Способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений

 

Технический результат - создание малотрудоемкого, имеющего небольшую длительность способа очистки деталей двигателя внутреннего сгорания, эффективного при воздействии на смолисто-коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации. Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки деталей ДВС от отложений, предусматривающем подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, согласно изобретению перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5 - 25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1 - COOH, где R1 содержит 12 - 18 атомов углерода, в количестве 8 - 15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(P3)2, где R2 = H-, CH3-, а R3 = CH3-, C2H5-, C3-H7-, C4H9-, в количестве 3 - 7 мас.%, ароматические углероды с температурой кипения 60 - 250oC в количестве 20 - 45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с мол.м. 46 - 400 в количестве 15 - 25 мас. % и диметилформамид в количестве 15 - 40 мас.%.

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания автомобилей различного назначения, в частности к очистке их от отложении.

Известен способ очистки деталей дизельного двигателя от нагара, предусматривающий приготовление на стенде водотопливной эмульсии, содержащей профильтрованное топливо и воду в количестве 15-20% от объема топлива, запуск двигателя на дизельном топливе, прогрев его в режиме холостого хода, подачу в двигатель водотопливной эмульсии и обеспечение его работы в течение 30 минут, после чего осуществляют перевод двигателя на дизельное топливо и выдержку режима не менее 30 минут (см. реферат заявки на изобретение N 93035334, кл. F 02 B 77/04, опубл. 20.01.96 г.).

Несмотря на решение поставленной заявителями задачи - снижение трудоемкости процесса очистки различных деталей ДВС от отложений и снижение износа его деталей в процессе очистки - данный способ имеет существенные недостатки. Во-первых, требуется специальное оборудование для приготовления эмульсии; во-вторых, очистка идет на работающем двигателе значительный период времени; в-третьих, присутствие в эмульсии воды создает опасность попадания ее в систему смазки двигателя и, наконец, используемая в способе эмульсия обладает коррозионной активностью.

Известен способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, выбранный в качестве ближайшего аналога, предусматривающий подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя (см. авт. св. СССР N 1163019, кл. F 02 B 77/04, опубл. 23.06.85 г.).

Несмотря на достижение по сравнению с ранее известными способами повышения эффективности очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений и снижение износа его деталей в процессе очистки, данный способ остается длительным и трудоемким. Кроме того, используемый для очистки состав малоэффективен при воздействии на смолисто-коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации.

Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание малотрудоемкого, имеющего небольшую длительность способа очистки деталей двигателя внутреннего сгорания, эффективного при воздействии на смолисто- коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, предусматривающем подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, согласно изобретению перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5-25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1-COOH, где R1 - содержит от 12 до 18 атомов углерода в количестве 8-15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(R3)2, где R2= H-, CH3-, а R3=CH3, C2H5; C3H7-, C4H9 - в количестве 3-7 мас.%, ароматические углеводороды с температурой кипения от 60 до 250o в количестве 20-45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с молекулярной массой от 46 до 400 в количестве 15- 25 мас.% и диметилформамид в количестве 15-40 мас.%.

Осуществление перед подачей очищающей жидкости в двигатель его прогрева способствует уменьшению зазора между поршнем и гильзой цилиндра, что предотвращает попадание очищающей жидкости в картер двигателя.

Осуществление демонтажа деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, значительно уменьшает длительность и трудоемкость способа, а также способствует повышению его эффективности. Это достигается за счет того, что облегчается доступ очищающей жидкости к различным деталям внутрицилиндрового пространства.

Осуществление после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей его запуска в еще большей степени способствует уменьшению длительности способа очистки, снижению его трудоемкости, а также и повышению его эффективности.

Это обеспечивается за счет исключения операции слива очищающей жидкости, и процесс очистки деталей внутрицилиндрового пространства продолжает осуществляться в процессе эксплуатации.

Использование в качестве очищающей жидкости именно заявляемого вещества и именно в заявляемом количестве способствует как снижению длительности и трудоемкости способа, так и значительному повышению эффективности очистки.

Это обеспечивается за счет того, что используемые в составе карбоновые кислоты в сочетании с аминами образуют поверхностно-активные вещества, способные растворять смолистые отложения, а заявляемые ароматические углеводороды эффективно растворяют карбонизированные отложения (нагар), диметилформамид растворяет большинство низкомолекулярных, сильно окисленных компонентов смолистых отложений, а прочие азот- и/или кислородсодержащие вещества усиливают действие поверхностно-активных веществ.

При этом именно сочетание указанных компонентов в указанных количествах, а также количество вводимой в двигателях очищающей жидкости обеспечивает растворение максимального количества компонентов смолисто-коксовых отложений на всех деталях внутрицилиндрового пространства.

Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "способ" имеет отличия от ближайшего аналога и не следует явным образом из изученного уровня техники, что свидетельствует о "новизне" и "изобретательском уровне".

Данный способ может найти широкое применение при техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует о его "промышленной применимости".

Способ осуществляется следующим образом.

Очищающую жидкость готовят простым смешиванием входящих в ее состав компонентов в заявляемых количествах.

Затем осуществляют прогрев двигателя, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, в частности свечей зажигания (бензиновый двигатель), свечей накаливания или топливной форсунки (дизельный двигатель).

По меньшей мере в один прием осуществляется подача очищающей жидкости через техническое отверстие в головке блока цилиндров, в количестве из расчета 5-25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, в каждый цилиндр.

После выдержки очищающей жидкости в двигателе в течение 5-10 мин осуществляют прокручивание коленчатого вала двигателя не менее 2 оборотов.

Затем осуществляют монтаж снятых деталей, запуск двигателя и работу в течение не менее 10 мин на холостом ходу или в режиме эксплуатации.

Формула изобретения

Способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, предусматривающий подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, отличающийся тем, что перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5 - 25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1 - COOH, где R1 содержит 12 - 18 атомов углерода, в количестве 8 - 15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(R3)2, где R2 = H-, CH3-, а R3 = CH3-, C2H5-, C3H7-, C4H9-, в количестве 3 - 7 мас.%; ароматические углеводороды с температурами кипения 60 - 250oC в количестве 20 - 45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с мол. м. 46 - 400, в количестве 15 - 25 мас.% и диметилформамид в количестве 15 - 40 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильному транспорту и предназначено для защиты от коррозии кузова

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте систем подачи топлива дизелей, позволяет увеличить срок службы распылителей форсунок и снизить расход топлива и выбросы дыма с отработавшими газами
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания, турбомашин, ракетных, реактивных двигателей и т.п
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, к способам снижения износа деталей цилиндро-поршневой группы двигателя

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для очистки их электрических машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к конструкции блок-картеров V-образного ДВС
Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, в частности к очистке системы смазки ДВС автомобилей

Изобретение относится к техническому обслуживанию бронетанкового вооружения и техники

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания двигателей, и может быть использовано для безразборного удаления высокотемпературных отложений с форсунок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания дизелей
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания двигателей

Изобретение относится к концентрату, предназначенному для мойки, обезжиривания и очистки металлов от прочносвязанных отложений, и может быть использовано для отмывки деталей двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и вакуумных насосов различных аппаратов

Изобретение относится к очищающему составу, предназначенному для удаления смолистых, коксовых и иных отложений с металлических и полимерных поверхностей деталей, который может быть использован в двигателестроении, нефтегазодобывающих отраслях промышленности, а также при обслуживании и ремонте систем двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений, например деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для восстановления характеристик электромагнитных форсунок систем инжекции двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству для управления работой двигателя внутреннего сгорания, прежде всего транспортного средства
Наверх