Способ контроля рабочего процесса дизеля

 

Использование: в дизельных установках при исследовании рабочего процесса дизеля. Сущность изобретения: контроль рабочего процесса дизеля осуществляют путем снятия зависимости давления газа в цилиндре от угла поворота коленчатого вала (п. к. в.) с помощью датчиков. Снимают указанную зависимость для контрольного цилиндра, ближайшего к датчику угла п. к. в. для 3 - 5 режимов работы и определяют значение ее второй или выше производной для одного угла п. к. в., например, верхней мертвой точки этого цилиндра. Принимают это значение за базовое, определяют зависимость производной давления газа во втором цилиндре от угла поворота коленчатого вала, а угол п. к. в. для другого цилиндра определяют по равенству базового значения соответствующей производной зависимости давления газа в этом цилиндре от угла п. к. в. 2 ил.

Предлагаемое изобретение касается эксплуатации дизельных установок, а более конкретно исследования рабочего процесса дизеля и может быть использовано для судовых и стационарных дизельных установок.

Известен способ контроля рабочего процесса дизеля, не оборудованного индикаторным приводом, путем снятия зависимости давления газа в цилиндре от угла поворота коленчатого вала (п.к.в.) индикаторной диаграммы с помощью датчиков давления и угла п.к.в. (см.систему постоянного контроля рабочего процесса [1] Измеренные значения давления и угла поворота коленчатого вала через специальное устройство передаются в ПЭВМ, где в соответствии с заданной программой обрабатываются. Рабочий процесс в каждом цилиндре анализируется на основе снятой индикаторной диаграммы путем оценки среднего индикаторного давления, давления в верхней мертвой точке (ВМТ). Однако при снятии индикаторной диаграммы для различных цилиндров возникает погрешность в определении фактического угла п.к.в. из-за наличия крутильных колебаний. Кроме того, для мощных малооборотных дизелей требуется для датчиков угла п.к.в. кабель длиной 20-30 м, что также увеличивает погрешность измерения.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи повышения точности определения давления газа в цилиндре в зависимости от угла п.к.в. и упрощения измерений.

Так же как и в прототипе контроль рабочего процесса дизеля осуществляют путем определения зависимости давления газа в цилиндре от угла п.к.в. с помощью датчиков.

Отличие предлагаемого решения от прототипа заключается в том, что снимают указанную зависимость для контрольного цилиндра, ближайшего к датчику угла п.к.в. для 3-5 режимов работы и определяют значение ее второй или выше производной для одного угла п.к.в. например, ВМТ этого цилиндра, принимают это значение за базовое, определяют зависимость производной давления газов во втором цилиндре от угла поворота коленчатого вала, а угол п.к.в. для второго цилиндра определяют по равенству базовому значению соответствующей производной зависимости давления газа в этом цилиндре от угла п.к.в.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения достигается за счет использования всей совокупности признаков (как новых, так и известных). Способ контроля рабочего процесса дизеля позволяет повысить точность определения фактического угла п.к.в. до каждого цилиндра в среднем до 0,5% за счет исключения крутильных колебаний и влияния длины кабеля.

Предлагаемый способ основан на анализе сил и моментов, действующих в кривошипно-шатунном механизме (КШМ). Все силы, действующие в КШМ, дают равнодействующую силу, которую принято называть движущей Рд Рд Рг + Рв Ри Ро, (1) где Рд движущая сила, Рг сила действия газов на поршень, Рв сила тяжести, Ри силы инерции движущихся частей, Ро силы сопротивления окружающей среды.

Продифференцируем уравнение (1) раз по углу поворота коленчатого вала, имея в виду, что силы тяжести постоянны как по значению, так и по направлению, а силы сопротивления обычно принимают при расчетах постоянными по значению и направлению. Последнее допущение более подробно рассмотрим ниже, тогда получим, что Рд' Рг' Ри' (2) или в диапазоне 70о от ВМТ Рд' Рг' Ри' (3) и соответственно для n-поизводной Рд(n) Рг(n) Ри(n) (4) Реальную зависимость Рд от угла п.к.в. 4 можно с наперед заданной погрешностью аппроксимировать полиномом n-степени. Тогда для (n+1) производной от движущей силы получим из уравнения (4), что
Рд(n+1) 0 Рг(n+1) Ри(n+1) (5) или
Рг(n+1) Ри(n+1).

Силы инерции определяют так
Ри mrW2(cos + cos2 ), (6) где m масса поступательно движущихся частей, кг;
r радиус кривошипа, м;
r/L отношение длины радиуса кривошипа к длине шатуна;
W средняя угловая скорость, рад/с;
n частота вращения вала, обороты/мин; или Рr(n+1) mrW2(cos + cos )(n+1), т. е. (n+1) производная зависимости давления газов в цилиндре от угла п. к.в. одна и та же у всех цилиндров (n1). Например, для угла п.к.в. соответствующего ВМТ = 0), вторая производная равна
Р mrW cos0 + cos0) Естественно все силы приведены к единице площади поршня, чтобы привести силы действия газов к размерности давления газов. Выше силы сопротивления были приняты постоянными по значению и направлению. На самом деле они изменяются. Чтобы учесть их изменение необходимо на каком-то одном цилиндре (один раз, например, на стендовых испытаниях) снять обычным способом индикаторную диаграмму для 3-5 режимов и найти для ВМТ действительные значения (n+1)-производных от давления газов (на практике достаточно ограничиться второй производной). Полученные действительные значения второй производной используются для других цилиндров, для которых привязка измеренных значений давления газа не производится.

Сущность изобретения поясняется графиками, где на фиг.1 зависимость Рr1' и зависимость Рr1" для первого цилиндра (базовая), на фиг.2 зависимость Рr 2 и Рr 2 для второго цилиндра. На этих графиках максимальное значение Рr 1 и Рr 2 максимум графика, начало сгорания Ре- точка перегиба кривой.

Пример осуществления способа. На цилиндре, например N 1, наиболее близко расположенном к маховику, где установлен датчик угла поворота коленчатого вала, измеряется давление газа Рr (с помощью датчика давления, установленного на индикаторном кране) в функции угла п.к.в. и строится индикаторная диаграмма фиг.1, На этой диаграмме в какой-то точке по углу поворота, например в ВМТ, определяем вторую производную Рr" для цилиндра N 1. Затем на другом цилиндре, например N 2, на том же режиме работы дизеля, на котором снималась индикаторная диаграмма цилиндра N 1, измеряют давление газа (без привязки к углу поворота вала); Угол поворота коленчатого вала на каком-то определенном режиме работы, т.е. при определенной постоянной частоте вращения дизеля однозначно связан со временем. Поэтому кривая фиг.2 представляет фактически временную реализацию давления в цилиндре, которую всегда можно получить без привязки ко времени (или к углу поворота коленчатого вала), пользуясь только датчиком давления. Для получения кривой, фиг.2 нужно установить датчик давления на индикаторный кран цилиндра N 2 и измерять давление в зависимости от времени. Это возможно осуществить с помощью осциллографа или другим методом, замеряя давление, например, через интервал в 1 мс. (т.е. получить временную зависимость давления в цилиндре). Затем для этой кривой давления строят график второй производной Рr 2", находят значение Рr 2", которое равно значению Рr1", соответствующее ВМТ первого цилиндра. В этой точке на оси абсцисс фиг.2 ставят ноль, т.е. это положение ВМТ для второго цилиндра. Дальше от этого нулевого угла поворота коленчатого вала откалывают другие углы, зная временной интервал измерения давления, зная частоту вращения и зная, что за один оборот вал делает 360о (поскольку нас в дальнейшем интересует только положение ВМТ, то возьмем производную на участке кривой от начала сгорания Рс до максимального давления Рz). Аналогично делают привязку измеренных значений давления газа к углу поворота коленчатого вала для других цилиндров. Порядок производной 2ая, 4ая и т.д. определяют необходимой точностью привязки к углу поворота вала.


Формула изобретения

Способ контроля рабочего процесса дизеля путем определения зависимости давления газа в цилиндре от угла поворота коленчатого вала с помощью датчиков, отличающийся тем, что снимают указанную зависимость для контрольного цилиндра, ближайшего к датчику угла поворота коленчатого вала, для 3 5 режимов работы и определяют значение ее второй или выше производной для одного угла поворота коленчатого вала, например верхней мертвой, точки этого цилиндра, принимают это значение за базовое, определяют зависимость производной давления газа во втором цилиндре от угла поворота коленчатого вала, а угол поворота коленчатого вала для второго цилиндра определяют по равенству базового значения соответствующей производной зависимости давления газа в этом цилиндре от угла поворота коленчатого вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для испытания двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к эксплуатации и касается способов технической диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для испытания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения тяги двигателей самолетов без демонтажа двигателей

Изобретение относится к диагностике функционирования дизельных, преимущественно судовых, двигателей и предназначено для непрерывного автоматического контроля мощности, расхода топлива и тепловой напряженности на произвольном режиме работы

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх