Способ ремонта стеклопластикового трубопровода и ремонтный комплект для его осуществления

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при ремонте стеклопластиковых трубопроводов с рабочим давлением до 6,4 МПа. Удаляют дефектный участок трубопровода, устанавливают ремонтный комплект вместо удаленного дефектного участка с закреплением и герметизацией на концах трубопровода, прилегающих к удаленному дефектному участку. Ремонтный комплект выполнен в виде двух стеклопластиковых труб, соединенных между собой соединением "раструб-ниппель". Предварительно собирают ремонтный комплект и сдвигают в соединении "раструб-ниппель" до суммарной длины, не превышающей расстояния между свободными концами ремонтируемого трубопровода. Стыкуют один из свободных концов ремонтного комплекта с трубопроводом, фиксируют и герметизируют стык, позиционируют ремонтный комплект относительно свободного конца трубопровода до стыковки второго конца ремонтного комплекта с трубопроводом, фиксируют и герметизируют стык. Повышает надежность трубопровода. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте стеклопластиковых трубопроводов с рабочим давлением до 6,4 МПа.

Наиболее близким предлагаемому является способ ремонта стеклопластикового трубопровода, включающий удаление дефектного участка, изготовление ремонтного участка в виде металлической трубы с уплотнительными элементами в канавках и калибровку внутренних каналов трубопровода со стороны дефектного участка под наружный диаметр металлической трубы [Патент РФ №2193715, опубл. 27.11.2002]. Он используется для ремонта стеклопластиковых трубопроводов с высокими требованиями к давлению и герметичности. В известном способе сначала производят раскопку трубопровода с дефектным участком, удаление дефектного участка, изготовление ремонтного участка в виде металлической трубы с уплотнительными элементами в канавках и калибровку внутренних каналов трубопровода со стороны дефектного участка под наружный диаметр металлической трубы. Далее вводят металлическую трубу в один участок трубопровода, а затем в другой с последующим скреплением металлической трубы с участками трубопровода, примыкающими к удаленному участку.

Наиболее близким предлагаемому является ремонтный комплект стеклопластикового трубопровода в виде металлической трубы с уплотнительными элементами в канавках [Патент РФ №2193715].

Недостатки известных способа ремонта стеклопластикового трубопровода и ремонтного комплекта для его осуществления заключаются в том, что:

1) в известном ремонтном комплекте используется металлическая труба, коррозийная стойкость которой гораздо ниже стеклопластика, и это снижает надежность ремонта;

2) известный способ требует использования дополнительного оборудования для калибровки внутренних каналов трубопровода со стороны дефектного участка под наружный диаметр металлической трубы непосредственно на месте проведения работ, и это снижает скорость и технологичность ремонта.

Задачей изобретения является повышение технологичности, надежности и скорости ремонта стеклопластиковых трубопроводов.

Поставленная задача изобретения решается тем, что в способе ремонта стеклопластикового трубопровода, включающем удаление дефектного участка и установку ремонтного комплекта вместо дефектного участка с закреплением и герметизацией на концах трубопровода, прилегающих к удаленному дефектному участку, ремонтный комплект в виде двух стеклопластиковых труб, соединенных между собой в соединении "раструб-ниппель", дающем возможность ниппелю одной трубы перемещаться в раструбе другой трубы, предварительно собирают и сдвигают в соединении "раструб-ниппель" до суммарной длины, не превышающей расстояния между свободными концами ремонтируемого трубопровода, стыкуют один из свободных концов ремонтного комплекта с трубопроводом, затем производят фиксацию и герметизацию этого стыка, позиционирование ремонтного комплекта относительно оставшегося свободного конца трубопровода, частичное выведение ниппеля одной трубы ремонтного комплекта из раструба другой трубы ремонтного комплекта до стыковки второго свободного конца ремонтного комплекта с трубопроводом, фиксацию и герметизацию этого стыка, уплотнение сальникового уплотнения в стопорном элементе путем вкручивания в него по резьбе уплотняющего элемента.

Поставленная задача изобретения решается тем, что ремонтный комплект включает две стеклопластиковые трубы, стопорный элемент, фиксирующие чеки, уплотнительные элементы, сальник и уплотняющий элемент, причем конец одной из труб ремонтного комплекта, выполненный в виде раструба, и конец другой трубы ремонтного комплекта, выполненный в виде ниппеля, соединены механическим соединением "раструб-ниппель", а противоположные концы каждой из двух труб ремонтного комплекта выполнены в виде узла стыковки с концами труб трубопровода, прилегающими к ремонтируемому участку, при этом внутренняя поверхность раструба труб образована гладкой цилиндрической поверхностью с диаметром, равным большему диаметру наружной поверхности ниппеля, и сопрягаемой со стопорным элементом цилиндрической поверхностью большего диаметра со стороны входного конца раструба, которая содержит канавки для фиксирующих чек стопорного элемента и диаметр которой равен наружному диаметру стопорного элемента, наружная поверхность ниппеля образована расположенной со стороны входящего конца ниппеля цилиндрической поверхностью большего диаметра, равного диаметру сопрягаемой гладкой внутренней поверхности раструба, и цилиндрической поверхностью меньшего диаметра, равного диаметру цилиндрической части внутренней поверхности стопорного элемента, причем на наружной поверхности ниппеля расположены канавки для уплотнительных элементов, ниппель соединения имеет возможность перемещаться в раструбе соединения вдоль поверхности их скольжения на расстояние, при котором суммарная длина ремонтного комплекта не превышает расстояния между свободными концами трубопровода, стопорный элемент, предотвращающий выход ниппеля из раструба, находится в зацеплении с раструбом за счет фиксирующих чек, внутренняя поверхность стопорного элемента содержит на удаленной от ниппеля части проточку для сальника и резьбу для сопряжения с уплотняющим элементом, сальник расположен в проточке стопорного элемента между стопорным элементом и торцом уплотняющего элемента.

Поставленная задача изобретения решается также тем, что внутренний диаметр стеклопластиковых труб ремонтного комплекта равен внутреннему диаметру трубопровода.

Поставленная задача изобретения решается также тем, что уплотнительные элементы ремонтного комплекта выполнены из эластомера.

Поставленная задача изобретения решается также тем, что ремонтный комплект дополнительно содержит сальник, расположенный между стопорным элементом и внутренней поверхностью раструба в дополнительной канавке на внешней поверхности стопорного элемента, сопрягаемой с внутренней цилиндрической поверхностью раструба большего диаметра.

Поставленная задача изобретения решается также тем, что фиксирующие чеки размещены на 1/2 своего поперечного сечения в канавках наружной поверхности стопорного элемента и на 1/2 поперечного сечения - в прилегающих к ним канавках внутренней поверхности раструба.

Сущность изобретения поясняется Фиг.1, 2.

На Фиг.1 представлено соединение ремонтного комплекта с ремонтируемым трубопроводом, где: 1 - труба ремонтного комплекта с ниппелем, 2 - ниппель, 3 - труба ремонтного комплекта, 4 - раструб, 5 - поверхность соприкосновения раструба и ниппеля, 6 - стопорный элемент, 7 - фиксирующие чеки, 8 - канавки стопорного элемента, 9 - канавки раструба, 10 - проточки ниппеля для уплотнительных элементов, 11 - уплотнительные элементы из эластомера, 12, 13 - сальники, 14 - уплотняющий элемент.

На фиг.2 представлен способ проведения ремонта стеклопластикового трубопровода с использованием предлагаемого ремонтного комплекта, где 15 - ремонтируемый трубопровод.

В ремонтном комплекте стеклопластикового трубопровода (Фиг.1), состоящем из двух стеклопластиковых труб, одна труба 1 содержит на одном из концов ниппель 2, а вторая труба 3 содержит на одном из концов раструб 4, и эти концы труб ремонтного комплекта соединены механическим соединением "раструб-ниппель". Ниппель 2 имеет возможность перемещаться в раструбе 4 по поверхности 5 на расстояние L. Предотвращение выхода ниппеля 2 из раструба 4 осуществляет стопорный элемент 6, который находится в зацеплении с раструбом 4 за счет фиксирующих чек 7 (полимерный стержень или металлический канат). Фиксирующие чеки 7 расположены на 1/2 своего поперечного сечения в канавках 8 стопорного элемента 6 и на 1/2 своего поперечного сечения - в канавках 9 раструба 4. Фиксирующие чеки 7 расположены по всей длине окружности канавок 8 и 9. Внутренний диаметр стопорного элемента 6 меньше, чем наружный диаметр ниппеля 2, за счет этого осуществляется блокировка выхода ниппеля 2 из раструба 4. Ниппель 2 имеет проточки 10 для уплотнительных элементов 11 из эластомера, которые обеспечивают герметичность конструкции соединения. Для предотвращения попадания влаги и пыли на поверхность 5 соприкосновения раструба и ниппеля конструкцией предусмотрены сальники 12, 13. Сальник 12 фиксируется уплотняющим элементом 14, который крепится на стопорном элементе за счет резьбового соединения. Свободные концы труб 1 и 3 соединены с концами ремонтируемого трубопровода 15.

При осуществлении предлагаемого способа ремонта стеклопластикового трубопровода удаляют грунт с ремонтируемого участка (освобождают ремонтируемый участок от креплений хомутами при надземной прокладке трубопровода), разрезают стеклопластиковую трубу, имеющую дефектный участок, и производят расстыковку в соединениях от концов труб трубопровода 15, прилегающих к трубе с дефектным участком, удаляют поврежденную трубу из зоны проведения ремонта. Предварительно собранный и максимально сдвинутый в соединении "раструб-ниппель" ремонтный комплект стыкуют сначала одним свободным концом с концом примыкающего участка трубопровода, затем производят стыковку второго свободного конца ремонтного комплекта и соответствующего конца примыкающего участка трубопровода, при этом постепенно раздвигают ремонтный комплект на необходимую для стыковки длину, после чего производят уплотнение сальника 12 в стопорном элементе 6 путем вкручивания в него по резьбе уплотняющего элемента 14.

Применение изобретения позволяет производить быстро, надежно и технологично ремонт трубопроводов в полевых условиях, без применения дополнительного оборудования и электроинструментов и т.д., со значительным уменьшением трудозатрат.

1. Способ ремонта стеклопластикового трубопровода, включающий удаление дефектного участка и установку ремонтного комплекта вместо дефектного участка с закреплением и герметизацией на концах трубопровода, прилегающих к удаленному дефектному участку, отличающийся тем, что ремонтный комплект в виде двух стеклопластиковых труб, соединенных между собой в соединении "раструб-ниппель", дающем возможность ниппелю одной трубы перемещаться в раструбе другой трубы, предварительно собирают и сдвигают в соединении "раструб-ниппель" до суммарной длины, не превышающей расстояния между свободными концами ремонтируемого трубопровода, стыкуют один из свободных концов ремонтного комплекта с трубопроводом, затем производят фиксацию и герметизацию этого стыка, позиционирование ремонтного комплекта относительно оставшегося свободного конца трубопровода, частичное выведение ниппеля одной трубы ремонтного комплекта из раструба другой трубы ремонтного комплекта до стыковки второго свободного конца ремонтного комплекта с трубопроводом, фиксацию и герметизацию этого стыка, уплотнение сальникового уплотнения в стопорном элементе путем вкручивания в него по резьбе уплотняющего элемента.

2. Ремонтный комплект стеклопластикового трубопровода, отличающийся тем, что он включает две стеклопластиковые трубы, стопорный элемент, фиксирующие чеки, уплотнительные элементы, сальник и уплотняющий элемент, причем конец одной из труб ремонтного комплекта, выполненный в виде раструба, и конец другой трубы ремонтного комплекта, выполненный в виде ниппеля, соединены механическим соединением "раструб-ниппель", а противоположные концы каждой из двух труб ремонтного комплекта выполнены в виде узла стыковки с концами труб трубопровода, прилегающими к ремонтируемому участку, при этом внутренняя поверхность раструба труб образована гладкой цилиндрической поверхностью с диаметром, равным большему диаметру наружной поверхности ниппеля, и сопрягаемой со стопорным элементом цилиндрической поверхностью большего диаметра со стороны входного конца раструба, которая содержит канавки для фиксирующих чек стопорного элемента и диаметр которой равен наружному диаметру стопорного элемента, наружная поверхность ниппеля образована расположенной со стороны входящего конца ниппеля цилиндрической поверхностью большего диаметра, равного диаметру сопрягаемой гладкой внутренней поверхности раструба, и цилиндрической поверхностью меньшего диаметра, равного диаметру цилиндрической части внутренней поверхности стопорного элемента, причем на наружной поверхности ниппеля расположены канавки для уплотнительных элементов, ниппель соединения имеет возможность перемещаться в раструбе соединения вдоль поверхности их скольжения на расстояние, при котором суммарная длина ремонтного комплекта не превышает расстояния между свободными концами трубопровода, стопорный элемент, предотвращающий выход ниппеля из раструба, находится в зацеплении с раструбом за счет фиксирующих чек, внутренняя поверхность стопорного элемента содержит на удаленной от ниппеля части проточку для сальника и резьбу для сопряжения с уплотняющим элементом, сальник расположен в проточке стопорного элемента между стопорным элементом и торцом уплотняющего элемента.

3. Ремонтный комплект по п.2, отличающийся тем, что внутренний диаметр стеклопластиковых труб равен внутреннему диаметру трубопровода.

4. Ремонтный комплект по п.2, отличающийся тем, что уплотнительные элементы выполнены из эластомера.

5. Ремонтный комплект по п.2, отличающийся тем, что он дополнительно содержит сальник, расположенный между стопорным элементом и внутренней поверхностью раструба в дополнительной канавке на внешней поверхности стопорного элемента, сопрягаемой с внутренней цилиндрической поверхностью раструба большего диаметра.

6. Ремонтный комплект по п.2, отличающийся тем, что фиксирующие чеки размещены на 1/2 своего поперечного сечения в канавках наружной поверхности стопорного элемента и на 1/2 поперечного сечения - в прилегающих к ним канавках внутренней поверхности раструба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и предназначено для проведения ремонтных работ на подводных трубопроводах. .

Изобретение относится к области ремонта и строительства участков магистральных нефтегазопроводов, пересекающих малые водные преграды. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется при ремонте подводных трубопроводов, а также трубопроводов, уложенных в слабых, переувлажненных грунтах, болотах и сыпучих песках.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подземных трубопроводов и используется для бестраншейной прокладки и замены трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при надземной прокладке трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и может найти применение при прокладке и ремонте трубопроводов различного назначения. .

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется на переходе магистрального трубопровода в защитном кожухе (футляре) через автомобильные и железные дороги.

Изобретение относится к строительству и используется при прокладке подземных магистральных трубопроводов, трубопроводов, плавающих в обводненной траншее, а также при прокладке трубопроводов на болотах.

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте переходов подземных трубопроводов на обводненных грунтах, болотах, а также при пересечении водных преград
Изобретение относится к строительству, используется при прокладке подземных магистральных трубопроводов, трубопроводов, плавающих в обводненной траншее, а также при прокладке трубопроводов на болотах

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано для протаскивания трубопровода, преимущественно диаметром 57-377 мм, внутри защитного кожуха (футляра) либо другой трубы при строительстве переходов под автомобильными и железными дорогами

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте действующих подводных трубопроводов при ликвидации размывов провисающих и оголенных участков нефтепроводов, газопроводов, водоводов, а также для защиты от размыва поверхности дна течением воды

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при ремонте и коррозионной защите внутренней поверхности трубопровода

Изобретение относится к области транспорта жидкости или газа

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и предназначено для ремонта трубопроводов с заменой дефектного участка

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для протаскивания трубопровода внутри защитного кожуха (футляра)

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано в составе трубосварочных баз и трубосварочных комплексов при сборке и сварке поворотных стыков труб в диапазоне диаметров от 325 до 1420 мм
Наверх