Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей

 

Сущность изобретения: устройство содержит датчик 1 частоты вращения двигателя, преобразователь 2 момента электродвигателя и двухкоординатный самописец 14, при этом датчик 1 частоты двигателя содержит диодный излучатель 3, модулирующие цветоконтрастные метки 4 по поверхности ротора, диодный фотоприемник 5, усилитель-формирователь б и интегрирующий элемент 7, а преобразователь 2 момента электродвигателя содержит сумматор 8, дифференцирующее звено 9, блоки 10, 11 умножения и блоки 12, 13 задания. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

i 9)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4755052/10 (22) 30,10.89 (46) 30.08,92, Бюл. N 32 (71) Научно-производственное обьединение по оборудованию для химических волокон

" Химтекстил ьма ш" (72) В.M.Ñoêîë и А,Г.Шнейдер (56) Авторское свидетельство СССР

N 420893, кл. G 01 L 3/22, 1972

Испытание электрических микромашин/Под ред. проф. H.В.Астахова. M., 1984, с.21.

БЫ 1758453 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОДВ И Г АТЕЛЕЙ (57) Сущность изобретения: устройство содержитдатчик 1 частоты вращения двигателя, преобразователь 2 момента электродвигателя и двухкоординатный самописец 14, при этом датчик 1 частоты двигателя содержит диодный излучатель 3, модулирующие цветоконтрастные метки 4 по поверхности ротора, диодный фотоприемник 5, усилитель-формирователь 6 и интегрирующий элемент 7, а преобразователь 2 момента электродвигателя содержит сумматор 8, дифференцирующее звено 9, блоки 10, 11 умножения и блоки 12, 13 задания. 2 ил.

1758453

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для измерения моментных характеристик электродвигателей, преимущественно электродвигателей с бесконтактным подвесом ротора, в частности вращательных типов высокоскоростных мотор-подшипников с газомагнитным подвесом ротора.

Известно устройство для измерения статического момента нагрузки на валу двигателя постоянного тока, содержащее расположенный на валу двигателя тахогенератор с дифференцирующим звеном, блок суммирования моментов, блок измерения полного момента, выполненный в виде тахометрического моста, в смежные плечи которого включены обмотки якоря и дополнительных полюсов двигателя и, соответственно, два сопротивления, делительного устройства, один вход которого соединен с диагональю моста, другой — с якорной обмоткой тахогенератора, и множительного устройства, один вход которого соединен с обмоткой дополнительных полюсов двигателя, второй — с выходом делительного устройства, а выход — с первым входом блока сумматора, вторым входом соединенного с выходом дифференцирующего звена, а выходом — с измерительным прибором.

Недостатком указанного технического решения является необходимость механического соединения тахогенератора с валом электродвигателя и использование s измерительной схеме обмоток якоря электродвигателя, что делает это решение неприменимым для измерения моментов электрических машин с бесконтактным подвесом массивного (безобмоточного) ферромагнитного ротора.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для регистрации зависи-. мости момента электродвигателя от частоты в процессе разгона, содержащее два первичных преобразователя — датчик частоты вращения электродвигателя и преобразователь момента, выполненный в виде электромашинного измерителя (Э МИ), вал которого механически соединен с валом электродвигателя, а также регистрирующий прибор, входы которого подключены к выходам датчика частоты вращения и преобразователя момента.

Недостатками известного технического решения являются сложность конструкции, обусловленная необходимостью применения двух первичных преобразователей, один из которых — ЭМИ с полым ротором, требующий обеспечения соосности при механическом соединении ротора электродвигателя и полого ротора ЭМИ, а также нен с выходом усилителя-формирователя 6, Датчик 1 частоты вращения подключен по входу преобразователя 2 момента электродвигателя, который выполнен в виде сумма50 тора 8, дифференцирующего звена 9, первого 10 и второго 11 блоков умножения, первого 12 и второго 13 блоков задания, подключенных к первым. входам соответствующих блоков умножения, выходы которых

55 подключены к соответствующим входам сумматора 8, выход которого является выходом преобразователя 2 момента электродвигателя, причем второй вход первого блока 10 умножения подключен к выходу дифференцирующего звена 9, вход которого

45 невысокая точность измерений, связанная с отбором мощности от электродвигателя при механическом соединении его ротора с полым ротором ЭМИ.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Указанная цель достигается тем, что датчик частоты вращения подключен по выходу преобразователя момента электродвигателя, выполненного в виде сумматора, дифференцирующего звена, двух блоков умножения и двух блоков задания, подключенных к первым входам соответствующих блоков умножения, выходы которых подключены к соответствующим входам сумматора, выход которого является выходом преобразователя момента электродвигателя, при этом второй вход первого блока умножения подключен к выходу дифференцирующего звена, вход которого подключен к второму входу второго блока умножения и является входом преобразователя момента электродвигателя.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — пример измерения моментной характеристики радиально-упорного мотора-подшипника с бесконтактным газомагнитным подвесом ротора.

Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей содержит датчик 1 частоты вращения двигателя и преобразователь 2 момента электродвигателя.

Датчик 1 частоты вращения, являющийся первичным преобразователем, выполнен в виде оптоэлектронного устройства, содержащего диодный излучатель 3, модулирующие цветоконтрастные метки 4 на поверхности ротора, оптически связанные с диодным излучателем 3 и диодным фотоприемником 5, усилитель-формирователь б, входом подключенный к диодному фотоприемнику 5, и интегрирующий элемент 7, выход которого является выходом датчика 1 частоты вращения двигателя, а вход соеди1758453.и1= К

И =К du1=K К dN

dt " dt подключен к второму входу второго блока 11 умножения и является входом преобразователя 2 момента электродвигателя. К выходам преобразователя 2 момента электродвигателя и датчика 1 частоты вращения подключены входы регистрирующего прибора 14.

Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей работает следующим образом.

При разгоне электродвигателя в процессе вращения его ротора оптический поток диодного излучателя 3, модулированный метками 4 на поверхности ротора, обуславливает появление электрических импульсов на выходе диодного фотоприемника 5 и усилителя-формирователя 6, причем частота следования импульсов пропорциональна частоте вращения ротора. Интегрирующий элемент 7, воспринимая импульсы фотоприемника 5, усиленные и сформированные усилителем-формирователем б. вырабатывает напряжение U1, пропорциональное частоте вращения ротора: где К1 — коэффициент пропорциональности; о) — частота вращения ротора.

Напряжение U1 с выхода интегрирующего элемента 7 (выхода датчика частоты вращения) поступает на вход дифференцирующего элемента 9, возбуждая на выходе последнего напряжение где K2 — коэффициент пропорциональности, Одновременно на выходе первого блока

12 задания момента инерции ротора появляется напряжение 03, пропорциональное величине момента инерции ротора J:

U3= K3J, где K3 — коэффициент пропорциональности.

Напряжение U2 с выхода дифференцирующего звена 9 и напряжение U3 с выхода первого блока 12 задания момента инерции ротора поступают соответственно на первый и второй входы первого блока 10 умножения, обуславливая появление на выходе последнего напряжения

U4 = K4U2U3 = К1К2КЗК4-1

d 01 б1 где К4 — коэффициент пропорциональности.

Напряжение U1 с выхода интегрирующего элемента 7 поступает также на второй вход второго блока 11 умножения, на первый вход которого поступает формируемое вторым блоком 13 задания приведенной величины Q сопротивления вращению ротора напряжение

5 U5- К50, где K5 — коэффициент пропорциональности, При этом нэ выходе второго блока 11 умножения формируется напряжение

10 U6 = K6U1U5 = K1K5K6Q N

Напряжение U4 с выхода первого блока

1Î умножения и напряжение U6 с выхода второго блока 11 умножения поступают со15 ответственно на первый и второй входы сумматора 8, формируя на выходе последнего напряжение

U7 = U4 + U6 = K1K2K3K4J — +

dt

+ K1K5K6Q N

Соответствующей регулировкой интегрирующего элемента 7, дифференцирующе25 го элемента 9, первого блока 12 задания момента инерции ротора, второго блока 13 задания приведенной величины сопротивления вращению ротора, первого 10 и второго 11 блоков умножения можно привести

30 коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5, К6 к виду К1

= K2 = K3 = K4 = К5 = К6 = "

В этом случае напряжение на выходе сумматора 8

35 dN

U2= К(J +QN), Ф где К = 1 — коэффициент пропорциональности.

40 Выражение

J +QN=M

dN

dt есть известное аналитическое выражение момента вращения ротора электродвигате45 ля при его разгоне (механическая характеристика электродвигателя), из чего следует, что напряжение на выходе сумматора

От=К М и ро пор ционал ьно моменту зле ктродви гате50 ля.

Подавая напряжение 07 на первый вход регистрирующего прибора 14, а напряжение

U1 — на его второй вход, получают на регистрирующем приборе 14 график зависимо55 сти M = f(N), представленный на фиг. 2.

Измерение моментных характеристик электродвигателя может быть осуществлено графически обработкой кривой (фиг. 2) или подключением к выходу сумматора 8 (к

1758453

H.М И и 84

MUM (0

Составитель В. Сокол

Техред М.Моргентал Корректор А, Долинич

Редактор А, Orap

Заказ 2991 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 выходу преобразователя 2 момента) измерительного прибора — вольтметра, проградуированного в ньютонометрах.

Таким образом, за счет выполнения преобразователя момента электродвигателя в виде электронного устройства, входом соединенного с выходом датчика частоты . вращения двигателя, выполненного в виде диодного излучателя и диодного фотоприемника, оптически связанных с цветоконтрастными метками на поверхности ротора, обеспечивается бесконтактное измерение моментных характеристик электродвигателя, исключающее отбор мощности от электродвигателя при выполнении измерений и позволяющее при упрощении конструкции устройства повысить точность измерений, Формула изобретения

Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей, содержащее датчик частоты вращения двигателя и преобразователь момента электродвигателя, подключенные к входам двухкоординатного самописца, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 5 что, с целью повышения точности, датчик частоты вращения подключен к входу преобразователя момента электродвигателя, который выполнен в виде сумматора, дифференцирующего звена, двух блоков

10 умножения и двух блоков задания, подключенных к первым входам соответствующих блоков умножения, выходы которых подключены к соответствующим входам сумматора, выход которого является выходом

15 преобразователя момента электродвигателя, при этом второй вход первого блока умножения подключен к выходу дифференцирующего звена, вход которого подключен к второму входу второго блока умножения и

20 является входом преобразователя момента электродвигателя.

Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей Устройство для измерения моментных характеристик электродвигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проверке механических характеристик электродвигателей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано преимущественно в электротехнической промышленности при динамометрических исследованиях например асинхронных двигателей

Изобретение относится к области магнитной записи и, в частности, к контролю качества и отбраковке кассет с магнитной лентой

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента при автоматизированных испытаниях микроэлектродвигателей

Изобретение относится к силоизмерительной технике и позволяет повысить точность при испытании машин с линейным участком механической характеристики
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к приборостроительной промышленности, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу, например, электродвигателя

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах, например электродвигателей

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано для измерения крутящего момента

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах, например, электродвигателей

Изобретение относится к приборостроительной промышленности, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента, создаваемого на валах, к примеру электродвигателей

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для измерения крутящего момента
Наверх