступов соответствует форме пазов на контактных проводах (контактные провода А показаны штриховыми линиями).

Через отверстия 4 в щеках пропущены стягивающие болты 5; при этом для половины болтов резьба в отверстиях 4 нарезана в одной из щек, для которой половины во второй щеке. На болты навернуты гайки 6.

На наружных стенках щек 1 соосно с отверстиями 4 со стороны головок болтов 5 образованы кольцевые выступы 7, внутренний диаметр каждого из которых равен диаметру указанных отверстий, а наружный меньше ширины головки болта.

В обеих щеках в створе одно с другим образованы два сквозных горизонтальных отверстия 8, оси которых перпендикулярны продольной оси зажима. В эти отверстия вставлены концы подвеса 9, выполненного из металлического прутка в виде скобы, удлиненной в вертикальном направлении. За верхнюю петлю подвеса зацеплена струна Б, посредством которой зажим соединен с несущим тросом контактной подвески (на фиг. трос не показан).

Стыковой зажим для контактных проводов работает следующим образом.

Для стыкования контактных проводов А стыковой зажим со вставленными в отверстия 4 болтами 5, в котором щеки удалены одна от другой на расстояние, превышающее ширину провода, устанавливают на концы проводов таким образом, чтобы обе щеки 1 оказывались своими пазами 2 несколько выше головок проводов, а выступы 3 точно на уровне пазов контактных проводов. После этого производят затяжку болтов 5, головки которых после полной затяжки упираются в кольцевые выступы 7 на щеках, и гаек 6, исключающих произвольное вывертывание болтов, в результате чего контактные провода оказываются прочно зажатыми между щеками. При этом поперечная насечка углубляется в металл контактных проводов, препятствуя выскальзыванию последних из стыкового зажима под действием натяжения силы, приложенной к проводам и направленными вдоль их продольных осей.

В горизонтальные отверстия 8, образованные в щеках 1, вставляют нижние концы подвеса 9, расстояние между которыми до монтажа превышает ширину стыкового зажима: после этого подвес сжимают. Закрепленный таким образом подвес может повертываться на некоторый угол относительно оси, проходящей через отверстия 8, но он не может повертываться относительно продольной оси зажима.

В зависимости от конструктивного выполнения струны Б соединение ее с подвесом 9 производят или до установки подвеса на щеки 1 (если струна имеет на конце ушко), или после этого (если струна оканчивается прямым отрезком проволоки). Это обстоятельство применимость стыкового зажима при различных струнах определяет другой вид технического результата, получение которого обеспечивает предлагаемое изобретение универсальность.

При наличии в контактном проводе крутящего момента М1 (фиг. 2), например, из-за расположения несущего троса в стороне от контактного провода, последний начинает вращаться. Но при повороте зажима (вместе с проводом) появится направленный в противоположную сторону момент М2, значение которого зависит от величины реакции Р в струне и от размера плеча а этой силы. В предлагаемом зажиме (в отличие от других стыковых зажимов) благодаря наличию подвеса, имеющего большую высоту и не вращающемуся относительно продольной оси зажима, плечо а при малом угле наклона зажима оказывается значительным и в этом положении моменты М2 и М1 становятся равными. В результате заметного наклона стыкового зажима не происходит, что и исключает возможность зацепления полоза проходящего токоприемника за щеку или болт зажима.

Благодаря наличию кольцевых выступов 7, наружный диаметр каждого из которых меньше ширины головки болта 5, момент силы трения между головкой болта и выступом, наружный диаметр которого меньше ширины головки болта, оказывается уменьшенным по сравнению с моментом при отсутствии такого выступа, поскольку в последнем случае плечо силы трения больше. По этой причине та часть момента, создаваемого рабочим, завертывающим болт гаечным ключом, которая расходуется на преодоление указанного трения, уменьшается, а оставшаяся часть момента, определяющая силу стягивания болтов обеих щек зажима, увеличивается.

Последнее обстоятельство определяет увеличение силы, вдавливающей насечку щек в контактной провод, а следовательно, и силы, противодействующей выскальзыванию из зажима контактных проводов, находящихся под натяжением.

Оба указанных фактора уменьшение угла поперечного наклона стыкового зажима и увеличение силы, при которой возможно выскальзывание контактного провода от зажима, определяют повышение надежности токосъема.

Формула изобретения

1. СТЫКОВОЙ ЗАЖИМ ДЛЯ КОНТАКТНЫХ ПРОВОДОВ, содержащий щеки с выступами, имеющими поперечную насечку, форма которых соответствует форме пазов на контактных проводах, и с пазами, а также подвес, стягивающие болты, гайки и кольцевые выступы, образованные на наружных стенках щек соосно с отверстиями для стягивающих болтов, отличающийся тем, что подвес выполнен в виде удлиненной в вертикальном направлении скобы, входящей своими нижними концами в образованные в щеках горизонтальные отверстия, оси которых перпендикулярны продольной оси стыкового зажима.

2. Зажим по п. 1, отличающийся тем, что каждый из кольцевых выступов выполнен наружным диаметром, меньшим ширины головки стягивающего болта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуре крепежных зажимов и может найти применение при монтаже и ремонте контактной сети постоянного и переменного тока ж

Изобретение относится к электрическим железным дорогам, предназначено для подключения питающих проводов контактных сетей и воздушных линий

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам, в частности кзажимам контактной сети для подвешивания контактного провода к несущему'тросу

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а имено к зажиму для проводов контактной подвески

Изобретение относится к электрическому транспорту, а именно к контактной сети

Изобретение относится к области электрификации железных дорог и может быть использовано в контактной сети в местах соединения многопроволочньгх алюминиевых проводов электрических соединений с медными проводами контактной сети

Изобретение относится к зажимам для соединения токопроводящей струны с проводом цепной подвески контактной сети

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрооборудованию транспорта

Изобретение относится к области электрификации железных дорог

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту и может использоваться при стыковании контактных проводов

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту и может быть использовано для соединения многопроволочных проводов

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного и городского транспорта, а именно к арматуре воздушной контактной сети для соединения контактных проводов с тросом средней анкеровки

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и может быть использовано при монтаже контактной сети

Изобретение относится к области электрификации железных дорог, а именно к арматуре контактной сети
Наверх