Способ сигнализации о работе грузоподъемной машины

Изобретение относится к системам предупредительной, аварийной и контрольно-распорядительной сигнализации стреловых и мостовых кранов, лифтов и других грузоподъемных машин. Способ осуществляют путем получения данных о величине, по меньшей мере, одного рабочего параметра, или о состоянии грузоподъемной машины или ее составной части, или об управляющем воздействии оператора, направленном на изменение этого рабочего параметра или состояния грузоподъемной машины или ее составной части. Предусмотрено также преобразование этих данных в предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал. В процессе указанного преобразования данных их сравнивают с предварительно установленным и запомненным граничным значением рабочего параметрам, или состоянием грузоподъемной машины или ее составной части, или значением управляющего воздействия оператора. В результате сравнения, в случае достижения этими данными граничного значения или состояния, получают промежуточный сигнал. Далее в зависимости от значения промежуточного сигнала формируют упомянутые предупреждающий или контрольно-распорядительный сигналы. Изобретение повышает безопасность работы грузоподъемной машины, включая безопасность оператора и обслуживающего персонала. 22 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в системах предупредительной, аварийной или контрольно-распорядительной (оперативной) сигнализации о работе стреловых и мостовых кранов, лифтов и других грузоподъемных машин.

Известен способ сигнализации о работе грузоподъемной машины - грузоподъемного крана, оборудованного микропроцессорным прибором безопасности, путем воздействия оператором на орган управления внешним звуковым сигналом, а также формирования предупредительных и контрольно-распорядительных сигналов в зависимости от рабочих параметров крана и управляющих воздействий оператора, осуществляющего ручной выбор (переключение) вида и параметров отображаемых предупредительных и контрольно-распорядительных сигналов [1, 2].

Недостатком этого технического решения является необходимость отвлечения оператора от задачи управления грузоподъемной машиной на формирование предупреждающих и выбор отображаемых контрольно-распорядительных сигналов. Это отвлечение приводит к увеличению времени реакции оператора, т.е. к запаздыванию его действий по управлению машиной, в том числе при опасных эволюциях грузоподъемной машины, что приводит к снижению безопасности ее работы.

Этот недостаток частично устранен в способе сигнализации о работе грузоподъемной машины, наиболее близком к предложенному и заключающемуся в преобразовании данных о каком-либо рабочем параметре или состоянии грузоподъемной машины в звуковой или зрительный (световой) предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал в соответствии с воздействиями оператора на дополнительный орган управления, расположенный на рукоятке управления грузоподъемной машиной [3].

В этом способе оператор грузоподъемной машины имеет возможность осуществлять формирование предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов, а также изменять параметры этих сигналов путем воздействия на дополнительный орган управления, не снимая рук с рукояток управления грузоподъемной машиной.

Однако при этом оператор, ввиду необходимости воздействия на дополнительный орган управления, также отвлекается от решения основных задач - от управления грузоподъемной машиной, что приводит к увеличению времени его реакции на опасные эволюции грузоподъемной машины и, соответственно, к снижению безопасности ее работы.

Кроме того, в известном способе не обеспечивается информирование работников, обслуживающих грузоподъемную машину, например стропальщиков, о направлениях движения механизмов грузоподъемной машины и движении именно данной машины (при одновременной работе на стройплощадке нескольких машин), не предусматривается выбор предупредительной и организационно-распорядительной информации о работе крана в зависимости от ее значимости (важности) как для оператора машины, так и для обслуживающего персонала, не осуществляется формирование предупредительной сигнализации о необходимости проведения регламентных работ (технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и т.д.), а также не обеспечивается контроль за соблюдением оператором установленных правил безопасной эксплуатации грузоподъемной машины в части формирования оператором необходимых предупредительных сигналов. Это также приводит к снижению безопасности работы грузоподъемной машины.

Задачей, на решение которой направлено предложенное техническое решение, является повышение безопасности работы грузоподъемной машины, включая безопасность оператора и обслуживающего персонала, например стропальщика, за счет:

- исключения необходимости отвлечения оператора от задачи управления грузоподъемной машиной на формирование предупреждающих и организационно-распорядительных сигналов и, соответственно, уменьшения времени его реакции при опасных эволюциях грузоподъемной машины;

- информирования работников, обслуживающих грузоподъемную машину, не только о начале движения, но и о направлениях движения ее механизмов и о движении именно данной машины (при одновременной работе на стройплощадке нескольких машин) с целью более эффективного предупреждения стропальщика и всех работающих, находящихся около грузоподъемной машины, о необходимости уйти из опасной зоны - зоны перемещения грузоподъемной машины и груза, зоны возможного падения груза и зоны опускания стрелы;

- повышения удобства считывания (восприятия) оператором и обслуживающим персоналом предупредительной и организационно-распорядительной информации о работе грузоподъемной машины и, соответственно, уменьшения числа ошибок при этом считывании (восприятии);

- обеспечения возможности своевременного проведения технического контроля, технического обслуживания и ремонта, включая планово-предупредительный ремонт и, соответственно, улучшения технического состояния грузоподъемной машины, непосредственно влияющего на безопасность ее работы;

- обеспечения контроля за соблюдением установленных правил безопасной эксплуатации грузоподъемной машины и, соответственно, возможности своевременной реализации профилактических мер по снижению аварийности работы грузоподъемной машины.

В предложенном способе сигнализации о работе грузоподъемной машины путем преобразования данных о каком-либо параметре ее рабочего процесса в предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал, поставленная техническая задача решается за счет того, что дополнительно, например при разработке правил эксплуатации грузоподъемной машины, предварительно устанавливают и запоминают сигналы, определяющие порядок указанного преобразования и по меньшей мере один параметр (характеристику, вид) этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, в процессе работы грузоподъемной машины, например путем измерений, получают указанные данные о параметре ее рабочего процесса, после чего и осуществляют указанное преобразование этих данных в предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал путем автоматического формирования этого сигнала в соответствии с предварительно запомненными сигналами, определяющими порядок этого преобразования и по меньшей мере один параметр формируемого сигнала. При этом в качестве указанного параметра рабочего процесса грузоподъемной машины принимают пространственное положение, нагрузку или скорость перемещения машины или ее составной части, например стрелы, привода или двигателя, или управляющее воздействие оператора, направленное на изменение этого положения, нагрузки или скорости.

При решении поставленной задачи преобразование полученных данных, в частности результатов указанных измерений, может осуществляться путем их сравнения с предварительно установленным и запомненным граничным значением параметра рабочего процесса грузоподъемной машины, получения в результате этого сравнения, в случае достижения этими данными граничного значения, промежуточного сигнала, и последующего формирования предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, по меньшей мере один параметр которого устанавливают в зависимости от значений промежуточного сигнала и предварительно запомненного сигнала, определяющего по меньшей мере один параметр этого формируемого сигнала. Причем указанная зависимость по меньшей мере одного параметра предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала от значений промежуточного сигнала и предварительно запомненного сигнала, определяющего по меньшей мере один из этих параметров, может быть реализована путем использования значения промежуточного сигнала в качестве адреса ячеек памяти, в которых хранятся предварительно запомненные сигналы (данные) о параметре этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

Для достижения указанного технического результата указанный предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал формируют, в частности, в течение установленного интервала времени после изменения величины параметра рабочего процесса грузоподъемной машины, для чего выявляют момент времени их изменения, например путем цифрового или аналогового дифференцирования или путем выявления отличий их последовательно полученных величин, с этого момента времени начинают формирование указанного предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, а продолжительность этого формирования устанавливают в соответствии с указанным запомненным сигналом, определяющим соответствующий параметр - длительность этого формируемого сигнала.

Кроме того, для получения необходимого технического результата, указанное определение и запоминание сигналов, определяющих параметры предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов, может осуществляться отдельно для каждого направления движения грузоподъемной машины или какой-либо ее составной части, например стрелы, в частности движения вперед, назад, подъема груза, опускания груза, поворота влево, поворота вправо и т.п., для чего предварительно выявляют эти направления движения, а параметры предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов для различных направлений движения машины или ее составных частей выбирают с учетом достаточности различения этих сигналов и соответствующих им направлений движения оператором или работником, обслуживающим грузоподъемную машину.

Причем при указанном выборе по меньшей мере одного параметра предупреждающего сигнала для различных направлений движения машины или какой-либо ее составной части могут задаваться различные частоты, длительности, периоды следования или различные комбинации длительностей и пауз этого предупреждающего сигнала.

Достижение заявленного технического результата обеспечивается также тем, что предупреждающий сигнал воспроизводят, в частности, с помощью звукового сигнала, сигнальных фонарей или фар рабочего освещения грузоподъемной машины и направляют в ее рабочую зону с возможностью его восприятия работником, обслуживающим грузоподъемную машину или находящимся в зоне ее работы, например стропальщиком.

Дополнительно, для достижения необходимого технического результата, при формировании предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала возможно ручное, по выбору оператора, или автоматическое изменение (переключение) предварительно установленных и запомненных сигналов, определяющих параметры предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, для чего предварительно устанавливают и запоминают несколько, не менее двух, сигналов, определяющих параметры предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов, а указанное изменение (переключение) осуществляют в заранее определенной и запомненной последовательности, например циклически. При этом при ручном изменении (переключении) сигналов, определяющих по меньшей мере один параметр предупреждающего сигнала, при помощи оператора дополнительно выявляют и анализируют наличие и по меньшей мере один параметр предупреждающего сигнала от другой машины, после чего указанное изменение (переключение) сигналов, определяющих по меньшей мере один параметр формируемого предупреждающего сигнала, осуществляют из условия отсутствия совпадения параметров предупреждающих сигналов различных машин или из условия обеспечения возможности идентификации по этим предупреждающим сигналам различных машин работниками, обслуживающими эти машины или находящимися в зоне их работы. А при автоматическом изменении (переключении) сигналов, определяющих по меньшей мере один параметр предупреждающего сигнала, на грузоподъемной машине дополнительно осуществляют прием и анализ звукового или светового предупреждающего сигнала от другой машины, выявляют в результате этого анализа по меньшей мере один его параметр, в частности частоту (тон) или период следования его импульсов, после чего автоматически выбирают (переключают) сигналы, определяющие по меньшей мере один параметр формируемого предупреждающего сигнала из условия отсутствия совпадения параметров предупреждающих сигналов различных машин или из условия возможности идентификации по этим предупреждающим сигналам различных машин работниками, обслуживающими эти машины или находящимися в зоне их работы.

Дополнительно, после получения данных о величине какого-либо рабочего параметра может выявляться наличие изменений этого параметра, например путем дифференцирования или выявления отличий его последовательно полученных величин, или наличие управляющих воздействий оператора, направленных на изменение этого рабочего параметра, причем, при наличии этих изменений или управляющих воздействий оператора, осуществляют указанное формирование предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, по меньшей мере один параметр которого устанавливают в зависимости от величины этого рабочего параметра и указанных предварительно установленных и запомненных сигналов, определяющих по меньшей мере один параметр этого формируемого сигнала. Причем возможно одновременное формирование двух и более предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов. При этом возможно дополнительное выявление количества одновременно изменяющихся параметров рабочего процесса грузоподъемной машины, выявление возможности или целесообразности одновременного формирования всех предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов и, в случае отсутствия такой возможности или целесообразности, в частности при ограниченных возможностях установленного на грузоподъемной машине дисплея или из условий удобства работы оператора, последующий выбор подлежащих формированию предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов на основании предварительно определенных, например при проектировании грузоподъемной машины, и запомненных сигналов, определяющих перечень и параметры подлежащих формированию предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов в различных режимах работы грузоподъемной машины, например в режиме подъема груза, в режиме перемещения груза и в транспортном режиме.

Достижение заявленного технического результата обеспечивается также благодаря тому, что дополнительно измеряют продолжительность работы грузоподъемной машины, осуществляют сравнение этой продолжительности с заранее определенными, например при проектировании грузоподъемной машины или в соответствии с предписаниями завода-изготовителя грузоподъемной машины, и запомненными нормативными значениями времени наработки до технического контроля (технического освидетельствования и обследования), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта и, в случае превышения указанной продолжительности времени запомненных значений, осуществляют дополнительное формирование соответствующего предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала. При этом формирование предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала осуществляют, в частности, кратковременно после перерыва в работе грузоподъемной машины, для чего заранее задают и запоминают сигнал, характеризующий длительность этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, дополнительно выявляют момент появления (включения) электрического напряжения в цепи питания системы управления или устройства безопасности грузоподъемной машины, после чего и осуществляют формирование указанного предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала в течение заданного интервала времени.

Кроме того, необходимый технический результат может быть получен за счет того, что предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал воспроизводят в речевой форме или в виде текстового сообщения на символьном или графическом дисплее, для чего указанный сигнал, определяющий параметры предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, устанавливают и запоминают в виде набора речевых сообщений или набора символов.

Для получения указанного технического результата предупреждающие, контрольно-распорядительные и промежуточные сигналы, при необходимости вместе с рабочими параметрами грузоподъемной машины, могут дополнительно записывать в энергонезависимую память с возможностью считывания этой записи в случае необходимости. При этом в энергонезависимой памяти может дополнительно фиксироваться (записываться) время записи этих сигналов.

Все указанные предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы могут формироваться в виде звуковых или зрительных (световых) сигналов.

Реализация указанных отличительных признаков заявленного изобретения обеспечивает автоматическую (без участия оператора) сигнализацию о включении в работу механизмов грузоподъемной машины (о запуске двигателя, движении перед подъемом груза и движении с грузом) для предупреждения стропальщика и всех работающих, находящихся около грузоподъемной машины. Это дает им возможность своевременно уйти из опасной зоны - зоны перемещения грузоподъемной машины и груза, зоны возможного падения груза и зоны опускания стрелы. Причем при формировании предупреждающих сигналов осуществляется ручное или автоматическое изменение вида и характеристик (параметров) этого сигнала для различных движений грузоподъемной машины, а также для различных машин, работающих в непосредственной близости друг от друга. Это существенно повышает эффективность предупредительной сигнализации. Кроме того, для дальнейшего повышения этой эффективности реализуется дублирование звуковых и световых сигналов, формирование сигналов в текстовой или в речевой форме, а также автоматический вывод на дисплей всей необходимой для оператора информации, в том числе одновременное отображение всех наиболее важных параметров при ограниченных возможностях дисплея. Дополнительно осуществляется автоматический вывод времени наступления всех видов технического контроля (технических освидетельствований и обследований), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта в соответствии с предписаниями завода-изготовителя грузоподъемной машины, а также регистрация формируемых предупреждающих и контрольно-распорядительных (оперативных) сигналов, что дает возможность своевременно проводить необходимые регламентные работы на грузоподъемной машине и, соответственно, улучшить ее техническое состояние, а также проводить работы по профилактике нарушений оператором грузоподъемной машины установленных правил ее безопасной эксплуатации.

Очевидно, что это приводит к существенному повышению безопасности работы грузоподъемной машины. Поэтому отличительные признаки предложенного технического решения находятся в непосредственной причинно-следственной связи с достигаемым техническим результатом.

Эти признаки в устройствах и системах сигнализации, защиты или управления грузоподъемных машин для получения технического результата, аналогичного техническому результату заявленного способа сигнализации, ранее не использовались.

Например, из патентов RU 2093452 C1, В 66 С 13/18, 15/00, 23/88, 06.04.1989 и US 5730305 А, В 66 С 13/16, 13/18, 24.03.1998 известно отображение на дисплее параметров только по выбору оператора (не автоматически, как в предложенном способе, а по «команде от клавиши, которую активизирует оператор во время заданного режима работы грузоподъемной машины»).

На чертеже в качестве примера приведена функциональная схема устройства, реализующего предложенный способ сигнализации о работе грузоподъемной машины.

Устройство содержит электронный блок 1, датчики 2, исполнительный блок 3 и блок сигнализации 4, соединенные с электронным блоком 1 при помощи мультиплексной линии связи (CAN, LIN и т.п.) или отдельных проводов.

Электронный блок 1 включает в себя микропроцессорный вычислитель (цифровую вычислительную машину) 5, а также органы управления 6, световые, графические, символьные, световые и (или) звуковые индикаторы 7, запоминающее устройство 8 и устройство ввода/вывода информации 9, подключенные к микропроцессорному вычислителю 5.

Датчики 2 представляют собой датчики рабочих параметров грузоподъемной машины, в частности датчик нагрузки или веса поднимаемого груза (датчик силы или датчики давления), датчик длины стрелы; датчик угла азимута (угла поворота грузоподъемной машины), датчик приближения к линии электропередачи, датчик угла наклона стрелы, датчик предельного подъема грузозахватного органа (крюка), датчик скорости поступательного перемещения (спидометр) грузоподъемной машины (например, индукционный датчик угловой скорости ее ведущего колеса), датчики (концевые выключатели) положений органов управления грузоподъемной машиной (датчики управляющих воздействий оператора) и т.д. В состав датчиков 2 могут быть включены любые дополнительные датчики, необходимость установки которых определяется конструкцией конкретной грузоподъемной машины, на которую устанавливается устройство (система) безопасности, и вариантом реализации предложенного технического решения. Кроме того, в состав датчиков 2 могут быть включены акустический и оптический датчики, осуществляющие прием предупреждающих сигналов от другой грузоподъемной машины.

Каждый датчик в общем случае включает в себя последовательно соединенные чувствительный элемент, усилитель-преобразователь и схему согласования с линией связи, например мультиплексной.

Исполнительный блок 3 может содержать набор силовых электромагнитных реле или защищенных силовых электронных ключей, подключенных к электрогидравлической системе управления грузоподъемной машины.

Блок сигнализации 4 предназначен для передачи сигналов за пределы грузоподъемной машины и может быть выполнен в виде набора звуковых и световых сигнализаторов - звуковых сигналов, сигнальных фонарей и т.п. с соответствующими усилителями. В качестве сигнализаторов возможно также использование звуковых сигналов, фар рабочего освещения, габаритных фонарей, сигнального маяка и других элементов штатного электрооборудования грузоподъемной машины.

Микропроцессорный вычислитель 5 электронного блока 1 может быть выполнен на микроконтроллере, органы управления 6 - в вид клавиатуры (набора кнопок-клавиш).

Индикаторы 7 могут быть выполнены в виде набора светодиодов, символьного или графического жидкокристаллического индикатора-дисплея и звукового, например пьезоэлектрического, излучателя.

При воспроизведении предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов в речевой форме, в состав индикаторов 7, а при необходимости и в блок сигнализации 4, входит усилитель звукового сигнала и громкоговоритель динамического или пьезоэлектрического типа.

Запоминающее устройство 8 может быть реализовано на базе микросхем EEPROM, например серии AT45D.

При необходимости, в состав запоминающего устройства 8 или микропроцессорного вычислителя 5 могут входить часы реального времени, реализованные, в частности, на основе специализированной часовой микросхемы со встроенным кварцевым резонатором и литиевой батареей питания.

Устройство ввода/вывода информации 9, обеспечивающее согласование логических уровней входных и выходных сигналов микропроцессорного вычислителя 5 с датчиками 2, исполнительным блоком 3 и с блоком сигнализации 4, может быть выполнено на базе интерфейсных микросхем, например типа МСР2510, L9637, ULN2003 и т.д.

Поясним суть предложенного способа на примере работы реализующего его устройства.

Перед началом работы грузоподъемной машины в память микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающее устройство 8 предварительно (до начала работы грузоподъемной машины) записываются величины нагрузок, допустимых для различных пространственных положений ее стрелы или грузозахватного органа. Эти величины определяются, как правило, расчетным путем при проектировании грузоподъемной машины и представлены в виде ее грузовых характеристик.

Кроме того, перед началом работы грузоподъемной машины оператор при помощи органов управления 6 может дополнительно осуществлять установку параметров грузоподъемной машины, характеризующих ее геометрию, условия или режим работы, включая максимально-допустимые (пороговые или предельные) значения отдельных рабочих параметров. Количество и вид этих параметров определяются конструкцией конкретной грузоподъемной машины и требованиям к ее безопасной эксплуатации. К ним относятся ограничения по координатной защите (максимально-допустимые значения отдельных координат пространственного положения стрелы), вид используемого стрелового оборудования (наличие, длина и угол наклона гуська), характеристики опорного контура, степень запасовки грузового полиспаста и т.д.

Дополнительно, в память микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающее устройство 8 записываются сигналы, определяющие порядок формирования, а также вид и характеристики предупреждающих или контрольно-распорядительных (оперативных) сигналов, предназначенных как для оператора грузоподъемной машины, так и для ее обслуживающего персонала, например стропальщика. Эти сигналы устанавливаются (определяются) при проектировании грузоподъемной машины, ее системы управления или устройства (прибора) безопасности на основании действующих правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемной машины, рабочих инструкций по безопасному производству работ, руководства по эксплуатации, технологической карты, плана производства грузоподъемных работ и других технологических регламентов.

Установление (определение) этих сигналов осуществляется, например, путем последовательного анализа возможных комбинаций рабочих параметров грузоподъемной машины, в частности скоростей, направлений перемещения, машины в целом и ее составных частей (например, стрелы, приводов, двигателя и т.п.), а также управляющих воздействий оператора, в различных режимах работы грузоподъемной машины. После рассмотрения, в частности при последовательном переборе, всех этих комбинаций определяется необходимость формирования предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала при каждой комбинации, которая запоминается в памяти микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающем устройстве 8 в виде промежуточного сигнала.

Алгоритм преобразования каждой комбинации в промежуточный сигнал или, что то же самое, порядок преобразования рабочих параметров грузоподъемной машины и ее составных частей и управляющих воздействий оператора в предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал, необходимый для его реализации микропроцессорным вычислителем 5, может базироваться на использовании таблиц или формул.

Если в основу работы устройства положен табличный способ, то каждая комбинация оцифрованных значений выходных сигналов датчиков 2, включая датчики (концевые выключатели), контролирующие управляющие воздействия оператора, используется в качества адреса ячеек или блоков памяти в микропроцессорном вычислителе 5 или в запоминающем устройстве 8, в которых записано значение промежуточного сигнала, определяющего необходимость формирования предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

Если же в основу положена работа устройства на основе формул, то в памяти микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающем устройстве 8 предварительно (до начала работы грузоподъемной машины) записывается формула и значения коэффициентов этой формулы, необходимые для вычисления программным путем значения указанного промежуточного сигнала.

Использование формул целесообразно с целью сокращения объема необходимой памяти для хранения возможных сочетаний параметров, имеющих значение для формирования промежуточного сигнала, и реализуется, например, путем аппроксимации, в том числе многомерной, априорно установленных взаимосвязей между выходными сигналами датчиков 2 и формируемыми предупреждающими и контрольно-распорядительными сигналами для конкретной грузоподъемной машины.

При программной реализации микропроцессорным вычислителем 5 указанного алгоритма, данные о рабочих параметрах грузоподъемной машины и управляющих воздействиях оператора перед использованием в программе определения промежуточного сигнала могут предварительно сравниваться с предварительно установленным и запомненным граничными значениями, которые определяются аналогичным способом (путем выявления их значений, при которых необходимо формирование предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов) и также сохраняются в памяти микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающем устройстве 8.

При использовании граничных значений, при определении промежуточного сигнала, вместо значений рабочих параметров или управляющих воздействий оператора используются результаты сравнения их текущих значений с граничными, например признаки превышения текущим значением установленного граничного. В остальном порядок формирования промежуточного сигнала существенно не изменяется.

Каждому значению промежуточного сигнала, т.е. каждому формируемому предупреждающему или контрольно-распорядительному сигналу, сопоставляется предварительно запомненный сигнал, определяющий характеристику или вид формируемого сигнала - частоту (тон), длительность, период следования и т.д. Эти характеристики или виды предупреждающих и контрольно-распорядительных сигналов также определяются при проектировании грузоподъемной машины или ее системы управления путем определения наиболее рационального вида или характеристики предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала в каждом режиме работы грузоподъемной машины и при каждом сочетании ее рабочих параметров.

С целью упрощения реализации устройства сигналы, определяющие вид и характеристики каждого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, могут сохраняться в тех же ячейках или блоках памяти микропроцессорного вычислителя 5 или запоминающего устройства 8, в которых записаны значения промежуточного сигналя. Либо значения каждого промежуточного сигнала могут использоваться в качестве адреса тех ячеек или блоков памяти микропроцессорного вычислителя 5 или запоминающего устройства 8, в которых записаны значения сигналов, определяющих характеристики или вид формируемого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

Конкретная информация для записей в таблицы, ячейки и блоки памяти, а также вид формул и значения коэффициентов в этих формулах, определяются конструкцией конкретной грузоподъемной машины, особенностями ее эксплуатации и особенностями конструктивного исполнения электронного блока 1 и датчиков 2.

Запись сигналов, определяющих порядок преобразования рабочих параметров грузоподъемной машины и ее составных частей, а также управляющих воздействий оператора в различных режимах работы грузоподъемной машины, в предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы, а также запись сигналов, определяющих характеристики или вид каждого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, могут осуществляться при изготовлении электронного блока 1, а также в процессе эксплуатации грузоподъемной машины инженерно-техническим работником, ответственным за безопасное выполнение грузоподъемных работ, или наладчиком прибора (системы) безопасности.

В последнем случае запись осуществляется или при помощи органов управления 6, или через мультиплексную линию связи - через устройство ввода/вывода информации 9, если электронный блок 1 выполнен с возможностью изменения содержимого памяти микроконтроллера микропроцессорного вычислителя 5 или запоминающего устройства 8 указанным способом.

При работе грузоподъемной машины оператор воздействует на рычаги управления, например, гидравлическими распределителями отдельных гидравлических приводов механизмов машины, обеспечивая выполнение грузоподъемных операций - подъем и опускание стрелы, подъем и опускание груза лебедкой, поворот платформы грузоподъемной машины и т.д.

На рычагах управления гидравлическими распределителями обычно размещаются концевые выключатели, входящие в состав датчиков 2. Эти концевые выключатели срабатывают при отклонении рычагов управления гидравлическими распределителями, что дает микропроцессорному вычислителю 5 необходимую информацию о том, какая операция выполняется грузоподъемной машиной в данный момент (происходит подъем стрелы, поворот машины влево и т.п.).

При этом исполнительный модуль 3 может не участвовать во включении привода какого-либо механизма машины. Его задача состоит в блокировании (отключении) движений механизмов грузоподъемной машины в опасных режимах путем отключения сигналов управления специальными электрогидравлическими клапанами.

Микропроцессорный вычислитель 5 работает по программе, записанной в его встроенной памяти программ или в запоминающем устройстве 8, и через модуль ввода/вывода информации 9 осуществляет обмен информацией с датчиками 2 по общей мультиплексной линии связи или по отдельным проводам. После получения информации от датчиков 2 микропроцессорный вычислитель 5 определяет действительные значения рабочих параметров грузоподъемной машины - текущую нагрузку и фактическое положение ее грузоподъемного (стрелового) оборудования. Далее микропроцессорный вычислитель 5 осуществляет сравнение текущего положения стрелы или грузозахватного органа с пороговыми уровнями, заданными оператором при введении параметров координатной защиты, а также сравнение текущей нагрузки грузоподъемной машины с запомненной допустимой нагрузкой для текущего пространственного положения стрелы или грузозахватного органа. Далее, в зависимости от результатов этого сравнения, т.е. при приближении стрелы к границам разрешенной зоны работы по координатной защите или в случае превышения максимально допустимой нагрузки, микропроцессорный вычислитель 5 формирует предупреждающие сигналы, поступающие на индикаторы 7, и сигнал отключения работающего в данный момент исполнительного механизма грузоподъемной машины, который через модуль ввода/вывода информации 9 поступает на исполнительный модуль 3, который снимает сигнал управления с соответствующего электрогидравлического клапана, блокируя данное движение грузоподъемной машины. Благодаря этому осуществляется координатная защита и защита грузоподъемной машины от перегрузки.

Дополнительно в процессе работы грузоподъемной машины микропроцессорный вычислитель 5, при помощи индикаторов 7, обеспечивает отображение основных параметров работы грузоподъемной машины - степени загрузки по грузовому моменту, величины вылета, массы поднимаемого груза, высоты оголовка стрелы и т.д.

Одновременно микропроцессорный вычислитель 5, работая по программе, осуществляет преобразование полученных при помощи датчиков 2 данных о рабочих параметрах (состоянии) грузоподъемной машины или ее составных частей (стрелы, привода, двигателя и т.п.), в частности данных о скорости или направлении перемещения машины, а также данных об управляющих воздействиях оператора, в звуковые или зрительные (световые) предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы. При этом сигналы, определяющие прядок формирования этих сигналов, а также их вид и характеристики, являются частью программы микропроцессорного вычислителя 5 и записаны или в его памяти, или в запоминающем устройстве 8.

Сформированные предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы для оператора грузоподъемной машины поступают на индикаторы 7, а для обслуживающего персонала грузоподъемной машины, например для стропальщика, - на блок сигнализации 4.

Достаточно часто сигнализация необходима в случае достижения какими-либо рабочими параметрами машины граничных значений, например при превышении определенного значения скорости перемещения груза или при достижении максимально возможной длины телескопируемой стрелы. В этом случае работа микропроцессорного вычислителя 5 осуществляется с дополнительным использованием граничных (пороговых) значений этих параметров, которые записаны предварительно или установлены оператором при помощи органов управления 6 и хранятся в памяти микропроцессорного вычислителя 5 или в запоминающем устройстве 8. В этом случае микропроцессорный вычислитель 5, осуществляя непрерывное или периодическое сравнение текущих значений рабочих параметров машины (или результатов каких-либо преобразований этих параметров) с предварительно установленными и запомненными граничными значениями, формирует необходимые звуковые или зрительные (световые) предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы при достижении контролируемыми параметрами предварительно запомненных граничных значений.

Аналогичным образом осуществляется формирование предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов при достижении управляющих воздействий оператора каких-либо установленных и запомненных значений, в том числе связанных с текущими значениями рабочих параметров грузоподъемной машины. В качестве примеров можно привести сигнализацию о недопустимости включения оператором телескопирования стрелы при большом поднимаемом грузе или включения механизмов поворота стрелы в ее транспортном положении.

При формировании любого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала микропроцессорным вычислителем 5 предварительно определяется промежуточный сигнал, свидетельствующий о необходимости этого формирования, и далее этот промежуточный сигнал используется для определения вида и характеристик предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, в частности путем использования значения промежуточного сигнала в качестве адреса ячеек памяти, в которых хранятся предварительно запомненные сигналы (данные) о характеристике или виде этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

Этот сигнал может формироваться в течение установленного интервала времени после изменения величины рабочего параметра, состояния грузоподъемной машины или ее составной части или управляющего воздействия оператора. Для этого микропроцессорный вычислитель 5 выявляет моменты времени их изменения, например путем цифрового или аналогового дифференцирования или путем выявления отличий их последовательно полученных величин, и с этого момента формирует соответствующие звуковые или зрительные (световые) предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы. Причем продолжительность этого формирования устанавливается микропроцессорным вычислителем 5 с использованием встроенного в него таймера в соответствии с запомненным сигналом, определяющим характеристику (длительность) этого формируемого сигнала.

Для повышения безопасности работы машины предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы могут формироваться микропроцессорным вычислителем 5 различными для каждого направления движения грузоподъемной машины или какой-либо ее составной части, например стрелы, в частности движения вперед, назад, подъема груза, опускания груза, поворота влево, поворота вправо и т.п. При этом в соответствующих сигналах, определяющих характеристики и вид звуковых или зрительных (световых) предупреждающих сигналов для различных направлений движения машины или ее составных частей, предусматриваются различные частоты, длительности, периоды следования или различные комбинации длительностей и пауз этого предупреждающего сигнала.

Например, при движении машины назад могут формироваться короткие периодические сигналы, при подъеме груза - длинные периодические, при повороте влево - последовательность из двух коротких сигналов и одного длинного, при повороте вправо - из одного короткого и двух длинных и т.д.

При этом различие характеристик или видов этого сигнала для различных направлений движения машины (или ее составных частей) выбирается, например, путем экспериментального подбора, с учетом достаточности различения или идентификации этих направлений движения оператором или работником, обслуживающим грузоподъемную машину.

Если в непосредственной близости от грузоподъемной машины работает какая-либо другая машина, которая также имеет звуковую или световую сигнализацию, то работник, обслуживающий грузоподъемную машину, например стропальщик, может перепутать предупреждающие сигналы от различных машин. Это приводит к снижению безопасности работы грузоподъемной машины.

Для исключения этого в предложенном техническом решении предусмотрена возможность автоматического или ручного (оператором грузоподъемной машины) изменения (переключения) параметров или вида предупреждающих сигналов (тона, частоты, периода и т.п.) для идентификации (различения) двух работающих рядом машин. С этой целью предварительно устанавливают и запоминают несколько, не менее двух, сигналов, определяющих характеристику или вид соответствующего предупреждающего сигнала, а их переключение осуществляется в заранее определенной и запомненной последовательности, например циклически из заранее заданного набора.

При ручном переключении предупреждающих сигналов оператор воспринимает предупреждающие сигналы от другой грузоподъемной или иной машины и далее при помощи органов управления 6 изменяет вид и параметры формируемых данной грузоподъемной машиной предупреждающих сигналов таким образом, чтобы их вид и параметры не совпадали с видом и параметрами (частотой, периодом и т.п.) предупреждающих сигналов другой рядом работающей машины. В данном случае микропроцессорный вычислитель 5 воспринимает управляющее воздействие оператора как признак изменения вида и параметров предупреждающего сигнала, запоминает его, и далее использует совместно со значением промежуточного сигнала для выбора одного из установленных сигналов, характеризующих вид и параметры предупреждающего сигнала.

При автоматическом изменении (переключении) вида или характеристик формируемого предупреждающего сигнала микропроцессорный вычислитель 5 при помощи датчиков 2 на грузоподъемной машине дополнительно осуществляют прием и последующий анализ, в частности анализ спектра, частоты или продолжительности звукового или светового предупреждающего сигнала от другой машины. В случае совпадения этих параметров с параметрами подлежащего формированию предупреждающего сигнала микропроцессорный вычислитель 5 автоматически выбирает другой сигнал, определяющий характеристику или вид формируемого предупреждающего сигнала. Далее процессы переключения могут повторяться до тех пор, пока вид и характеристики (параметры) предупреждающего сигнала грузоподъемной машины будут отличаться от этого вида или характеристик другой машины.

Благодаря этому работники, обслуживающие грузоподъемную машину, например стропальщики, имеют возможность идентифицировать (различать) предупреждающие сигналы не только о различных движениях машины, но и предупреждающие сигналы от различных машин, работающих в непосредственной близости друг от друга. Это позволяет существенно повысить безопасность работы обслуживающего персонала.

Дополнительно, после получения данных о величинах каких-либо рабочих параметров с датчиков 2, микропроцессорный вычислитель 5 выявляет наличие изменений этих параметров, например путем дифференцирования или выявления отличий их последовательно полученных (измеренных) величин. Аналогичным образом микропроцессорный вычислитель 5 выявляет изменение управляющих воздействий оператора, направленных на изменение этих рабочих параметров.

При наличии этих изменений в предложенном техническом решении, в отличие от известных, микропроцессорным вычислителем 5 осуществляется одновременное формирование двух и более предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов.

Дополнительно микропроцессорный вычислитель 5 выявляет количество одновременно изменяющихся рабочих параметров грузоподъемной машины или ее составных частей или соответствующих им управляющих воздействий оператора, в частности путем суммирования промежуточных сигналов, и, в зависимости от заранее установленных и запомненных сигналов, определяющих, какие именно предупреждающие и контрольно-распорядительные сигналы возможно и целесообразно одновременно формировать в данном режиме работы грузоподъемной машины, осуществляет их формирование. Причем указанное количество одновременно формируемых сигналов выбирается исходя из условий удобства работы оператора и возможностей установленного на грузоподъемной машине дисплея.

Сигналы, определяющих перечень, характеристики или вид подлежащих формированию предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов в различных режимах работы грузоподъемной машины, например в режиме подъема груза, в режиме перемещения груза и в транспортном режиме, также заранее определяется, например при проектировании грузоподъемной машины или ее системы управления, записывается в запоминающее устройство 8 или в память микропроцессорного вычислителя 5 и используется в программе его работы.

Благодаря этому осуществляется автоматический вывод на индикаторы 8 всей информации, необходимой для оператора, включая одновременное отображение на дисплее всех необходимых в каждый момент времени параметров - предупреждающих и контрольно-распорядительных сигналов, с учетом ограниченных возможностей этого дисплея. При этом реализуется автоматическое переключение отображаемых параметров при управлении грузоподъемной машиной - формирование тех сигналов, которые наиболее нужны оператору в каждый момент времени.

Для удобства оператора предупреждающие или контрольно-распорядительные сигналы микропроцессорным вычислителем 5 могут быть воспроизведены в речевой форме или в виде текстового сообщения на символьном или графическом дисплее, для чего сигналы, определяющие характеристики или вид предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов, предварительно (до начала работы грузоподъемной машины) записывают в запоминающее устройство 8 в виде набора речевых сообщений (в установленном стандартном формате) или в виде набора буквенных, цифровых и иных символов.

Дополнительно микропроцессорный вычислитель 5 с использованием часов реального времени измеряет продолжительность работы грузоподъемной машины, выявляя рабочее состояние машины по величине или изменению какого-либо ее рабочего параметра, например по работе двигателя или по наличию давления в гидравлической системе. Далее микропроцессорный вычислитель 5 сравнивает эту продолжительность с заранее определенными, например при проектировании грузоподъемной машины или в соответствии с предписаниями завода-изготовителя грузоподъемной машины, и записанными в запоминающее устройство 8 нормативными значениями времени наработки до технического контроля (технического освидетельствования и обследования), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта, и, в случае превышения указанной продолжительности времени запомненных значений, осуществляют дополнительное формирование соответствующего предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала. Благодаря этому осуществляется автоматическая предупредительная сигнализация о времени наступления всех видов технического контроля (технических освидетельствовании и обследований), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта.

Для того чтобы эта сигнализация не мешала работе оператора, ее формирование осуществляется, в частности, кратковременно после перерывов в работе грузоподъемной машины. Для этого микропроцессорный вычислитель 5 формирует этот предупреждающий сигнал в момент появления (включения) электрического напряжения в цепи питания системы, управления или устройства безопасности грузоподъемной машины и в течение заранее заданного и запомненного интервала времени. Длительность этого интервала времени заранее записывают в запоминающее устройство 8 или в память микропроцессорного вычислителя 5 и используют в программе работы этого вычислителя известным способом.

Для документирования работы грузоподъемной машины предупреждающие, контрольно-распорядительные и промежуточные сигналы, при необходимости вместе с рабочими параметрами грузоподъемной машины и управляющими воздействиями оператора, микропроцессорным вычислителем 5 дополнительно записываются в энергонезависимую память (в запоминающее устройство 8) с возможностью считывания этой записи в случае необходимости. При этом может дополнительно фиксироваться (записываться) время записи этих сигналов. В результате этого реализуется встроенный регистратор параметров грузоподъемной машины, отличающийся от известных регистраторов расширенными функциональными возможностями.

В итоге, реализация отличительных признаков предложенного технического решения обеспечивает существенное повышение безопасности работы грузоподъемной машины, включая безопасность оператора и обслуживающего персонала, например стропальщика, за счет исключения необходимости отвлечения оператора от задачи управления грузоподъемной машиной на формирование предупреждающих и организационно-распорядительных сигналов, информирования работников, обслуживающих грузоподъемную машину, не только о начале движения, но и о направлениях движения ее механизмов и о движении именно данной машины, повышения удобства считывания (восприятия) оператором и обслуживающим персоналом предупредительной и организационно-распорядительной информации о работе грузоподъемной машины, обеспечения возможности своевременного проведения технического контроля, технического обслуживания и ремонта, включая планово-предупредительный ремонт, а также обеспечения контроля за соблюдением установленных правил безопасной эксплуатации грузоподъемной машины.

Источники информации

1. Кран стреловой самоходный общего назначения КС-5579.2. Паспорт СМ35-00.00.000 ПС, Пермь: ОАО «Мотовилихинские заводы», 1998.

2. RU 2151732 С1, МПК 7 В 66 С 15/00, 23/88, 27.06.2000.

3. RU 2237006 С2, МПК 7 В 66 С 13/18, 13/56, 27.09.2004.

1. Способ сигнализации о работе грузоподъемной машины путем получения данных о величине, по меньшей мере, одного рабочего параметра, или о состоянии грузоподъемной машины или ее составной части, или об управляющем воздействии оператора, направленном на изменение этого рабочего параметра или состояния грузоподъемной машины или ее составной части, и преобразования этих данных в предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал, отличающийся тем, что указанное преобразование полученных данных осуществляют путем их сравнения с предварительно установленным и запомненным граничным значением рабочего параметра, или состоянием грузоподъемной машины или ее составной части, или значением управляющего воздействия оператора, получения в результате этого сравнения, в случае достижения этими данными граничного значения или состояния, промежуточного сигнала и последующего формирования упомянутого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала в зависимости от значения промежуточного сигнала.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в указанной зависимости устанавливают, по меньшей мере, одну предварительно определенную и запомненную характеристику или, по меньшей мере, один предварительно определенный и запомненный вид этого формируемого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанную зависимость, по меньшей мере, одной характеристики или одного вида предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала от значений промежуточного сигнала реализуют путем использования значения промежуточного сигнала в качестве адреса ячеек памяти, в которых хранятся предварительно запомненные данные об этой характеристике или об этом виде.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанную зависимость реализуют путем формирования предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала в течение установленного интервала времени после изменения величины рабочего параметра грузоподъемной машины, для чего выявляют момент времени его изменения, после чего начинают формирование указанного предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, а продолжительность этого формирования устанавливают в соответствии с указанным запомненным сигналом, определяющим длительность формируемого сигнала.

5. Способ по п.2, отличающийся тем, что указанное определение и запоминание, по меньшей мере, одной характеристики или, по меньшей мере, одного вида формируемого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала осуществляют отдельно для каждого направления движения грузоподъемной машины или ее составной части с учетом достаточности различения этих сигналов и соответствующих им направлений движения оператором или работником, обслуживающим грузоподъемную машину.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что в качестве указанных движений принимают движения стрелы и/или груза.

7. Способ по п.5 или 6, отличающийся тем, что при указанном определении, по меньшей мере, одной характеристики или, по меньшей мере, одного вида формируемого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала для различных направлений движения машины или ее составной части задают различные частоты, и/или длительности, и/или периоды следования, и/или различные комбинации длительностей и пауз этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

8. Способ по одному из пп.1, 2, 5 или 6, отличающийся тем, что предупреждающий или контрольно-распорядительный сигналы формируют в виде звукового или светового сигнала.

9. Способ по п.8, отличающийся тем, что предупреждающий сигнал направляют в рабочую зону грузоподъемной машины с возможностью его восприятия работником, обслуживающим грузоподъемную машину или находящимся в зоне ее работы, например стропальщиком.

10. Способ по п.9, отличающийся тем, что предупреждающий или контрольно-распорядительный сигнал формируют с помощью звукового сигнала, и/или сигнальных фонарей, и/или фар рабочего освещения грузоподъемной машины.

11. Способ по одному из пп.1, 2, 5 или 6, отличающийся тем, что предупреждающий или контрольно-распорядительный сигналы формируют в речевой форме, для чего сигналы, определяющие характеристики или виды предупреждающего или контрольно-распорядительного сигналов, устанавливают и запоминают в виде набора речевых сообщений.

12. Способ по одному из пп.1, 2, 5 или 6, отличающийся тем, что предупреждающий или контрольно-распорядительный сигналы формируют в виде текстовых сообщений на дисплее, для чего сигналы, определяющие характеристики или виды предупреждающего или контрольно-распорядительного сигналов, устанавливают и запоминают в виде набора символов.

13. Способ по одному из пп.1, 2, 5, 6, 9 или 10, отличающийся тем, что при формировании предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала дополнительно осуществляют ручное, по выбору оператора, или автоматическое изменение указанных предварительно установленных и запомненных сигналов, определяющих, по меньшей мере, одну характеристику или, по меньшей мере, один вид предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, для чего предварительно устанавливают и запоминают не менее двух указанных сигналов, а указанное изменение осуществляют в заранее определенной и запомненной последовательности, например циклически.

14. Способ по п.13, отличающийся тем, что при ручном изменении указанных сигналов дополнительно выявляют и анализируют наличие и, по меньшей мере, одну характеристику или, по меньшей мере, один вид предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала от другой машины, после чего указанное изменение осуществляют из условия отсутствия совпадения характеристик или видов предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов различных машин или из условия обеспечения возможности идентификации по этим предупреждающим или контрольно-распорядительным сигналам различных машин работниками, обслуживающими эти машины или находящимися в зоне их работы.

15. Способ по п.13, отличающийся тем, что при автоматическом изменении указанных сигналов дополнительно осуществляют прием и анализ звукового или светового предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала от другой машины, выявляют в результате этого анализа, по меньшей мере, одну характеристику или один вид этого сигнала, в частности частоту или период следования его импульсов, после чего автоматически переключают сигналы, определяющие, по меньшей мере, одну характеристику или, по меньшей мере, один вид формируемого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала из условия отсутствия совпадения характеристик или видов предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов, формируемых на различных машинах, или из условия возможности идентификации по этим сигналам различных машин работниками, обслуживающими эти машины или находящимися в зоне их работы.

16. Способ по одному из пп.1, 2, 5, 6, 9 или 10, отличающийся тем, что после указанного получения данных о величине рабочего параметра выявляют наличие изменений этого параметра или наличие управляющих воздействий оператора, направленных на его изменение, причем при наличии этих изменений или управляющих воздействий оператора осуществляют указанное формирование предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, по меньшей мере, одну характеристику или, по меньшей мере, один вид которого дополнительно устанавливают в зависимости от величины этого рабочего параметра.

17. Способ по одному из пп.1, 2, 5, 6, 9, 10, 14 или 15, отличающийся тем, что одновременно формируют два или более предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов.

18. Способ по п.17, отличающийся тем, что дополнительно выявляют количество одновременно изменяющихся рабочих параметров грузоподъемной машины, выявляют возможность или целесообразность одновременного формирования, по меньшей мере, двух предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов и при отсутствии такой возможности или целесообразности осуществляют выбор подлежащих формированию предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов на основании предварительно определенных и запомненных сигналов, определяющих перечень и характеристики или виды подлежащих формированию предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов в различных режимах работы грузоподъемной машины.

19. Способ по п.18, отличающийся тем, что возможность или целесообразность одновременного формирования, по меньшей мере, двух предупреждающих или контрольно-распорядительных сигналов определяют в зависимости от возможностей установленного на грузоподъемной машине дисплея или из условий удобства работы оператора.

20. Способ по одному из пп.1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15, 18 или 19, отличающийся тем, что дополнительно измеряют продолжительность работы грузоподъемной машины, осуществляют сравнение этой продолжительности с заранее определенными нормативными значениями времени наработки до технического обслуживания и/или планово-предупредительного ремонта и в случае превышения указанной продолжительности работы запомненных значений времени наработки осуществляют дополнительное формирование предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала.

21. Способ по п.20, отличающийся тем, что формирование указанного предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала осуществляют кратковременно после перерыва в работе грузоподъемной машины, для чего заранее задают и запоминают длительность этого предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала, дополнительно выявляют момент включения электрического напряжения в цепи питания системы управления или устройства безопасности грузоподъемной машины, после чего и осуществляют формирование указанного предупреждающего или контрольно-распорядительного сигнала заданной длительности.

22. Способ по одному из пп.1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15, 18, 19 или 21, отличающийся тем, что значения предупреждающего сигнала, или контрольно-распорядительного сигнала, и/или промежуточного сигнала, и/или рабочих параметров, и/или параметры состояния грузоподъемной машины или ее составных частей, и/или значения управляющих воздействий оператора дополнительно записывают в энергонезависимую память с возможностью считывания в случае необходимости.

23. Способ по п.22, отличающийся тем, что в энергонезависимую память дополнительно записывают время этой записи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к грузоподъемным кранам и передвижным устройствам различного назначения. .

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к устройствам для защиты от столкновения с препятствием мостовых кранов, оборудованных выдвижной консолью.

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к устройствам для предотвращения столкновения грузоподъемного механизма с препятствием. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к устройствам безопасности рельсовых подъемно-транспортных средств. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к устройствам для предотвращения столкновения подвижных объектов , например грузоподъемных кранов.

Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть использовано для-предотвращения столкновения кранов , тележек. .

Изобретение относится к технике управления и защиты грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления и защиты от перегрузок и повреждения грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к технике управления и защиты от перегрузки стреловых грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к технике управления и защиты грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к технике управления и защиты грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления и защиты от перегрузок и повреждения грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления и защиты от перегрузок и повреждения грузоподъемных механизмов, в частности стреловых грузоподъемных кранов.

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к устройствам для техники безопасности при попадании человека в рабочую зону крана. .

Изобретение относится к технике управления и защиты от перегрузок и повреждения стреловых грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления грузоподъемных кранов. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к устройствам защиты грузоподъемных кранов от перегрузок
Наверх