Игровой способ обучения в "школе диабет"

Изобретение относится к медицине и предназначено для предупреждения осложнений сахарного диабета. Проводят обучение пациентов в группах, формируемых с учетом возраста, стажа, и типа заболевания. Обучение содержит основные занятия, включающие познавательный теоретический материал в сочетании с практическими заданиями. В процессе обучения последовательно изучаются следующие темы: пищеварение и обмен веществ; сахарный диабет причины, патогенез, симптомы; неотложные состояния при сахарном диабете: гипо и гипергликемия; самоконтроль, компенсированный сахарный диабет; физическая нагрузка при сахарном диабете; осложнения сахарного диабета; планирование питания при сахарном диабете, диабет и алкоголь; инсулины и инсулинотерапия. Практические занятия предполагают тренинг поведения в конкретных ситуациях, необходимый для развития навыков ребенка, и дополнительные занятия, которые проводят в форме факультатива, где дается дополнительная информация, закрепляющая полученные навыки, повторяющие изученное в основном занятии. В процессе обучения используют сказкотерапию, при которой дети создают сказочный мир диабета, в котором они живут и могут управлять им. Арттерапию для создания образа заболевания и терапию танцем, используемую для усвоения исторических моментов развития сахарного диабета, путем инсценировки этих исторических событий. Способ позволяет повысить эффективность предупреждения осложнений сахарного диабета. 1 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано в реабилитации детей с сахарным диабетом. Исторически к психосоматическим заболеваниям относят семь классических заболеваний: бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, нейродермит, язвенный колит, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертония, ревматоидный артрит и гипертиреоидный синдром - «чикагская семерка», по F. Aleksander. Исследования последних десятилетий позволяют отнести и сахарный диабет к психосоматическим заболеваниям, где жизненные трудности, отрицательные эмоции, психические перенапряжения являются толчком к его развитию.

Сахарный диабет - это синдром хронической гипергликемии и глюкозурии, развивающихся в результате воздействия генетических и экзогенных факторов. Он обусловлен абсолютным или относительным дефицитом инсулина в организме, приводящим к нарушению всех видов обмена веществ, в первую очередь, обмена углеводов. Его следствием являются патологические изменения в различных органах и тканях, проявляющиеся как осложнения диабета: микрососудистые - ретиноптия, нейропатия, нефропатия, макрососудистые - атеросклероз.

Сахарный диабет распространен во всех странах мира, по данным ВОЗ в мире насчитывается 150 млн. больных с сахарным диабетом. В промышленно развитых странах Америки и Европы распространенность данного недуга составляет 5-6% и имеет тенденцию к дальнейшему повышению (Балаболкин М.И.,1998). В России зарегистрировано 15280 детей с сахарным диабетом (Дедов И.И., 2002). Среди причин смерти сахарный диабет занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (Ваганова М.Е., 2000). Проведенные эпидемиологические исследования в Архангельской области показали рост заболеваемости сахарным диабетом среди взрослого населения в 1,8 раза за период с 1987-1997 годы (Банникова Р.В., Заросликова Л.А., 2000). Уровень заболеваемости сахарным диабетом у детей в Архангельской области составляет 20 на 100 тыс., что относится к средним величинам, несколько выше Российских (13,4 на 100 тыс) и среднеевропейских (12 на 100 тыс) показателей (Дедов И.И., 2000).

Когда был открыт инсулин, казалось, что проблема сахарного диабета решена. Но по сей день больной с сахарным диабетом напоминает человека, идущего по узкой тропинке через пропасть. Для него страшна не только гипогликемия, но и другие опасности в виде осложнений: слепоты, поражения почек, диабетической стопы (Дедов И.И., Сунцов Ю.И., 1997). Болезнь, пришедшая в дом, меняет не только установленный порядок жизни, отношения окружающих, но и самого больного. У пациентов с сахарным диабетом имеется очень прочная фиксация установки болезни, о чем свидетельствует работа Мартыненко А.А. (1975). Это обусловлено особенностями заболевания, требующего от пациента и его родственников глубокого понимания сущности патологии, внимательности, терпения и самоконтроля. Умения самостоятельно принимать решения по оказанию помощи, изменению дозы инсулина, нести ответственность за отдаленные результаты заболевания. В связи с этим неоценимое значение приобретает формирование правильной установки больного к себе и своему заболеванию. Врач совместно с больным должен не только добиваться снижения уровня сахара в крови, но и вырабатывать у пациента умение управлять диабетом, адаптировать пациента, его родственников к иному образу жизни - требующего самоконтроля. Залогом хорошего успеха в лечении является обучение больного и его семьи в диабетических школах.

Сведения об обучении пациентов встречались в научной литературе еще в начале XX века. В 20-х годах XX столетия отдельные диабетологи применяли обучение пациентов (Джослин в США, Рома в Португалии, Лоуранс в Великобритании). Важность обучения больных сахарным диабетом отмечал в 1919 году Joslin в своей книге « A diabetes manual for mutual use of doctor and patient» (Леонтьев A.B., 2002). В конце 20-х - начале 30-х годов Карл Штолье разработал и пропагандировал «гибкую» инсулинотерапию, которую теперь называют интенсифицированной. Основой терапевтической концепции К.Штолье было требование добиваться компенсации обмена веществ с помощью самостоятельных определений глюкозурии и введения короткого инсулина перед основными приемами пищи в зависимости от результата определения содержания сахара в моче и предстоящего приема углеводов. Соблюдение этих правил требовало интенсивного обучения. Практика обучения приняла характер интегрирующей части лечения диабета и получила повсеместное распространение. Начало этому послужила работа L.Miller, которая доказала, что психосоциальный и обучающий подход может оказать помощь в лечении и снизить процент острых осложнений сахарного диабета (Двойнишникова О.М., Суркова Е.В., Дробижев М.Ю., 2003). Miller продемонстрировал революционные возможности обучения больных. В своей работе он показал, что после обучения пациентов снижается количество госпитализаций практически в 5 раз (Черепанова С.В., Иванова С.Н., Рогалев А.А., 2001). В настоящее время обучение является базистным компонентом лечения больных сахарным диабетом во многих странах мира. Создано ряд международных организаций, занимающихся исследованиями в данной области. В 1979 г. в Европе создана организация исследовательской группы по обучению больных сахарным диабетом - Diabetes Education Study Group (DESG), при Европейской ассоциации по изучению диабета - European Association for the Study of Diabetes (EASD). Ее функциями являются разработка методов управления диабетом, распространение обучающих программ, создание систем длительного наблюдения за больными с сахарным диабетом (Двойнишникова О.М., Суркова Е.В., Дробижев М.Ю., 2003). В России наиболее бурное развитие это направление получило после принятия Всемирной Организацией Здравоохранения в 1989 году Сент -Винсентской декларации, которая стала важной вехой в развитии системы медицинской помощи больным сахарным диабетом. Созданы ряд документов, регламентирующие содержание специализированных программ в области профилактики хронических заболеваний и терапевтического обучения больных. Это, например, Национальные стандарты программ обучения самостоятельному управлению диабетом, разработанные экспертами в данной области при поддержке Американской диабетологической ассоциации; Приказы Минздрава России №404 «О мерах по реализации федеральной целевой программы «Сахарный диабет» от 10.12.96 и №135 «Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных с сахарным диабетом от 06.05.97; Приказ Минздрава России №267 «О развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации с приложением №1 «Положение о школе обучения больных сахарным диабетом» от 16. 07. 01.

В литературе последних лет широко обсуждается вопрос методологии обучения пациентов. В России широко применяются программы обучения, разработанные сотрудниками Эндокринологического научного центра РАМН с использованием принципов структуризации, предложенных профессором М. Бергером (медицинская клиника Дюссельдорфского университета им. Генриха Гейне) в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Созданы программы по обучению больных с сахарным диабетом 1 и 2 типов, для детей больных сахарным диабетом и их родителей, для больных с сахарным диабетом 2 типа на исулинотерапии, для беременных женщин, больных сахарным диабетом. Все они направлены на улучшение качества жизни пациентов. Для обучения используются как индивидуальные, так и групповые занятия. Как показал опыт работы с больными сахарным диабетом, групповое обучение наиболее приемлемо и эффективно. При таком обучении создаются благоприятные условия как для преподавателя, так и пациентов. Обязательным компонентом применения обучающих программ является оценка их эффективности. Многочисленные работы показывают положительные результаты программ обучения. В исследованиях Кондратьевой Е.И. отмечено снижение гликозилированного гемоглобина у детей, прошедших обучение в условиях санатория до 10,86% (Кондратьева Е.И., Кравец Е.Б., Самойлова Ю.Г., 2003). Снижается частота кетоацидозов в 5-6 раз у пациентов, прошедших обучение (Двойнишникова О.М., Суркова Е.В., Дробижев М.Ю., 2003). Значительно снижается процент госпитализаций по поводу декомпенсаций и осложнений диабета, более чем на 50%, уменьшается количество гипогликемий и связанных с ними госпитализаций в стационар в 2,5% после обучения в «Школе диабет» (Черепанова С.В., Иванова С.Н., Рогалев А.А., 2001). В работе R. Rubin в 1989 году отмечено улучшение эмоционального фона (уменьшение тревоги, депрессии) у больных сахарным диабетом. Е. Bartlett провел анализ экономической эффективности обучения больных и сделал вывод: в среднем каждый доллар, вложенный в обучение пациентов, приводит к экономии 3-4 долларов США после обучения. Однако в рядке работ отмечена недостаточная эффективность обучения при сахарном диабете. По данным материалов программы реализации Сент -Винсентской декларации Европейских отделов ВОЗ и Международной диабетологической федерации лишь 20% пациентов регулярно достигают нормального уровня гликозилированного гемоглобина после обучения. Было показано, что многие образовательные программы, существующие на сегодняшний день, обладают коротким эффектом (от 6 до 18 месяцев). Однократные интенсивные одно- или двухнедельные программы имеют ограниченный эффект (Леонтьев А.В., 2003, Беликова Т.В., Один В.И., Делегевич Ю.Н., 2001). Среди факторов, снижающих эффективность обучающего процесса в «Школах диабет», выделяют следующие: большой стаж диабета является фактором низкой эффективности обучения; избыточная масса тела у подростков с сахарным диабетом 1 типа негативно влияет на процесс обучения; конфликты в семье приводят к неадекватному контролю диабета и низкому уровню психологической адаптации к заболеванию, в результате - низкая эффективность обучения; депрессивные состояния больного, повышенная тревожность снижают эффективность обучения. Среди положительных факторов на процесс обучения и формирования мотивации к самоконтролю относят: повторные, регулярные циклы обучения, поддержка и активное участие семьи больного в контроле за заболеванием, высокий и средний интеллект пациента, личностные особенности пациента в виде личного локуса контроля за болезнью (лечение рассматривается как результат собственной деятельности), групповые занятия в сочетании с психотерапией - оказывают положительное действие на процесс обучения (Двойнишникова О.М., Суркова Е.В., Дробижев М.Ю., 2003; Леонтьев А.В., 2002).

Аналогов игрового обучения, где сочетается медицинская, социальная и психологическая работа, нет. Обучение в игровой и завлекательной форме - это не случайно. Во-первых, игра - это форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание, во-вторых - это эмоциональная опора личности больного ребенка, облегчающая адаптацию к новым условиям жизни и обеспечивающая психологический комфорт, в-третьих - это элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности ребенка среди сверстников. Добровольно вступая в мир игры, ребенок достигает результата обучения и общения. « Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают», - П.Ф. Каптерев. Игровое обучение основано на том, что игра моделирует деятельность ребенка в реальной жизни, а также позволяет воспроизводить придуманную или желанную действительность. Давно известно, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в 18 веке Жан-Жак Руссо подметил: чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения - это игровая деятельность. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности, моделируются способы поведения при самоконтроле, приеме пищи, поездках загород и т. д. Игры формируют интерес и желание ребенка обучаться и выполнять действия, направленные на лечение заболевания и профилактику осложнений, учитывая индивидуальные проблемы и особенности ребенка.

В процессе обучения активно используются следующие элементы психотерапии:

Сказкотерапия - лечение сказками или процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. С помощью сказки ребенку легче усвоить материал о строении органов и их функциях, особенно это касается детей младшего школьного возраста, сказка раскрывает духовный потенциал личности. Сказка мягко влияет на поведение ребенка. Детям предлагается создать сказочную поджелудочную железу, сказочный мир заболевания, детьми создается сказочный мир, в котором они живут и могут управлять им.

Арттерапия - терапия изобразительным творчеством (рисунком, лепкой, мукосолькой), используется в качестве средства самовыражения. Изобразительная деятельность не только развивает зрительную и механическую память, но и используется как средство самовыражения. Без слов через творчество можно выразить свои эмоции, переживания и трудности. Цель творческого самовыражения не в мастерстве, а в способности сделать что-то по-своему. В ходе творческой деятельности достигается эффект расслабления, необходимый для дальнейшего преодоления стресса. Рисование, в частности, снижает внутреннее сопротивление, способствует концентрации внимания на переживаемых трудностях, в связи с чем улучшается их понимание (Сидоров П.И., Макарова В.И., Бабикова И.В., 2002). Детям предлагается составить коллаж под музыку, нарисовать свою болезнь и т.д.

Терапия танцем - используется для усвоения исторических моментов развития диабета, очень трудно привлечь внимание ребенка к скупым фразам, терапия танцем, инсценировка исторических событий позволяет сочетать психический тренинг и физический с положительным влиянием музыки на ребенка (Беляускайте Р.Ф., 1985).

Родители ребенка являются обязательными участниками творческого процесса обучения. Помогая ребенку выполнять задания, рисовать, рассуждать и объяснять, они обеспечивают не только эмоциональное равновесие в семье, но и формируют навыки общения с больным ребенком.

Если обучение станет интересным и увлечет в процесс всю семью, тогда оно будет плодотворным и эффективным. Хорошее наглядное обучение - это залог успешного лечения сахарного диабета.

Цель изобретения: предупреждение осложнений заболевания.

Поставленная цель достигается тем, что при игровом обучении в «Школе диабет» проводят групповые и индивидуальные игровые занятия, сочетающие теоретический, практический, психологический и социальный блок заданий. Учебный цикл состоит из девяти занятий с четкой регламентацией объема и последовательности изложения материала. Занятия включают задачи понимания сущности заболевания, мотивации пациента к самоконтролю и установку на формирование адаптации в ситуации болезни, что в сочетании с традиционной терапией повышает эффективность лечения и предупреждает осложнения.

Способ осуществляется следующим образом.

До и после проведения цикла занятий проводится тестирование для оценки уровня осведомленности и остаточных знаний о сахарном диабете. Знакомство с теоретическим материалом проводится с учетом возраста пациента. Форма образования: групповое обучение в группах из 7-15 человек, формируемых с учетом возраста, стажа и типа заболевания. Типы занятий: основные (содержат познавательный теоретический материал в сочетании с практическими заданиями), практические (предполагают тренинг поведения в конкретных ситуациях, необходимого для развития навыков ребенка), дополнительные (проводятся в форме факультатива, на которых дается дополнительная информация, закрепляются навыки, повторяется изученное). Все занятия проводятся в игровой доступной форме, продолжительностью 50 минут. В процессе обучения последовательно изучаются следующие темы: пищеварение и обмен веществ; сахарный диабет причины, патогенез, симптомы; неотложные состояния при сахарном диабете: гипо- и гипергликемия; самоконтроль, компенсированный сахарный диабет; физическая нагрузка при сахарном диабете; осложнения сахарного диабета; планирование питания при сахарном диабете, диабет и алкоголь; инсулины и инсулинотерапия; итоговое занятие. Обучение проводится в условиях санатория или специализированного лагеря, что позволяет создать гибкий график работы. Кроме того, такое обучение не исключает ребенка из привычной обстановки в кругу сверстников, дает ему возможность сразу внедрить полученные знания и навыки без опеки родителей. Во время изложения теоретического материала с помощью стихов, сказок, рассказов, кроссвордов используются наглядные яркие пособия: сделанные из цветной и бархатной бумаги, картона макеты органов желудочно-кишечного тракта, почки, модели человечков, на которые накладываются картинки - символы, настольные игры про диабет с использованием красочных рисунков, изображенных красками и фломастерами на бумаге, пазлы из цветного картона, макеты поджелудочной железы в виде мукасолов, макет молекулы инсулина из цветных бусинок, цветные карточки - символы, домино, направленные на усвоение, повторение и закрепление знаний и навыков. В процессе обучения активно используются: сказкотерапия (дети создают сказочный мир диабета, в котором они живут и могут управлять им); арттерапия - терапия изобразительным творчеством (рисунком, лепкой, мукосолькой, изображают органы, их строение, создают образ заболевания); терапия танцем - используется для усвоения исторических моментов развития диабета (инсценировка исторических событий позволяет сочетать психический тренинг и физический с положительным влиянием музыки на ребенка). В процессе обучения используются занятия лечебной физкультурой в зале и в бассейне, осуществляется контроль хлебных единиц в столовой, осуществляется контроль гликемии в течение дня, проводится тестирование для определения особенностей ребенка и психологического состояния пациента. В процессе выполнения заданий в качестве поощрения ребенок получает денежную единицу - сахаринки. В конце обучения на заработанные средства он может приобрести брошюры, средства самоконтроля и т.д.

Пример выполнения способа.

Занятие №1.

Тема занятия: « Пищеварение и обмен веществ».

I. Цель занятия: Информировать пациента о процессе пищеварения и обмене веществ.

II. Задачи занятия:

1. Ознакомить с процессом пищеварения и обменом веществ.

2. Разобрать строение и функции поджелудочной железы.

3. Объяснить значение и роль гормона инсулина в обмене веществ.

III. Оснащение:

1. Наглядное пособие «диабет - это образ жизни».

2. Флонелеграф и макет желудочно-кишечного тракта человека.

3. Макеты поджелудочной железы.

4. Макет молекулы поджелудочной железы.

5. Пазлы (модель печени)

6. Цветные карточки (светофор)

7. Модель вертолет

8. Бумага, цветные карандаши, часы с секундной стрелкой.

Алгоритм проведения занятия:

1. Вводное слово преподавателя, знакомство5 мин
2. Входной контроль10 мин
3. Объяснение материала25 мин
4. Закрепление материала10 мин

а) ответы на вопросы по системе пищеварения

б) назвать органы и на рисунке, работа в группе и самостоятельно.

г) изображение строения поджелудочной железы при работе в команде.

д) сбор модели печени (пазлы)

5. Домашнее задание 5 мин

В процессе объяснения теоретического материала используется

наглядный материал:

1. Под микроскопом дети смотрят микропрепарат поджелудочной железы, где находят островки, А и В клетки.

2. Детям младшего возраста предлагается сказочная поджелудочная железа (мукосолька), имеющая размеры взрослого, где представлена голова в чепчике, тело, виден хвост и проток. Вся железа состоит из островков, а ее глаза напоминают клетки, вырабатывающие инсулин (читается сказка о поджелудочной железе). Макет сказочной поджелудочной железы представлен на фиг.1.

3. Демонстрируется объемная модель молекулы инсулина, состоящая из двух цепей, аминокислоты представлены бусинками, количество бусинок равно количеству аминокислот в цепях (А цепь - 21, В цепь - 30 бусинок), между собой цепи соединены дисульфидными мостами в виде бусинок другого цвета и меньшего размера. Модель молекулы инсулина представлена на фиг.2.

4. Макет вертолет.

Своеобразный механизм, где окна напоминают клетки, лопасти винта - инсулин, а топливом является глюкоза. На примере вертолета показывается значение глюкозы и инсулина. Без них движения и полет невозможен (фиг.3).

Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

I. Проверь себя, проходя бусинкой по макету пищеварительного тракта, отвечая на вопросы:

1. Что происходит с пищей во рту?

2. Как желудок переваривает пищу?

3. Что выделяет желчный пузырь в двенадцатиперстную кишку?

4. Для чего нужна поджелудочная железа?

5. Какие функции выполняет печень?

6. Где всасываются питательные вещества?

7. Что выводится прямой кишкой?

8. Какие органы выделения ты знаешь?

II. На предлагаемом рисунке ребенок называет органы, обозначенные цифрами. Остальные участники при помощи светофоров подтверждают правильность ответа. Правильный ответ подтверждает зеленый сигнал, неправильный ответ - красный.

(Эталон ответа: 1 - язык; 2 - пищевод; 3 - желудок; 4 - печень; 5 - желчный пузырь; 6 - кишечник).

III. Дети по желанию собирают пазлы - макет печени.

IV. Детям предлагается разбиться на две группы из равного количества человек. Выдав листы бумаги и цветные карандаши, участники поочередно рисуют составляющие поджелудочной железы на время.

Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием и не допустившая ошибок.

Победители зарабатывают денежные единицы - по одной сахаринке.

Домашнее задание.

- Детям предлагается изобразить сказочный мир поджелудочной железы.

Знакомятся в свободное время с историческими фактами (на заключительном занятии инсценируют историю развития диабета - работа с воспитателем).

Примеры выполнения домашнего задания.

Пример№1.

О.Гинькина, 13 лет; М.Боровик, 13 лет. Находились в санатории «Беломорье» с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, субкомпенсация. Выполняли задание на закрепление темы сахарный диабет, причины, симптомы заболевания.

Сказка: «Сражение на реке поджелудочная железа».

За городом желудок, где живут клетки переваривания, протекает река - поджелудочная железа. У этой реки есть множество островков, названные в честь немецкого первооткрывателя Лангерганса. На островках живут особые жители В и Л клетки, которые трудятся день и ночь, поддерживая в норме топливную систему - глюкозу крови. В - клетки производят гормон инсулин, который заставляет сахар проникать в дома, обогревая их. В те дни, когда в желудке много глюкозы, В клетки работают без отдыха, большими порциями поставляют инсулин, тем самым, уменьшая сахар. Однажды у реки образовались горы сахара, он со всех сторон наступал. В - клетки не знали, что делать. Ведь запасов инсулина становилось все меньше и меньше, его не хватало.

Вдруг все потемнело, промелькнула молния - головная боль, появилась жажда, появилось облако ацетона, организм стал отступать. Но в 7 утра поступила новая порция искусственного инсулина, он заставил сахар войти и обогреть дома, уйти в свои нормы. Вот так, В - клетки побеждают сахар.

Пример №2.

Е.Пестова, 14 лет; Т.Палкина,14 лет. Находились в санатории с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, субкомпенсация, лабильное течение. Выполнение творческого домашнего задания рассказ о сахарном диабете.

Сказка: «Планета поджелудочная железа».

Существует планета поджелудочная железа. Эта планета состоит из маленьких островков Лангерганса. На каждом островке живут глюкагоны А и инсулины В. Жизнь на этих островках была дружной. Глюкагоны и инсулины общались друг с другом, уступали друг другу места. И вдруг настал час - пик. Страны А и В начали между собой войну. На страну А встала иммунная система, стала разрушать В - клетки. Когда было уничтожено 90% населения В - клеток, сторона А объявила примирение. Но развился сахарный диабет. Планета стала темной, дождливой, покрытая густыми облаками ацетона. Но глюкагоны не могли существовать без инсулинов. Они стали искать инсулин на других планетах, чтобы сохранить жизнь. И так поджелудочная железа существует уже много лет. Как только появляются облака и капает дождь, глюкагоны ищут новые инсулины.

Предлагаемый способ обучения апробирован у 124 человек с сахарным диабетом 1 типа и 4 детей с сахарным диабетом 2 типа, в возрасте от 7 до 15 лет (59 мальчиков (46%) и 69 (54%) девочек) в условиях местного санатория «Беломорье». Наиболее многочисленную группу составили дети из городов Архангельска 42 человека (33%) и Северодвинска 49 детей (38%), из районов Архангельской области 37 детей (29%). Преобладающее большинство составили дети старшего школьного возраста 68% (88 человек), младшие школьники - 20% (26 человек) и 6% (14 человек) подростки. Более чем у детей длительность заболевания была до 5 лет 54% (69 человек), стаж заболевания от 5 до 10 лет имели 34,2% (44 человека), длительность заболевания более 10 лет отмечалась у 5 детей (4%). Большинство детей имели компенсированный углеводный обмен 66,4% (85 человек), у 33,6% (24 человек) - субкомпенсация сахарного диабета. Эффективность обучения оценивалась по следующим критериям: общему самочувствию, динамике массы тела, уровню гликемии, уровню знаний до и после обучения. После обучения в 96,8% (124 человек) удалось достичь компенсации углеводного обмена. За 24 дня наблюдения на фоне физической нагрузки было 5 гипогликемий легкой степени, случаев кетоацидоза не было. Входной и выходной тестовый контроль проведен у 20 детей. До проведения занятий в «Школе диабет» средний уровень знаний составил - 65% детей не справились с тестовым контролем, получили оценку - « неудовлетворительно», после окончания занятий все дети справились с заданием, средний уровень знаний составил - 84,2% - «хорошо».

Таблица №1
Эффективность обучения игровым способом в «Школе диабет».
ОценкаДо занятийПосле занятий
«отлично»060% (12 человек)
«хорошо»20% (4 человека)25% (5 человек)
«удовлетворительно»15% (3 человека)15% (3 человека)
«неудовлетворительно»65% (13 человек)0

В катамнезе проведен тестовый контроль на остаточный уровень знаний через 1 год у 11 человек. Остаточный уровень знаний составил 62%. Оценку «хорошо» получили - 36,4% (4 человека), «удовлетворительно» - 27,2% (3 человека), «неудовлетворительно» 36,4% (4 человека). За данный период времени тяжелых гипогликемий не было. В 6 раз уменьшилась частота декомпенсации сахарного диабета, в 1,6 раза снизилась госпитализация в стационар по причине декомпенсации у детей г. Архангельска после обучения в данной «Школе диабет». Результаты показали, что после обучения игровым способом уровень знаний достаточно высок. В сравнении с традиционным изложением материала по данным Кондратьевой Е.И. 2000 год, где после обучения «отлично» - получили 50% детей, в нашем варианте - 60%, «хорошо» - у 33%, против 25%, «удовлетворительно» - 17% обучающихся против 15% игровым способом.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности игрового способа обучения в условиях санатория. Предлагаемый игровой способ обучения детей с сахарным диабетом обеспечивает условия психологического комфорта больного ребенка, повышает уровень грамотности о заболевании, формирует мотивацию к самоконтролю и адаптирует ребенка к иной жизни - в условиях заболевания. Данный способ позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, дает возможность ребенку расслабиться и свободно общаться среди сверстников. В содержание занятий включены примеры из реальных ситуаций, примеры имеют конкретных участников, что вызывает у детей интерес и доверие, ребенок в процессе данного метода обучения берет ответственность за свое состояние и участников команды. Данный метод является альтернативой традиционным «Школам диабета», позволяет модернизировать занятия исходя из ситуации, дает возможность при повторных циклах расширять кругозор знаний. В процессе данного обучения ребенок раскрывается как личность, самосовершенствуется, формирует навыки через эмоциональную деятельность с использованием общения с родителями и родственниками, что позволяет добиться лучших результатов в лечении сахарного диабета. Кроме того, это не требует значительных затрат, связанных с обучением больного.

Источники информации

1. Агаджанян Н.А. Познай себя человек. М., 1995, 338с.

2. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М. Диагностика и лечение сахарного диабета// Сахарный диабет. - 1999. - №3. - с.11-17.

3. Балаболкин М.И. Эндокринология. М., 1998, 581 с.

4. Банникова Р.В., Заросликова Л.А. Особенности эпидемиологии сахарного диабета в популяции взрослого населения Архангельской области.// Экология человека. - 2000. - №4. - с.27-29.

5. Беликова Т.В., Один В.И., Делегевич Ю.Н. Материалы IV Всероссийского конгресса эндокринологов. Сб., 2001.

6. Беляускайте Р., Буткявичене Р. Психологические особенности длительно болеющих детей, влияющие на адаптацию в санатории. // В сб: Актуальные вопросы санаторно - курортного лечения детей с некурабельными заболеваниями. М., 1998, 59 с.

7. Бирте С. Ольсен., Мортенсен X. Практическое руководство по лечению детей и подростков с сахарным диабетом. М., 2001, 55 с.

8. Дедов И.И., Кураева Т.И., Петеркова В.А. Сахарный диабет у детей и подростков. М., 2002, 391 с.

9. Дедов И.И., Йоргенс В., Старостина Е. Книга о сахарном диабете. М., 2000, 106 с.

10. Двойнишникова О.М., Суркова Е.В., Дробижев М.Ю. Факторы эффективности обучения больных сахарным диабетом. // Проблемы эндокринологии. - 2003. - т. 49. - №5. - с.51-55.

11. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000, 313с.

12. Зыкова Т.А., Савенко Б.А. Диагностика и классификация сахарного диабета. Архангельск. 2000, 30 с.

13. Зыкова Т. А., Савенко Б.А. Краткий справочник по сахарному диабету. Архангельск. 2000, 56 с.

14. Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. Л., 1977, 118 с.

15. Кондратьева Е.И., Кравец Е.Б., Калинина Л.В. Реабилитация детей с инсулинзависимым сахарным диабетом в условиях местного санатория - профилактория. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. - 2000. - №6. - с.46-48.

16. Лазарев М. Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М., 1997, 374 с.

17. Леонтьев А.В. Обучение пациентов с сахарным диабетом в условиях общей врачебной практики. // Российский медицинский журнал. - 2002. - т.6. - №1. - с.51-55.

18. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.,1987, 154с.

19. Новикова И.А. Психосоматические аспекты сахарного диабета и основные направления психотерапевтической коррекции. Архангельск. 1999, 27 с.

20. Мартыненко А.А. Схема психотерапии больных с сахарным диабетом в условиях курорта: Автореф. Дис...канд. Мед. Наук. - Харьков. 1975. - 23с.

21. О развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ, 16.07. 2001 год.

22. Сибилева Е.Н., Старцева О.Г. Пособие по детской эндокринологии. Архангельск. 1994, 58 с.

23. Сидоров П.И., Макарова В.И. Реабилитация детей с ювенильным хроническим артритом. Архангельск. 2002, 82 с.

24. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. М., 2000.

25. Черепанова С.В., Иванова С.Н., Рогалев А.А. Влияние обучения больных сахарным диабетом на развитие осложнений по данным АОКБ.// Бюллетень СГМУ. - 2001. - №2. - с.101-103.

Способ предупреждения осложнений сахарного диабета, включающий игровое обучение в игровой форме, отличающийся тем, что проводят обучение пациентов в группах, формируемых с учетом возраста, стажа и типа заболевания, при этом обучение содержит основные занятия, включающие познавательный теоретический материал в сочетании с практическими заданиями, при этом в процессе обучения последовательно изучаются следующие темы: пищеварение и обмен веществ; сахарный диабет причины, патогенез, симптомы; неотложные состояния при сахарном диабете: гипо- и гипергликемия; самоконтроль, компенсированный сахарный диабет; физическая нагрузка при сахарном диабете; осложнения сахарного диабета; планирование питания при сахарном диабете, диабет и алкоголь; инсулины и инсулинотерапия, а практические занятия предполагают тренинг поведения в конкретных ситуациях, необходимый для развития навыков ребенка, и дополнительные занятия, которые проводят в форме факультатива, где дается дополнительная информация, закрепляющая полученные навыки, повторяющие изученное в основном занятии, в процессе обучения используют сказкотерапию, при которой дети создают сказочный мир диабета, в котором они живут и могут управлять им, арттерапию для создания образа заболевания и терапию танцем, используемую для усвоения исторических моментов развития сахарного диабета, путем инсценировки этих исторических событий, все занятия проводят в игровой форме продолжительностью 50 мин, изложение теоретического материала осуществляют с помощью стихов, сказок, кроссвордов, используются наглядные яркие пособия: сделанные из цветной и бархатной бумаги, картона макеты органов желудочно-кишечного тракта, почки, модели человечков, на которые накладываются картинки-символы, настольные игры про диабет с использованием красочных рисунков, пазлы из цветного картона, макеты поджелудочной железы в виде мукасолов, макет молекулы инсулина из цветных бусинок.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано для уменьшения гипертензивной реакции во время интубации трахеи больного на фоне наркоза бриеталом.

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к медицине и может использоваться для терапии неврозов, депрессивных состояний, психоэмоциональных расстройств, гипертонических болезней и кардиопатий различного генеза.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. .
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в психотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии. .
Изобретение относится к области медицины, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии и может быть использовано в неврологической практике при лечении неврозов, посттравматических стрессовых расстройств.

Изобретение относится к медицине, и может быть использовано при коррекции веса тела человека

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при коррекции веса тела человека
Изобретение относится к медицине, а именно к бальнеотерапии
Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции психического состояния

Изобретение относится к физиотерапии, в частности к устройствам для проведения нейротерапии сенсорными раздражителями
Изобретение относится к медицине, психотерапии
Изобретение относится к медицине, а именно к геронтологии, и касается реабилитационного лечения цереброваскулярных заболеваний
Изобретение относится к медицине, оздоровительной физкультуре
Изобретение относится к медицине, а именно к инфекционным болезням и психиатрии
Наверх