Зажим для соединения двух проводов цепной подвески контактной сети

 

Изобретением является зажим, который состоит из двух губок с желобами для размещения проводов, скрепленных между собой посредством болтовых соединений, на одном конце в средней части каждой из губок выполнен продольный паз, глубина которого составляет не менее двух третей радиуса скрепляемого провода, один из желобов выполнен зигзагообразным в сечении, перпендикулярном плоскости разъема губок, при этом в каждом из желобов выполнена насечка из чередующихся выступов и впадин, направленных перпендикулярно оси соединяемого провода, а между отверстиями для болтовых соединений в каждой губке выполнено сквозное отверстие для теплоотвода. На противоположном конце в средней части каждой из губок может быть выполнен другой паз, глубина которого составляет не более двух третей радиуса скрепляемого провода, а другой желоб выполнен зигзагообразным в сечении, перпендикулярном плоскости разъема губок. Изобретение повышает надежность работы зажимов цепной подвески, улучшает эластичность контактной сети, снижает металлоемкость зажимов, а следовательно и стоимость. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному и городскому транспорту, а именно к арматуре воздушной контактной сети.

Известны зажимы соединительные, питающие и зажимы средней анкеровки для проводов контактной сети, содержащие губки с образованными в них желобами цилиндрической или иной формы, а также профили, в которых закладываются соединяемые посредством зажима провода и болты, пропущенные через губки (Фрайфельд А. В., Бондарев Н.А., Марков А.С. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий, - М.: Транспорт, 1986, с. 100-101). Однако они металлоемки, сложны в изготовлении и эксплуатации и ненадежны.

Из известных устройств наиболее близким по совокупности существенных признаков и по технологической сущности к заявляемому объекту являются зажимы для соединения проводов цепной подвески контактной сети (SU, авт. св. N 1381015, B 60 M 1/24, 04.09.86), широко применяемые на электрифицированных железных дорогах России и расчитанных на соединение проводов разных сечений и назначений. Они могут быть приняты в качестве прототипа, так как имеют много общих конструктивных решений, а по своим отличиям от известных предлагаемые зажимы объединены общими признаками.

Недостатками прототипа являются отсутствие шероховатости на цилиндрической поверхности желобов губок для размещения в зажиме несущих и шунтирующих многопроволочных проводов, отсутствие насечки на поверхностях профиля губок, сопрягающегося с пазами контактного провода.

В связи с этим прототип не обеспечивает, с одной стороны, надежного электрического контакта с соединяемыми проводами, а, с другой стороны, не обеспечивает надежного закрепления зажимов на проводах без их проскальзывания. Кроме указанных недостатков для обеспечения электрического контакта и механического закрепления зажимов на проводах в прототипе не предусмотрена деформация проводов с искривлением их оси в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема губок, во время затяжки болтов.

Недостатком прототипа является большая масса зажимов, вызывающая появление жестких точек в контактной подвеске. Кроме того, не предусмотрено в прототипе и увеличение поверхности по отношению к массе зажимов, что снижает интенсивности из охлаждения при прохождении электрического тока через соединение.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности работы зажимов цепной подвески, улучшения эластичности контактной сети, снижения их металлоемкости, а следовательно и стоимости.

Указанный технический результат в заявленном изобретении достигается за счет того, что зажим для соединения двух проводов цепной подвески контактной сети состоит из двух губок с желобами для размещения проводов и скрепленных между собой двумя болтовыми соединениями, в каждой из губок на одном конце в средней части выполнен продольный паз, глубина которого составляет не более двух третей радиуса скрепляемого провода. Один из желобов в сечении, перпендикулярном плоскости разъема губок, выполнен зигзагообразно, и в каждом из желобов выполнена насечка из чередующихся остроконечных выступов и впадин, направленных перпендикулярно оси соединяемого провода. Между отверстиями для болтовых соединений в каждой губке выполнено сквозное отверстие для теплоотвода. В каждой из губок на противоположном конце тоже может быть выполнен другой паз в средней части с такой же глубиной и желоб также выполнен зигзагообразно. С внешней стороны губок вдоль отверстий под болты выполнен выступ по всей длине их корпуса для устранения касания краев головок и гаек с корпусом губок.

Известными, общими с прототипом признаками являются наличие двух губок с желобами для размещения проводов и скрепленных между собой двумя болтовыми соединениями.

Отличительными от прототипа признаками являются выполнение на одном конце губок паза в средней части, глубина которого составляет не более двух третей радиуса скрепленного провода, нанесение на каждый желоб насечки из чередующихся остроконечных выступов и впадин, направленных перпендикулярно оси соединяемому проводу, каждый желоб в сечении, перпендикулярном разъему губок, выполнен зигзагообразно, а между болтовыми соединениями выполнено отверстие для теплоотвода. На другом конце губок также может быть выполнен паз посередине. Эти признаки являются достаточными во всех случаях.

Все отличительные признаки являются существенными, поскольку только в совокупности они определяют возможность решения поставленной задачи, т.е. позволяют повысить надежность работы зажимов, эластичность цепной подвески, снизить их металлоемкость.

На фиг. 1 приведен общий вид зажима для соединения многопроволочных проводов; на фиг. 2 - вид зажима для соединения контактного провода с многопроволочными проводами; на фиг. 3 - вид искривления оси цилиндрических поверхностей желобов.

Зажимы содержат две губки 1 и 2, скрепленные соединительными болтами 3. При этом через отверстия в губке 2 один из болтов пропущен свободно, а с губкой 1 он соединен посредством отверстия с резьбой. Другой болт напротив свободно пропущен через отверстие в губке 1 и соединяет ее с губкой 2 посредством отверстия с резьбой в этой губке. В обеих губках образованы желобы 4 для размещения в них многопроволочных несущих тросов или шунтов 5 (фиг. 1) или желоба с фигурным профилем 6 для расположения в них контактного провода 7 (фиг. 2). На поверхности желобов губок 1 и 2 по всей длине зажима предусмотрена шероховатость в виде мелкой насечки 8, состоящей из выступов и впадин по образующим цилиндрического профиля желобов 4. Оси цилиндрических поверхностей желобов 4 искривлены в плоскости, перпендикулярной плоскости разъема губок (фиг. 3). Профили губок 6, сопрягающихся с пазами контактного провода 7, снабжены грубой насечкой 9, состоящей из впадин и выступов. Губки 1 и 2 в местах контакта с многопроволочными проводами 5 имеют паз 10, врезающийся в тело губок на глубину не более двух третей радиуса скрепляемого провода. В центре губок 1 и 2, между болтами 3 выполнено сквозное отверстие 11.

Зажимы для проводов контактной сети работают следующим образом.

После размещения соединяемых проводов 5 и 5 или 5 и 7 в желобах 4 и 4 или 4 и 6 губок 1 и 2 соответственно производят размещение болтов 3 в отверстиях, не имеющую резьбу, а затем болты 3 вставляют в отверстия губок 1 и 2 с резьбой и вкручивают в них. В процессе завертывания болтов 3 их головки входят в соприкосновение с наружной поверхностью губок, а затем болты контрятся гайками с противоположной стороны смежных губок. При этом края головок болтов и края гаек не касаются корпуса губок, а многопроволочные провода 5 изгибаются в желобах 4 в плоскости, перпендикулярной плоскости разъема губок (фиг. 3). Выступы насечки 8 желобов 4 упруго деформируют поверхности проволок проводов 5 (фиг. 1 и 2). Выступы насечки 9 профиля губок 6 врезаются в тело контактного провода 7 (фиг. 2). Прохождение электрического тока через провода 5 и 7 вызывают нагрев зажимов. Пазы 10 и 11 увеличивают поверхность губок 1 и 2 и способствуют их лучшему теплообмену с окружающей средой. Поскольку внешняя поверхность губок 1 и 2 выполнена таким образом, что головки болтов и поверхности гаек касаются их только у стержня болтов 3, расположение силы затяжки болтов всегда (в том числе и при диаметрах соединяемых проводов) строго по осям болтов 3, т.е. по центральной оси зажима. Это позволяет надежно соединять в зажимах провода различных диаметров.

Формула изобретения

1. Зажим для соединения двух проводов цепной подвески контактной сети, состоящий из двух губок с желобами для размещения поводов, скрепленных между собой посредством болтовых соединений, отличающийся тем, что на одном конце в средней части каждой из губок выполнен продольный паз, глубина которого составляет не менее двух третей радиуса скрепляемого провода, один из желобов выполнен зигзагообразным в сечении, перпендикулярном к плоскости разъема губок, при этом в каждом из желобов выполнена насечка из чередующихся выступов и впадин, направленных перпендикулярно к оси соединяемого провода, а между отверстиями для болтовых соединений в каждой губке выполнено сквозное отверстие для теплоотвода.

2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что на противоположном конце в средней части каждой из губок выполнен другой паз, глубина которого составляет не более двух третей радиуса скрепляемого провода, а другой желоб выполнен зигзагообразным в сечении, перпендикулярном к плоскости разъема губок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зажимам для соединения токопроводящей струны с проводом цепной подвески контактной сети

Изобретение относится к арматуре контактных сетей электрических железных дорог

Изобретение относится к арматуре крепежных зажимов и может найти применение при монтаже и ремонте контактной сети постоянного и переменного тока ж

Изобретение относится к электрическим железным дорогам, предназначено для подключения питающих проводов контактных сетей и воздушных линий

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрооборудованию транспорта

Изобретение относится к области электрификации железных дорог

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту и может использоваться при стыковании контактных проводов

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту и может быть использовано для соединения многопроволочных проводов

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного и городского транспорта, а именно к арматуре воздушной контактной сети для соединения контактных проводов с тросом средней анкеровки

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и может быть использовано при монтаже контактной сети

Изобретение относится к области электрификации железных дорог, а именно к арматуре контактной сети

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам для соединения медных и сталемедных проводов электрических соединителей с контактным проводом или несущим тросом

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, в частности к стыковым зажимам
Наверх