Ложементная насыпь

Изобретение относится к строительству, а в частности к дорожному строительству и ремонту насыпей, отсыпке площадок под сооружения и отсыпке островков и дамб по мелководью. Насыпь на земляных грунтах включает основание насыпи, тело насыпи и внешние боковые откосы. Основание насыпи выполнено из глины в форме ложемента с боковыми брустверами, расположенными выше уровня паводковых вод. Технический результат состоит в повешении устойчивости и несмываемости насыпей, а так же обеспечении неподтопляемости их грунтовыми водами. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и ремонту насыпей, в том числе железнодорожных, строительству по мелководью, отсыпке площадок под сооружения и отсыпке островков и дамб по мелководью.

Известны насыпи, в основании которых для предупреждения протаивания многолетнемерзлых грунтов устраивают теплозащитный слой по всей ширине подошвы насыпи (Малышева А.А. Земляное полотно автомобильных дорог в северных условиях, Москва, Транспорт, 1974, с.288).

Недостатком такой насыпи является различная глубина оттаивания многолетнемерзлого грунта под откосными частями и основной частью насыпи, что приводит к неравномерной деформации тела насыпи и может стать причиной потери устойчивости откосов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является насыпь на многолетнемерзлых грунтах, включающая теплозащитный слой под боковыми откосами в основании насыпи в форме призм (брустверов) и боковые откосы из торфогрунта, копирующие снежные наносы (см. SU 796298 A1, Е 01 С 3/06, 15.01.1981).

Недостатком такой насыпи является смываемость ее потоком воды, подтапливаемость грунтовыми водами.

Задачей изобретения является повышение устойчивости и несмываемости насыпи, обеспечение неподтопляемости ее грунтовыми водами, а также устройство насыпей на многолетнемерзлом грунте, в песчаной местности, а также дамб и островков по дну мелководья и ремонт насыпей различной конструкции, устройство трубных мостов в ложементной насыпи.

Поставленная задача решается за счет того, что насыпь включает основание, тело и внешние боковые откосы, согласно изобретению, основание выполнено из глины в форме ложемента с боковыми брустверами, расположенными выше уровня паводковых вод. При этом в насыпь, расположенную в низинной местности, могут быть уложены выступающие наружу и нависающие над грунтом водопереливные трубы. В ложементе могут быть выполнены внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот. В тело насыпи может быть встроена мостовая труба или трубы.

Технический результат состоит в повышении устойчивости и несмываемости насыпей, а так же обеспечении неподтопляемости ее грунтовыми водами.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично изображена ложементная насыпь с водоперелевной трубой, возведенная описываемым способом, на фиг. 2 – то же с мостовой трубой.

Предлагаемая насыпь включает тело 1 из минерального грунта, ложемент 2, водопереливные трубы 3, боковые откосы 4, земляной грунт (дно) 5, перегородку 6 мостового отсека, мостовую трубу или трубы 7, продольные опорно-направляющие трубы 8.

Описываемый способ заключается в следующем.

1. Насыпь на многолетнемерзлом грунте.

Технология сооружения насыпи отличается лишь временем года, в который ее сооружают.

Зимой бульдозером расчищается площадка (полоса) от снега и льда до твердого грунта. Затем на очищенное место насыпается глина из местных песчаных карьеров (где всегда имеются прослойки глины, суглинка). Далее устраивается ложемент из глины. Дно ложемента уплотняется и выравнивается для гидротеплоизоляции грунта. По краю контура ложемент уплотняется и выравнивается для защиты от прорыва паводковых вод внутрь тела насыпи. Внутри контура ложемента устраиваются внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот. После этого в ложемент отсыпается тело насыпи из песка и укладываются трубы (короба) для перепуска паводковых вод. Водоперепускные трубы укладываются в низинах местности, где могут скапливаться большие объемы вод. Концы труб устраиваются выступающими из тела насыпи и нависающими над грунтом. Затем тело насыпи досыпается до проектного уровня отсыпки и укрепляются боковые откосы насыпи торфом или травяным дерном.

В половодье и по мелководью технология строительства отличается от зимней лишь тем, что внешний контур ложемента, граничащий с водой, устраивается (по высоте и по толщине стенок боковых брустверов) несмываемым напором воды и непроницаемым для нее. В ложементе так же могут устраиваться внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот для локализации проникновения воды в тело насыпи.

Летняя технология строительства отличается от технологии по половодью лишь тем, что стенки боковых брустверов ложемента (в местности, не залитой водой) устраиваются меньшей толщины и не устраивается передняя стенка ложемента, дорожной насыпи, находящейся в стадии строительства.

Насыпь на песчаной местности в технологии строительства аналогична п. 1.

Ремонт насыпей различной конструкции производится экскаватором. Для этого удаляется до грунта ремонтируемый участок насыпи и устраивается ложемент в виде пчелиной соты. Последующая технология строительства аналогична п. 1.

В результате применения предлагаемого способа обеспечивается независимость строительства от погодных условий сезонов, круглогодичное сохранение насыпи и ремонт насыпей различных конструкций способом локального встраивания соты ложементной насыпи.

1. Насыпь на земляных грунтах, включающая основание насыпи, тело насыпи и внешние боковые откосы, отличающаяся тем, что основание насыпи выполнено из глины в форме ложемента с боковыми брустверами, расположенными выше уровня паводковых вод.

2. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что в насыпь, расположенную в низинной местности, уложены выступающие наружу и нависающие над грунтом водопереливные трубы.

3. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что в ложементе выполнены внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот.

4. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что в тело насыпи встроена мостовая труба или трубы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении высоких фильтрующих насыпей на вечномерзлых грунтах оснований. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении железнодорожных насыпей в районах распространения вечномерзлых грунтов. .

Изобретение относится к усовершенствованному способу строительства с применением свободнопадающего груза для уплотнения и планировки подводного каменно-набросного основания.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при складировании хвостов обогатительных фабрик в системе оборотного водоснабжения. .

Геокаркас // 2221110
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления откосов, земляных сооружений конусов мостов, путепроводов, откосов береговых линий и русел водоемов, а также для армирования оснований дорог, аэродромов, объектов промышленного и гражданского строительства.

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, кустов и площадок в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках, и болотах 2-го и 3-го типов.

Изобретение относится к области технологии производства работ средствами гидромеханизации, преимущественно применяемой для намыва насыпей грунтовых дорог и промышленных площадок.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог на слабых грунтах, а также при строительстве площадок. .

Изобретение относится к строительству и может быть преимущественно использовано при возведении дорожных насыпей в районах распространения высокотемпературной вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах в их основаниях

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах оснований

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении дорожных насыпей

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к гидротехническому строительству дамб с эксплуатационной дорогой, сооружаемых на слабых и просадочных грунтах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления откосов, насыпей и выемок, а также при производстве глубоких котлованов, в том числе с вертикальными стенками в неустойчивых сыпучих и слабых грунтах, а также при отрывке котлованов в стесненных условиях
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года
Наверх