Гироскопическая навигационная система

 

Система может быть использована для обеспечения навигации движущихся объектов. На гироплатформе установлены трехстепенный гироскоп с датчиками угла и момента, первый и второй акселерометры. Ось кинематического момента гироскопа перпендикулярна плоскости гироплатформы. Оси чувствительности акселерометров ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Гироплатформа связана с объектом двухосным карданным подвесом, который снабжен по осям подвеса следящими двигателями. На гироплатформе установлен также одноосный гиростабилизатор. Входы датчиков момента гироскопа связаны с первым и вторым выходами блока управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров соединены с первым и вторым входами блока управления. Выход одноосного гиростабилизатора соединен с третьим входом блока управления. Обеспечивается улучшение тактико-технических характеристик навигационной системы. 2 ил.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов.

Известна [1] гироскопическая навигационная система, содержащая блок управления и выработки выходных параметров, гироплатформу, на которой установлены трехстепенной гироскоп с датчиками момента и датчиками угла, ось кинетического момента гироскопа перпендикулярна плоскости гироплатформы, входы датчиков момента гироскопа связаны с первым и вторым выходами блока управления и выработки выходных параметров, первый и второй акселерометры, оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы, выходы которых соединены с первым и вторым входами блока управления и выработки выходных параметров, при этом гироплатформа связана с объектом карданным подвесом, который снабжен по осям подвеса следящими двигателями.

Недостатком этой системы являются массогабаритные, точностные и стоимостные характеристики.

Целью изобретения является улучшение тактико-технических характеристик гироскопической навигационной системы.

Технический эффект достигается тем, что карданный подвес выполнен двухосным, а на гироплатформе установлен одноосный гиростабилизатор, выход которого соединен с третьим входом блока управления и выработки выходных параметров.

На фиг. 1 представлена функциональная схема гироскопической навигацинной системы, где приняты следующие обозначения: 1 - блок управления и выработки выходных параметров; 2 - гироплатформа; 3 - трехстепенной гироскоп; 4, 5 - датчики момента гироскопа; 6, 7 - датчики угла гироскопа; 8 - одноосный гиростабилизатор; 9, 10 - акселерометры; 11, 12 - датчики углов качек; 13, 14 - следящие двигатели.

Гироскопическая навигационная система содержит блок управления и выработки выходных параметров 1, гироплатформу 2. На гироплатформе расположены трехстепенной гироскоп 3 с датчиками момента 4, 5 и датчиками угла 6, 7, одноосный гиростабилизатор 8, ось стабилизации которого перпендикулярна плоскости гироплатформы, акселерометры 9, 10. По осям карданного подвеса установлены датчики углов качек 11, 12 и следящие двигатели 13, 14.

Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом.

Гироплатформа 2 с помощью следящих двигателей 13, 14 по сигналам рассогласования датчиков угла 6, 7 гироскопа 3 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 3. По сигналам акселерометров 9, 10 и одноосного гиростабилизатора 8 гироплатформу с помощью датчиков момента гироскопа 3 удерживают в плоскости горизонта. По сигналам управления гироскопа 3 и одноосного гиростабилизатора 8 определяют в блоке управления и выработки выходных параметров 1 навигационные параметры: широту и долготу места и курс объекта.

На фиг. 2 представлена функциональная схема одноосного гиростабилизатора, где 15 - трехстепенной гироскоп; 16, 17 - датчики угла гироскопа; 18, 19 - датчики момента гироскопа; 20 - рама гиростабилизатора; 21 - ось стабилизации; 22 - датчик угла гиростабилизатора; 23 - датчик момента гиростабилизатора.

Одноосный гиростабилизатор 8 содержит трехстепенной гироскоп 15 с датчиками угла 16, 17 и датчиками момента 18, 19, раму стабилизатора 20 с осью стабилизации 21, датчик угла 22 и датчик момента 23.

Одноосный гиростабилизатор функционирует следующим образом: вредные моменты гироскопа 15 и вращение основания будут стремиться увести кожух гироскопа из плоскости рамы гиростабилизатора. С помощью датчика угла гироскопа 16 и датчика момента 18, датчика угла гироскопа 17 и датчика момента гиростабилизатора 23 кожух гироскопа все время будет удерживаться в плоскости рамы 20. Ось кинетического момента гироскопа будет сохранять неподвижное в инерциальном пространстве положение вокруг оси стабилизации 21. Датчик угла стабилизатора 22 будет передавать положение оси кинетического момента гироскопа относительно гироплатформы в блок управления и выработки выходных параметров 1.

С одноосным гиростабилизатором 8 свяжем правую систему координат X1Y1Z1, которая в этом случае будет являться приборной системой координат. Ось OY1 направим по оси кинетического момента, ось OZ1 - вверх по оси стабилизации. С гироплатформой свяжем систему координат XYZ. Ось OY находится в диаметральной плоскости объекта. Ось OZ перпендикулярна гироплатформе и направлена вверх. Система координат X1Y1Z1 образуется из системы XYZ поворотом на угол C вокруг оси OZ.

Направляющие косинусы между системами координат XYZ и X1Y1Z1:
= cosC,
= sinC,
= -sinC,
= cosC,
= 0,
C - угол между осями OY и OY1.

Для выработки навигационных параметров и вертикали места измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формируют сигналы управления гироплатформой, отрабатывают сформированные сигналы при помощи гироскопа. При этом сигналы акселерометров перепроектируют на горизонтальные оси трехгранника, связанного с одноосным гиростабилизатором, интегрируют значения перепроектированных сигналов акселерометров, вырабатывают сигналы горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника, связанного с одноосным гиростабилизатором, которые проектируют на горизонтальные оси, связанные с гироплатформой для выработки сигналов управления гироплатформой.

Алгоритмически это выглядит следующим образом:






где ax,ay - проекции ускорения вершины трехгранника XYZ на осях OX и OY;
- проекции ускорения вершины трехгранника X1Y1Z1 на его осях OX1 и OY1;
x,y - сигналы управления гироплатформой.

Широта места - , долгота места - , путевая скорость объекта - V и курс объекта K могут врабатываться, как обычно, по кинематическим уравнениям, используя, например, значения составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника.

Источники информации
Кошляков В. Н. Задачи динамики твердого тела и прикладной теории гироскопов. - М.: Наука, 1985 г., с 236-248.


Формула изобретения

Гироскопическая навигационная система, содержащая блок управления и выработки выходных параметров, гироплатформу, на которой установлены трехстепенной гироскоп с датчиками момента и датчиками угла, ось кинетического момента гироскопа перпендикулярна плоскости гироплатформы, входы датчиков момента гироскопа связаны с первым и вторым выходами блока управления и выработки выходных параметров, первый и второй акселерометры, оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы, выходы которых соединены с первым и вторым входами блока управления и выработки выходных параметров, при этом гироплатформа связана с объектом карданным подвесом, который снабжен по осям подвеса следящими двигателями, отличающаяся тем, что карданный подвес выполнен двухосным, а на гироплатформе установлен одноосный гиростабилизатор, выход которого соединен с третьим входом блока управления и выработки выходных параметров.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопической навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к пилотажно - навигационным приборам

Изобретение относится к области гидроакустической техники и может быть использовано на судах или платформах морского флота, предназначенных для спасательных работ

Изобретение относится к области инерциальной навигации и может быть использовано при определении угловой ориентации движущихся объектов

Изобретение относится к гироскопическим устройствам, предназначенным для выработки с высокой точностью угловых скоростей и параметров угловой ориентации: - подвижных объектов, например экранопланов [1], для использования их в системах автоматического управления движением; - железнодорожного пути (в путеизмерительных вагонах); - испытательных стендов, имеющих поворотные платформы

Изобретение относится к радиоокеанографии и предназначено для неконтактного определения параметров подводного течения

Изобретение относится к методам и средствам ориентации в пространстве на основе гравиметрических измерений в интересах навигации, топографической привязки объектов военной техники (артиллерии, ракет и т.п.) и непосредственно в геодезической гравиметрии и геофизической разведке полезных ископаемых

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам, содержащим преобразователи угловой скорости и линейного ускорения по нескольким осям

Изобретение относится к области измерений векторов скорости и ускорения движущегося объекта и может быть использовано в системах автономного управления и навигации
Наверх