Комбинированное замковое устройство прицепа

 

Использование: относится к конструкциям прицепов, предназначенных для соединения с тягачом, выполненным преимущественно в виде легкового автомобиля или малогабаритного трактора. Сущность изобретения: комбинированное замковое устройство включает в себя корпус 1, жестко соединенный с дышлом прицепа, а также передний 3 и задний 4 сменные сухари. Первый сухарь 3 неподвижно установлен относительно корпуса 1, а второй сухарь 4 подвижен в осевом направлении и поджат пружиной 6. Для агрегатирования с прицепным устройством трактора в посадочное место петли корпуса 1 смонтирован амортизационный вкладыш, выполненный с внутренним тороидной формы отверстием под установку шкворня. 4 ил.

Изобретение относится к конструкциям прицепов, предназначенных для соединения с тягачом, выполненным преимущественно в виде легкового автомобиля или малогабаритного трактора.

Известно, что для обеспечения сцепляемости прицепов разных моделей с различными легковыми автомобилями присоединительные элементы замкового устройства стандартизированы (ОСТ 37.001.096-77).

При этом сферическая чашка корпуса замкового устройства, связанного с дышлом прицепа, надевается на шаровую головку тягово-сцепного устройства автомобиля. Беззазорная сцепка обеспечивается за счет подвижного цилиндрического сухаря, постоянно поджатого пружиной и резьбовой пробкой с приваренной к ней рукоятью. Чтобы при набегании прицепа на автомобиль, например при резком торможении, не произошло сжатия пружины и самопроизвольной расцепки автопоезда, предусмотрен предохранительный штырь, который фиксирует перемещение сухаря. Такова конструкция замкового устройства, например прицепа ММЗ-81021 (А.С. Мелик-Серкисьянц и Ю.М. Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. М. Транспорт, 1979, с. 65).

Известно также, что для обеспечения сцепляемости прицепов разных моделей с разными тракторами, снабженными стандартными прицепными и буксирными устройствами (И.Б. Барский и др. Советские тракторы. Машиностроение, М. 1970, с. 338), прицепы оборудуются прицепной петлей, связанной с дышлом и монтируемой в зев вилки или буксирного крюка, запираемыми соответствующими устройствами, предохраняющими их от рассоединения.

Недостатком указанных замковых устройств прицепов является их неуниверсальность, т.е. грузовой прицеп легкового автомобиля невозможно прицепить к прицепному или буксирному устройству малогабаритного трактора и наоборот, хотя они имеют практически равную грузоподъемность и высоту сцепки.

Указанный недостаток также присущ и техническому решению (а.с. СССР N 1379135, кл. В 60 D 1/06, 1988), которое принято за прототип.

Технической задачей изобретения является устранение отмеченного недостатка, т.е. расширение области применения прицепа.

Поставленная цель достигается тем, что комбинированное замковое устройство прицепа (используемого преимущественно с легковыми автомобилями и малогабаритными тракторами) включает в себя корпус, жестко связанный с концом дышла прицепа, а также передний и задний сменные сухари, причем сухари, смонтированные в продольной расточке корпуса, выполнены в виде сферических получашек, надеваемых на головку шара тягово-сцепного устройства автомобиля. Первый сухарь неподвижно установлен относительно корпуса, а второй для беззазорной сцепки подвижен в осевом направлении и поджат пружиной. При этом корпус замкового устройства выполнен в виде прицепной петли, расположенной соосно относительно вертикальной оси шара тягово-сцепного устройства. Для агрегатирования с прицепным устройством трактора в посадочное место петли корпуса смонтирован амортизационный вкладыш, выполненный с внутренним тороидной формы отверстием под установку шкворня.

В отличие от аналога и прототипа комбинированное замковое устройство прицепа позволяет его агрегатировать как с легковым автомобилем, снабженным тягово-сцепным устройством, снабженным прицепным или буксирным устройствами.

На фиг. 1, 2 изображено замковое устройство прицепа в агрегате с шаром тягово-сцепного устройства автомобиля; на фиг. 3, 4 то же, в агрегате с буксирным и прицепным устройствами трактора.

Корпус 1 замкового устройства прицепа жестко связан с дышлом 2. В продольной расточке корпуса 1 смонтированы передний 3 и задний 4 сменные сухари, выполненные в виде сферических получашек, надеваемых на головку шара 5 тягово-сцепного устройства автомобиля. Передний сухарь 3 зафиксирован относительно корпуса от осевых перемещений вперед и от поворотов с помощью цилиндрического пояса, опертого в гнездо расточки корпуса 1. Беззазорная сцепка с шаром 5 обеспечивается за счет подвижного цилиндрического сухаря 4, постоянно поджатого пружиной 6 и резьбовой пробкой 7 с приваренной к ней рукояткой 8. В кольцевую проточку сухаря 4 вставляется предохранительный штырь 9. Дополнительными предохранителями от расцепки служат выступающий внутренний конец рукоятки 8, который препятствует перемещению сухаря 4, а также предохранительные цепи (не указаны).

Корпус 1 замкового устройства выполнен в виде прицепной петли, посадочное место которой соосно относительно вертикальной оси шара 5 тягово-сцепного устройства. Посадочное место петли корпуса 1 в плане выполнено эллипсообразной формы для возможности агрегатирования с крюком 10 буксирного устройства трактора, снабженного защелкой 11. Для агрегатирования с прицепным устройством трактора в посадочное место петли корпуса 1 смонтирован амортизационный вкладыш 12, выполненный с внутренним тороидной формы отверстием под установку шкворня 13 с возможностью углового поворота прицепа относительно общей продольной оси агрегата.

Перед сцепкой прицепа с автомобилем необходимо отвернуть пробку 7 на несколько оборотов при помощи рукоятки 8, вынуть предохранительный штырь 9, подтянуть прицеп к автомобилю, приподнять дышло 2, отодвинуть сухарь 4 и надеть сферические получашки сухарей 3 и 4 на головку шара 5 тягово-сцепного устройства. После чего необходимо завернуть до упора пробку 7 и вставить на место штырь 9.

Перед сцепкой прицепа с трактором, оборудованным буксирным устройством, детали 3, 4, 6 демонтируются. Сцепка прицепа производится надеванием петли корпуса 1 на буксирный крюк 10 устройства. После чего положение корпуса 1 относительно крюка 10 фиксируется защелкой 11.

Перед сцепкой скобы 14 трактора с замковым устройством прицепа по сравнению со сцепкой, снабженной буксирным крюком, в посадочное место петли корпуса 1 дополнительно монтируется амортизационный вкладыш 12. Сцепка прицепа производится при совмещении осей отверстий в прицепной скобе 14 и вкладыше 12 замкового устройства. После чего необходимо установить шкворень 13 и его законтрить.

Формула изобретения

Комбинированное замковое устройство прицепа, предназначенного для соединения с тягачом, выполненным преимущественно в виде легкового автомобиля или малогабаритного трактора, содержащее жестко связанный с дышлом прицепа, выполненный с продольной расточкой корпус замкового устройства, причем замковое устройство снабжено двумя съемными сухарями, выполненными с возможностью установки в продольной расточке корпуса, один из которых устанавливается неподвижно, а другой с возможностью продольного перемещения относительно корпуса и подпружинивается относительно него, при этом каждый из сухарей одной из своих поверхностей имеет возможность взаимодействия со сцепным шаром, которым может быть снабжен тягач, отличающееся тем, что в корпусе замкового устройства выполнено эллиптическое, вертикально расположенное отверстие для возможного размещения в нем крюка, которым может быть снабжен тягач, а замковое устройство прицепа снабжено съемным амортизационным вкладышем, выполненным с отверстием тороидной формы и с возможностью установки в эллиптическом отверстии корпуса, причем внутренняя поверхность отверстия вкладыша может взаимодействовать с наружной поверхностью шкворня, обеспечивающего сцепку прицепа с тягачом, который может быть снабжен сцепной вилкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю

Автопоезд // 2044658
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к автопоездам, включающим в себя легковой автомобиль тягач и буксируемый прицеп

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств шарового типа, предназначенных для присоединения различных прицепов к автомобилям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для обеспечения буксировки прицепа автотягачом

Изобретение относится к транспортным средствам и, в частности, к тягово-сцепным устройствам для легковых автомобилей, используемых для буксировки грузовых платформ, передвижных дач и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам для присоединения принцепа к автомобилю

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к буксирным устройствам для транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к буксирным устройствам для транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к механизированным сцепным устройствам для соединения тягачей и буксируемых объектов без выхода экипажа из тягача в условиях ведения боевых действий

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к механизированным сцепным устройствам для соединения тягачей и буксируемых объектов без выхода экипажа из тягача в условиях ведения боевых действий

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для укладки и выдачи электрического высоковольтного кабеля между тягачом и прицепом троллейбуса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине
Наверх