Моментомер гравитационный

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента. Устройство содержит противовес и кулачок, соединенный с противовесом посредством гибкой связи, закрепленной на периферии кулачка. Кулачок состоит из двух разных ветвей архимедовой спирали, имеющих различные коэффициенты увеличения радиуса спирали. Технический результат заключается в увеличении диапазона измерений крутящих моментов. 2 ил.

 

Изобретение относится к приборостроительной промышленности и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах, например, электродвигателей.

Известны моментомеры, основанные на статическом методе измерения, при котором крутящий момент на валу определяется при установившейся скорости вращения вала. Данные моментомеры имеют три основные разновидности: тормозные, приводные, трансмиссионные. Наиболее простыми и распространенными являются тормозные моментомеры, которые совмещают в себе тормозное устройство, нагружающее испытываемый двигатель тормозным моментом, и измерительный блок, необходимый для измерения этого момента. Применяются измерительные блоки различных типов: маятниковые, крутильные, рычажные, компенсационные (Потапов Л.А., Юферов Ф.М. Измерение вращающих моментов и скоростей вращения микроэлектродвигателей, М., Энергия, 1974).

Разрабатывается новый тип гравитационных моментомеров (а.с. СССР №1719938, опубл. 15.03.92, бюл. №10).

Однако у всех указанных моментомеров шкала симметрична относительно начала измерений, что при определенных условиях может являться недостатком и ограничивать диапазон измерений и область применения моментомеров.

Наиболее близкими к предлагаемому являются тормозные электромагнитные моментомеры, включающие немагнитный диск, электромагнитную систему и измерительный блок со шкалой, стрелкой, фланцем, кулачком и противовесом, соединенным с кулачком при помощи гибкой связи (а.с. СССР №1719938, опубл. 15.03.1992, бюл. №10)).

В указанном моментомере шкала также является симметричной, что ограничивает его возможности, так как на практике часто измеряются крутящие моменты разных типов электродвигателей, которые имеют разное направление вращения и разный диапазон изменения крутящих моментов.

Цель изобретения - увеличение диапазона измерений моментомера, расширение его возможностей.

Указанная цель достигается тем, что кулачок выполнен из двух ветвей архимедовой спирали, имеющих разные коэффициенты увеличения радиуса при увеличении угла его поворота.

r1=l0+k1ϕ, r2=l0+k2ϕ, l0≥0, k1=k2,

где r1 - уравнение одной ветви кулачка,

r2 - уравнение другой ветви кулачка,

l0 - кратчайшее расстояние от оси вращения кулачка до места крепления гибкой связи,

k1 - коэффициент увеличения радиуса r при увеличении угла поворота,

k2 - коэффициент увеличения радиуса r при увеличении угла поворота,

ϕ - угол поворота радиуса архимедовой спирали.

На фиг.1 изображен моментомер, вид спереди; на фиг.2 - характеристика моментомера.

На основании 1 неподвижно закреплены кронштейн 2 со шкалой 3, указательной стрелкой 4 и кулачком 5, состоящим из ветвей 6 и 7 архимедовой спирали с противовесом 8 на конце гибкой связи 9, другой конец которой закреплен на профильной поверхности кулачка 5.

Моментомер работает следующим образом.

При действии измеряемого крутящего момента на ось О против часовой стрелки кулачок 5 приходит во вращение, вследствие чего гибкая связь 9 наматывается на ветвь 6 кулачка 5 и создает противодействующий момент. При равенстве измеряемого и противодействующего моментов вращение прекратится и стрелка покажет на шкале значение приложенного крутящего момента.

Аналогичным образом моментомер работает и при действии крутящего момента по часовой стрелке. Однако в этом случае будет задействована ветвь 7 кулачка 5.

В заявленном техническом решении применение кулачка, состоящего из двух ветвей архимедовой спирали с разными коэффициентами увеличения радиуса при увеличении угла поворота, является новым признаком. Следовательно, указанный отличительный признак дает основание считать заявленное техническое решение соответствующим критерию "новизна".

Предлагаемое решение для специалиста явным образом не следует из уровня техники.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявленное техническое решение соответствует условиям патентоспособности изобретения:

- является новым, так как не известно из уровня техники;

- имеет изобретательский уровень;

- промышленно применимо.

Моментомер гравитационный, содержащий противовес и кулачок, соединенный с противовесом посредством гибкой связи, закрепленной на периферии кулачка, состоящего из равных ветвей архимедовой спирали, отличающийся тем, что ветви архимедовой спирали имеют отличные друг от друга коэффициенты увеличения радиуса при увеличении угла его поворота:

r1=l0+k1ϕ,

r2=l0+k2ϕ,

l0≥0, k1=k2, где

r1 - уравнение одной части кулачка,

г2 - уравнение другой части кулачка,

l0 - кратчайшее расстояние от оси вращения кулачка до места крепления гибкой связи;

k1 - коэффициент увеличения радиуса r1 при увеличении угла его поворота,

k2 - коэффициент увеличения радиуса r2 при увеличении угла его поворота,

ϕ - угол поворота радиуса архимедовой спирали.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента. .

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента. .

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах, например электродвигателей.

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу, например, электродвигателя. .

Изобретение относится к приборостроительной промышленности, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей.
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока.

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей . .

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах, например, электродвигателей

Изобретение относится к приборостроительной промышленности, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента, создаваемого на валах, к примеру электродвигателей

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемых электроприводах общепромышленных механизмов и транспортных средств. Технический результат - расширение функциональных возможностей, повышение надежности и точности работы. В устройстве для измерения электромагнитного момента в электроприводе с синхронным реактивным двигателем в цепь каждой фазной обмотки статора включен последовательно датчик тока, выходные клеммы которого подключены к первой группе входных клемм первого коммутатора сигналов и к первой группе входных клемм второго коммутатора сигналов. Датчик положения ротора механически соединен с валом электродвигателя, а его выходные клеммы соединены со второй группой входов первого и второго коммутаторов сигналов. Выходные клеммы коммутаторов соединены с входными клеммами сумматоров, выходные клеммы которых соединены с входными клеммами блока произведения, напряжение на выходе которого соответствует величине электромагнитного момента двигателя. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при разработке электроприводов для систем автоматического управления летательными аппаратами. Техническим результатом является повышение точности формирования требуемой механической характеристики электропривода. В способе формирования механической характеристики электропривода передаточным числом редуктора формируют отношение пускового момента к скорости холостого хода требуемой механической характеристики, а их абсолютные значения обеспечивают напряжением питания электродвигателя. Фактором, оптимизирующим электропривод, является то, что требуемая механическая характеристика электропривода обеспечивается минимальными значениями передаточного числа редуктора и напряжения питания электродвигателя. 1 ил.
Наверх