Способ диагостики сопряженных деталей

Способ диагностики может быть использован для оценки технического состояния поршневой машины. Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей на неработающем двигателе при воздействии постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV; kпер - коэффициент передачи датчика, mV; f - частота, на которой проводится диагностирование. Изобретение обеспечивает повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости. 2 ил. 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.)

Однако при диагностировании сопряженных деталей необходимо использовать устройство для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния. Следующим недостатком известного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний, так как каждое сопряжение, участвующее в движении деталей, создает свой спектр частот и в некоторых случаях частотный спектр одного сопряжения может совпадать с частотным спектром другого сопряжения.

Технический результат направлен на повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что оценку технического состояния поршневой машины производят по величине зазоров в сопряженных деталях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и формы ударных импульсов, воздействующих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок. На неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

Отличительным признаком от прототипа является то, что на неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

На фиг.1 представлен график семейства характеристик зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса; на фиг.2 - графики зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса: а - для частоты f1=100 Гц; б - для частоты f2=200 Гц.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность контроля, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что на неработающем двигателе при возбуждении его посторонним источником (вибратором) происходят соударения механических объектов. При соударении механических объектов возникают их колебания. В результате взаимодействия соударяющихся объектов возникает возмущающая сила Р, под действием которой коленчатый вал приходит в движение по закону

где υo - скорость в момент удара в соединении, м/с;

ω - собственная частота колебаний вала, Гц.

Максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями на его собственной частоте будет равно

В результате преобразования выражения (2) получим окончательное соотношение для определения максимального отклонения вала

где ав - ускорение вала, м/с2;

f - частота, на которой проводится диагностирование, Гц.

Выражение (3) является общей математической зависимостью, описывающей колебания коленчатого вала любого двигателя. Используя это соотношение, определяют остаточный ресурс коленчатого вала любого двигателя. В частности по данной формуле рассчитывают, а затем строят график зависимости отклонения вала от ускорения αв, которое в итоге получает вал от внешнего возбуждения (вибратора), а также тогда, когда неизвестна резонансная частота коленчатого вала.

Ускорение вала αв определяется из соотношения

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

Тогда соотношение (3) с учетом (4) получаем в виде

На основе соотношения (5) производят исследования технического состояния коленчатых валов любой марки, используя датчики ускорения.

Характер зависимости у=f (А) в общем виде для каждой i-ой частоты выглядит, как показано на фиг.1, при этом f1<f2<f3<f4<f5<...<fП.

Семейство характеристик строят для частот, отстающих друг от друга по частоте, например, через 25 Гц. Тогда проводят диагностирование подшипниковых узлов коленчатого вала не только на резонансных частотах, а на любых других частотах, на которых наблюдается наибольшая амплитуда колебаний вала.

Пример расчета для двух частот f1=100 Гц и f2=200 Гц представлен в таблице. Коэффициент передачи датчика kпep=12,5mV·м·сек2.

Расчет зависимости величины поперечного отклонения вала от величины амплитуды виброимпульса.

Таблица
Частоты
100Гц200 Гц
A, mVУ, мкмA, mVУ, мкм
100321008
1504815012
2006420016
3009630024
40012840032
50016050040

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика;

kпер - коэффициент передачи датчика;

f - частота.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть применено в машиностроении для испытания стеклоподъемников на работоспособность. .

Изобретение относится к испытаниям тормозных систем, а именно к способам проверки технического состояния стояночной тормозной системы транспортных средств. .

Изобретение относится к испытательному оборудованию, на базе которого колесные пары рельсового подвижного состава могут быть испытаны, в частности ультразвуковыми методами контроля.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытаний ходовых частей подвижного состава. .

Изобретение относится к способам нагружения гусеничных лент и может найти применение при стендовых испытаниях гусеничных движителей и гусеничных лент. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностическому оборудованию, а именно к испытательному стенду для проведения виброакустических стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано при техническом диагностировании состояния вагонных тележек. .

Изобретение относится к области технической диагностики тормозных систем автомобилей. .

Изобретение относится к способам технической диагностики рулевого управления транспортных средств и может найти применение при их эксплуатации. .

Изобретение относится к области испытаний при инженерных изысканиях в сельском хозяйстве и тракторостроении, в частности к устройствам для исследования физико-механических характеристик слоя почвогрунта и для исследования взаимодействия движителя транспортного средства с грунтом.

Изобретение относится к устройствам для испытания управляемых колес при реальной динамике движения, а именно для измерения угловых перемещений оси колеса относительно продольной оси автомобиля

Изобретение относится к устройствам для испытания управляемых колес при реальной динамике движения, а именно для измерения угловых перемещений оси колеса относительно продольной оси автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для испытаний сельхозтехники, в частности малогабаритной, предназначенной для обработки мелкоконтурных участков методом фрезерования

Изобретение относится к средствам контроля параметров транспортных средств, преимущественно используемых в процессе автовождения

Изобретение относится к способам измерения показателей взаимодействия грузового вагона и железнодорожного пути и оборудованию, применяемому при испытаниях грузового вагона

Изобретение относится к области исследования параметров движения самоходных транспортных средств и предназначено для использования в процессе профессионального обучения

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств, а именно к оборудованию для измерения углов установки колес автомобиля

Изобретение относится к технике диагностики неисправностей и контроля технического состояния автомобиля

Изобретение относится к области технической диагностики транспортных средств
Наверх