Упорно-радиальный многорядный подшипник качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и может быть использовано в установках бурения. Упорно-радиальный многорядный подшипник качения включает не менее двух рядов тел качения одинакового диаметра и столько же пар наружных и внутренних рабочих колец одинаковой высоты с базовыми торцами, содержащих дорожки качения с точками контакта, радиусы образующих которых больше радиуса образующей тела качения. Базовые торцы наружных и внутренних колец направлены в противоположные стороны, а суммы расстояний контактных точек дорожек качения каждой пары наружных и внутренних колец от своих базовых торцов равны между собой. Технический результат - упрощение конструкции и повышение долговечности подшипника. 3 ил.

 

Изобретение относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и может быть использовано в установках для бурения.

Известна шариковая опора по авторскому свидетельству СССР №166627, опубл. 1964 г. Опора содержит парные комплекты наружных и внутренних рабочих колец с дорожками качения, контактирующими определенными точками с телами качения, и промежуточные кольца. Базовые торцы наружных и внутренних рабочих колец направлены в одну сторону /1/.

Недостаток таких подшипников состоит в том, что из-за технологических погрешностей изготовления наружных и внутренних колец по размеру расположения точек контакта с телами качения относительно базового торца колец, а также из-за отклонения высот промежуточных колец, осевой зазор в каждом ряду разный. При приложении рабочей нагрузки ее воспринимают только несколько рядов тел качения, что приводит к их перегрузке и снижению долговечности подшипника.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является подшипниковая многорядная опора по заявке WO 00/46478, опубл. 2000 г, которая состоит из наружных и внутренних рабочих колец с базовыми торцами, направленными в одну сторону, и тел качения, разделенных упругими элементами /2/.

Данная подшипниковая опора устраняет недостатки по неравномерному нагружению рядов тел качения за счет того, что упругие элементы имеют строго определенные для каждого ряда размеры, вследствие чего часть нагрузки от ряда к ряду передается не только через тепа качения, но и упругие элементы. В результате рабочая нагрузка распределяется более равномерно между телами качения и существенно повышается долговечность подшипника.

Недостаток подшипника состоит в том, что усложняется конструкция за счет введения "n" пар упругих элементов между наружными и внутренними кольцами, изготовленных по индивидуальному прецизионному размеру высоты для каждого ряда тел качения. Это значительно усложняет конструкцию такой опоры.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является упрощение конструкции и повышение долговечности подшипника,

Поставленная задача решается тем, что в упорно-радиальном многорядном подшипнике качения, включающем не менее двух рядов тел качения одинакового диаметра и столько же пар наружных и внутренних рабочих колец одинаковой высоты с базовыми торцами, содержащих дорожки качения с точками контакта, радиусы образующих которых больше радиуса образующей тела качения, согласно изобретению базовые торцы наружных и внутренних колец направлены в противоположные стороны, а суммы расстояний контактных точек дорожек качения каждой пары наружных и внутренних колец от своих базовых торцов равны между собой.

Изобретение поясняется чертежами.

Рассмотрим упорно-радиальный многорядный подшипник качения на примере четырехрядного подшипника.

На фиг.1 изображен упорно-радиальный многорядный подшипник качения;

на фиг.2 - пара рабочих колец со своим рядом тел качения;

на фиг.3 - распределение сил в подшипнике с равномерным нагружением всех рядов тел качения.

Подшипник состоит из наружных рабочих колец 1 с базовыми торцами 2, внутренних рабочих колец 3 с базовыми торцами 4, тел качения 5 диаметром Dт, наружного монтажного кольца 6 и внутреннего монтажного кольца 7. Наружные кольца 1 и внутренние кольца 3 выполнены высотой В.

Наружные рабочие кольца 1 имеют дорожки качения 8 с радиусом образующей Rн и точками контакта 9. Внутренние рабочие кольца 3 имеют дорожки качения 10 с радиусом образующей Rв и точками контакта 11. Радиусы Rн и Rв образующих дорожек качения 8 и 10 больше радиуса Dт/2 теп качения 5. Угол контакта подшипника α.

Точка контакта 9 первого наружного рабочего кольца. 1 расположена от своего базового торца 2 на расстоянии H1. Точка контакта 9 второго наружного рабочего кольца 1 расположена от своего базового торца 2 на расстоянии H2. Точка контакта 9 третьего натужного рабочего кольца 1 расположена от своего базового торца 2 на расстоянии Н3. Точка контакта 9 четвертого наружного рабочего кольца 1 расположена от своего базового торца 2 на расстоянии H4.

Точка контакта 11 первого внутреннего рабочего кольца 3 расположена от своего базового торца 4 на расстоянии h1. Точка контакта 11 второго внутреннего рабочего кольца 3 расположена от своего базового торца 4 на расстоянии h2. Точка контакта 11 третьего внутреннего рабочего кольца 3 расположена от своего базового торца 4 на расстоянии h3. Точка контакта 11 четвертого внутреннего рабочего кольца 3 расположена от своего базового торца 4 на расстоянии h4.

Базовый торец 2 четвертого наружного рабочего кольца 1 упирается в бортик 12 корпуса 13 подшипника. Базовый торец 4 первого внутреннего рабочего кольца 3 упирается в бортик 14 вала 15. Первое наружное рабочее кольцо 1 через монтажное кольцо 6 фиксируется гайкой 16 в корпусе 13. Четвертое внутреннее рабочее кольцо 3 через монтажное кольцо 7 фиксируется на валу 15 гайкой 17. Базовые торцы 2 наружных рабочих колец 1 направлены в сторону бортика 12 корпуса 13, а базовые торцы 4 внутренних рабочих колец 3 направлены в сторону бортика 14 вала 15.

Суммы расстояний Н и h для каждой пары наружных и внутренних рабочих колец 1, 3 соответственно равны между собой:

H1+h12+h23+h34+h4

Расстояние между базовым торцом 4 первого внутреннего кольца 3 и базовым торцом 2 четвертого наружного кольца 1 равно L.

Подшипник работает следующим образом (фиг.3).

Приложенная к валу 15 преимущественно осевая нагрузка F от борта 14 вала 15 передается через все внутренние кольца 3, все ряды теп качения 5 и все наружные кольца 1 на борт 12 корпуса 13. При этом все ряды тел качения 5 воспринимают нагрузку F равными частями. При этом силовые потоки распределятся следующим образом.

Нагрузка F через борт 14 передается на базовый торец 4 первого внутреннего кольца 3 и делится на два потока: на базовый торец 4 второго внутреннего кольца 3 действует усилие F, а на первый ряд тел качения 5 через точку контакта 11 действует усилие Fт, которое через точку контакта 9 передается на базовый торец 2 первого наружного кольца 1 и создает усилие F, которое далее передается через второе, третье, четвертое наружные кольца 1 на бортик 12 корпуса 13.

Усилие F, воспринимаемое базовым торцом 4 второго внутреннего кольца 3, в свою очередь распределяется также на два потока. Одна часть - F, передается на базовый торец 4 третьего внутреннего кольца 3, а вторая часть - Fт, аналогично первому ряду, действует на второй ряд тел качения 5 и через точку контакта 9 передается на базовый торец 2 второго наружного кольца 1, где, суммируясь с усилием F от первого ряда тел качения 5, создает усилие F, которое через третье и четвертое наружные кольца 1 передается на бортик 12 корпуса 13.

Усилие F, воспринимаемое базовым торцом 4 третьего внутреннего кольца 3, также распределяется на два потока: часть усилия F передается на базовый торец 4 четвертого внутреннего кольца 3, а вторая часть - Fт действует на третий ряд тел качения 5 и через точку контакта 9 передается на базовый торец 2 третьего наружного кольца 1, где, суммируясь с усилием F, создает усилие F, которое через четвертое наружное кольцо 1 передается на бортик 12 корпуса 13.

Усилие F, воспринимаемое базовым торцом 4 четвертого внутреннего кольца 3, в виде усилия Fт, передается на четвертый ряд тел качения 5, затем через точку контакта 9 передается на базовый торец 2 четвертого наружного кольца 1, суммируется с усилием F и создает усилие F, которое воспринимается бортиком 12 корпуса 13.

Таким образом сила F, приложенная к бортику 14 вала 15, полностью передалась на бортик 12 корпуса 13.

Очевидно, что одинаковое нагружение всех рядов тел качения 5 будет обеспечиваться при соблюдении следующих размерных цепочек по всем силовым потокам, т.е. для первого ряда тел качения 5:

L=h1+Dт·sinα+H1+3В;

для второго ряда тел качения 5:

L=В+h2+Dт·sinα+H2+2В;

для третьего ряда тел качения 5:

L=2B+h3+Dт·sinα+Н3+В;

для четвертого:

L=3B+h4+Dт·sinα+H4.

Приравнивая правые части выражений для всех рядов и сократив однородные члены, получаем:

H1+h1=H2+h23+h3=H4+h4.

Таким образом, одинаковое нагружение всех рядов тел качения 5 будет обеспечиваться при соблюдении равенства сумм расстояний Н контактных точек 9 дорожек качения 8 всех наружных колец 1 от своих базовых торцов 2 и расстояний h контактных точек 11 дорожек качения 10 соответствующих внутренних колец 3 от своих базовых торцов 4. При этом базовые торцы 2 наружных колец 1 направлены в сторону бортика 12 корпуса 13, а базовые торцы 4 внутренних колец 3 направлены в сторону бортика 14 вала 15.

Таким образом, равномерное нагружение всех рядов тел качения 5 подшипника приводит к повышению его долговечности.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №166627, опубл. 1964 г.

2. Заявка WO 00/46478, опубл. 2000 г.

Упорно-радиальный многорядный подшипник качения, включающий не менее двух рядов тел качения одинакового диаметра и столько же пар наружных и внутренних рабочих колец одинаковой высоты с базовыми торцами, содержащих дорожки качения с точками контакта, радиусы образующих которых больше радиуса образующей тела качения, отличающийся тем, что базовые торцы наружных и внутренних колец направлены в противоположные стороны, а суммы расстояний контактных точек дорожек качения каждой пары наружных и внутренних колец от своих базовых торцов равны между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения с постоянно заложенной смазкой, способным компенсировать взаимные перекосы колец и работать в условиях сильной загрязненности.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей, работающих в условиях повышенных перекосов посадочных мест под большими радиальными нагрузками.

Изобретение относится к симметричному подшипнику качения и, в частности, к многорядному симметричному подшипнику качения

Изобретение относится к асимметричному подшипнику качения и, в частности, к многорядному ассиметричному подшипнику качения

Изобретение относится к асимметричному подшипнику качения и, в частности, к многорядному ассиметричному подшипнику качения

Изобретение относится к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к валику или поворотному кулаку в сборе и, следовательно, подшипниковому узлу, а более конкретно, но не исключительно, в тех областях применения, где встречаются двунаправленные ударные осевые нагрузки и радиальные нагрузки, а также к поддерживающим роликам конвейера, которые содержат ступицу в сборе. Торцевая ступица (31) в сборе для поддерживающих роликов (33) конвейера содержит торцевую ступицу (31), имеющую корпус, приспособленный приниматься в конец полой трубчатой оболочки (32) поддерживающих роликов (33). Корпус ступицы (31) имеет кольцеобразный желоб (35) на своей внешней поверхности, который приспособлен принимать радиально деформированный или сжатый конец оболочки (32) для соединения оболочки (32) со ступицей (31). Торцевая ступица (31) в сборе также содержит несквозной паз (37) в указанном основном корпусе ступицы (31) и валик (30) в сборе для поддержки указанной ступицы (31). Валик (30) в сборе содержит основной корпус и подшипниковый узел (10), расположенный в пазе (37). Узел (10) содержит первый и второй разнесенные подшипники, каждый из которых содержит внутреннюю дорожку качения, образованную в или на основном корпусе, и противоположную внешнюю дорожку качения, и наборы вращающихся или ролико-подшипниковых элементов, установленных между соответствующими внутренней и внешней дорожками качения. Узел (10) приспособлен оказывать сопротивление как радиальным нагрузкам, так и осевым нагрузкам в противоположных направлениях. Технический результат: предоставление поддерживающих роликов конвейера в сборе, которые содержат ступицу в сборе и валик в сборе, и которые имеют уменьшенный вес по сравнению с обычными поддерживающими роликами конвейера, но которые не ухудшают прочность и износостойкость обычных поддерживающих роликов. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 36 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шариковым подшипникам качения, и может применяться в малооборотных высоконагруженных механизмах. Шариковый бессепараторный подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с двумя дорожками качения и буртиками на каждом, и тела качения в виде шариков (3). Расстояние между одноименными точками соседних дорожек качения на каждом кольце (1, 2) составляет 0,731-0,866 от диаметра шарика (3). Внутреннее кольцо (2) выполнено с общим для обеих дорожек качения большим буртиком (4), расположенным на оси симметрии подшипника, и меньшими буртиками (5) со скосами, расположенными со стороны наружных торцов подшипника. Технический результат: повышение долговечности работы подшипника, а также обеспечение восприятия осевой нагрузки в обоих направлениях. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шариковым подшипникам качения, и может быть использовано в малооборотных высоконагруженных механизмах. Подшипник содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с двумя дорожками качения и буртиками на каждом, тела качения в виде шариков (3). Расстояние между одноименными точками соседних дорожек качения на каждом кольце (1, 2) составляет 0,731-0,866 от диаметра шарика (3). Наружное кольцо (1) выполнено разрезным с дорожкой качения на каждой его половине. Большие по высоте буртики (4) наружного кольца (1) расположены на наружных торцах его половин, а меньшие по высоте буртики (5) наружного кольца (1), выполненные со скосами, расположены на внутренних смежных торцах его половин. Технический результат: повышение ресурса работы подшипника, обеспечивается восприятие осевой нагрузки в обоих направлениях. 1 ил.
Наверх