Поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи

Настоящее изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в качестве поддерживающих зажимов на воздушных линиях электропередачи. Зажим выполнен в виде лодочки с проушинами, плашки трапецеидальной формы и U-образных болтов. Длина 11 плашки выбирается из соотношения 11=(0,65÷0,75)L, где L - общая продольная длина лодочки зажима. Радиус, по которому выполняется желоб плашки, больше радиуса кривизны желоба лодочки. Кроме того, радиусы R3, и R4, которыми выполняется нижняя часть желоба лодочки, могут быть равными (0,95÷1,2)d1/2 и (0,98÷1,25)d2/2, соответственно, а расстояние А между центрами радиусов Р3 и R4 могут определяться из соотношения (0,90÷1,2)·(R4-R3), где d1 - минимальный диаметр монтируемого провода, d2 - максимальный диаметр монтируемого провода. Новая конструкция поддерживающего зажима позволяет обеспечить нормативную прочность заделки провода в лодочке во всем используемом диапазоне их диаметров; зажим также отличается высокой надежностью работы на протяжении всего его срока службы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области электроэнергетики, а более конкретно к поддерживающим зажимам, предназначенным для подвески и закрепления проводов воздушных линий электропередачи различных классов напряжения.

Известен поддерживающий зажим для проводов воздушных линий электропередачи, содержащий лодочку с желобом и углублениями, подвеску с уступами, расположенными в углублениях лодочки, и механизм зажатия провода с плашками, выполненными в виде Г-образных рычагов, верхние плечи которых стянуты стяжным приспособлением; лодочка выполнена с Т-образными пазами в боковых стенках, упомянутые рычаги выполнены с сопрягаемыми волнообразными поверхностями, расположенными таким образом, что выпуклая часть одной поверхности соответствует вогнутой части другой поверхности, и ориентированы вдоль дна желоба лодочки, при этом нижние плечи рычагов выполнены с цилиндрическими выступами на сторонах, обращенных к боковым стенкам лодочки, расположенными в Т-образных пазах лодочки [1].

Данный зажим, взятый в качестве одного из аналогов по отношению к предлагаемому техническому решению, очень сложен по своему конструктивному исполнению, что приводит к усложнению его технологического процесса изготовления и к увеличению его стоимостных характеристик.

Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному является поддерживающий зажим для проводов воздушных линий электропередачи, содержащий лодочку с проушинами и желобом под провод, U-образные стягивающие болты, плашку с желобом под провод в ее нижней части и пазами под U-образные стягивающие болты [2].

Известный поддерживающий зажим не может обеспечить требуемую надежность закрепления проводов в лодочке зажима; дело в том, что в данной конструкции поддерживающего зажима радиус R1 желоба плашки и радиус R2 кривизны желоба лодочки, на который укладываются провода линии, выбираются равными, в результате условия закрепления проводов разных диаметров в зажиме будут неодинаковыми и для некоторых диаметров проводов прочность заделки будет меньше требуемой; плашка сегментной формы не позволяет обеспечить контакт провода по всей продольной длине лодочки (концы провода, попадающие на скругленные части лодочки, не прижимаются плашкой), то есть длина плашки выбрана неоптимально и не соответствует длине контактной поверхности лодочки; кроме того, в этом известном техническом решении не обеспечивается заданная прочность заделки всего диапазона проводов, монтируемых в зажиме. Все эти недостатки ограничивают сферу практического применения на воздушных линиях электропередачи указанного зажима.

Заявитель ставил перед собой конкретную цель: разработать поддерживающий зажим для проводов воздушных линий электропередачи, обеспечивающий нормативную прочность заделки провода в лодочке и повышенную надежность зажима на протяжении всего периода его эксплуатации; этот положительный технический результат достигается за счет новой совокупности существенных конструктивных признаков зажима, приведенных ниже в следующей формуле изобретения: "поддерживающий зажим для проводов воздушных линий электропередачи, содержащий лодочку с проушинами и желобом под провод, U-образные стягивающие болты, плашку с желобом под провод в ее нижней части и пазами под U-образные стягивающие болты; плашка имеет трапецеидальную форму, форма ее желоба выполнена зависимой от диапазона монтируемых в зажиме проводов с радиусом R1, большим чем радиус R2 кривизны желоба лодочки на величину максимального диаметра d провода, длина плашки l1 принимается равной длине l2 контактной поверхности лодочки, ограниченной радиусом R2, и выбирается в пределах l1=(0,65÷0,75)L, где L - общая продольная длина лодочки; нижняя часть желоба лодочки выполнена радиусом R3, равным (0,95÷1,2)d1/2, и радиусом R4, равным (0,98÷1,25)d2/2, расстояние А между центрами радиусов R3 и R4 определяется из соотношения (0,90÷1,2)·(R4-R3), где d1 - минимальный диаметр монтируемого провода, d2 - максимальный диаметр монтируемого провода; в нижней части желоба лодочки выполнены, по меньшей мере, две горизонтальные площадки для крепления посредством гаек с шайбами U-образных стягивающих болтов либо для крепления заземляющего приспособления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид поддерживающего зажима, выполненного согласно настоящему изобретению, фронтальный вид поперек проводу линии; на фиг.2 - то же, что на фиг.1, разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 показана форма желоба лодочки зажима, выполненного по пункту 2 предложенной формулы изобретения.

Заявляемый поддерживающий зажим для закрепления проводов 1 воздушных линий электропередачи состоит из лодочки 2 с проушинами 3 (например, двухлапчатыми), плашки 4 и стягивающих U-образных болтов 5. Плашка 4 выполняется трапецеидальной формы с тем, чтобы обеспечить ее контакт только по горизонтальной поверхности провода 1. Лодочка 2 имеет желоб 6 для укладки в него провода 1 и на боковых приливах 7 отверстия 8, в которые заводятся стягивающие U-образные болты 5, а плашка 4, соответственно, выполняется с желобом 9, которым она прижимает провод 1 к желобу 6 лодочки посредством болтов 5. Длина l1 плашки 4 определяется по длине l2 контактной поверхности лодочки 2 и выбирается из следующего соотношения: l1=(0,65÷0,75)L, где L - общая продольная длина лодочки (см. фиг.1). Желоб 9 плашки 4 формируется по радиусу R1, центр которого расположен на вертикальной оси 10 зажима, и по величине этот радиус выбирается большим по сравнению с радиусом R2 кривизны желоба 6 лодочки 2 на величину максимального диаметра d провода 1, монтируемого в зажиме (центр этого радиуса также находится на вертикальной оси 10 зажима).

Для того чтобы обеспечить расчетную прочность заделки проводов 1 в зажиме для всего используемого на линиях диапазона их диаметров, желоб 6 лодочки 2 выполняется по специальному профилю, а именно: нижняя часть желоба 6 лодочки выполняется радиусом R3, равным (0,95÷1,2)d1/2, и радиусом R4, равным ((0,98÷1,25)d2/2, причем расстояние А между центрами радиусов R3 и R4 берется из соотношения (0,90÷1,2)·(R4-R3), где d1 - минимальный диаметр монтируемого провода, d2 - максимальный диаметр монтируемого провода.

В нижней части желоба 6 лодочки 2 предусматривается выполнение не менее двух горизонтальных площадок 11 для крепления посредством гаек 12 с прижимными шайбами 13 U-образных стягивающих болтов 5 либо для крепления заземляющего приспособления 14.

Зажим собирается и монтируется на воздушной линии электропередачи следующим образом.

В желоб 6 лодочки 2 укладывается провод 1, на провод 1 устанавливается плашка 4, в отверстия 8 боковых приливов 7 устанавливаются U-образные стягивающие болты, укладываются прижимные шайбы 13 и навинчиваются от руки гайки 12; при этом необходимо следить за тем, чтобы плашка 4 устанавливалась симметрично по длине желоба 6 лодочки 2, а также вертикально, сохраняя одинаковые зазоры от стенок лодочки 2; затем производят затяжку гаек 13 ключом с заданным крутящим моментом, при котором обеспечивается прочность заделки проводов не менее нормативной величины. После закрепления провода в лодочке 2 зажим присоединяется к элементам изолирующей подвески для дальнейшего подъема и крепления к опоре воздушной линии электропередачи.

Предложенная конструкция поддерживающего зажима для проводов воздушных линий электропередачи позволяет обеспечить нормативную (заданную стандартом) прочность заделки провода в лодочке зажима, повысить надежность работы зажима в процессе его эксплуатации на протяжении не менее 25 лет, а также снизить затраты на его изготовление. В настоящее время в ЗАО "МЗВА" налажено серийное производство поддерживающих зажимов такой конструкции.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №1288807, кл. Н02G 7/05 от 02.08.85 г., опубл. 07.02.87 г. Бюл. №5.

2. Авторское свидетельство СССР №1677758, кл. Н02G 7/05 от 18.08.88 г., опубл. 15.09.91 г. Бюл. №34.

1. Поддерживающий зажим для проводов воздушных линий электропередачи, содержащий лодочку с проушинами и желобом под провод, U-образные стягивающие болты, плашку с желобом под провод в ее нижней части и пазами под U-образные стягивающие болты, отличающийся тем, что плашка имеет трапецеидальную форму, форма ее желоба выполнена зависимой от диапазона монтируемых в зажиме проводов с радиусом R1, большим, чем радиус R2 кривизны желоба лодочки на величину максимального диаметра d провода, длина плашки l1 принимается равной длине l2 контактной поверхности лодочки, ограниченной радиусом R2, и выбирается в пределах l1=(0,65÷0,75)L, где L - общая продольная длина лодочки.

2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что нижняя часть желоба лодочки выполнена радиусом R3, равным (0,95÷1,2)d1/2, и радиусом R4, равным (0,98÷1,25)d2/2, расстояние А между центрами радиусов R3 и R4 определяется из соотношения (0,90÷1,2)·(R4-R3), где d1 - минимальный диаметр монтируемого провода, d2 - максимальный диаметр монтируемого провода.

3. Зажим по п.1, отличающийся тем, что в нижней части желоба лодочки выполнены, по меньшей мере, две горизонтальные площадки для крепления посредством гаек с шайбами U-образных стягивающих болтов, либо для крепления заземляющего приспособления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к элементам кабельной арматуры, то есть к объектам типа опор, хомутов, зажимов, предназначенных для подвески длинномерных объектов, преимущественно самонесущих волоконно-оптических кабелей (ВОК) связи на железобетонных и металлических опорах контактной сети и автоблокировки вдоль железнодорожных путей.

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к устройствам для защиты от износа проводов в многороликовых подвесах на переходах воздушных линий электропередачи через естественные препятствия (водные пространства, ущелья и т.п.).

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для подвески проводов на промежуточных опорах больших переходов воздушных линий электропередачи.

Изобретение относится к электроэнергетике, а более конкретно к устройствам крепления воздушных линий электропередачи (ВЛ), выполненных из самонесущих изолированных проводов.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для крепления проводов воздушных линий электропередачи напряжением 35-110 кВ. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к кабельной арматуре, то есть к объектам типа опор, хомутов, зажимов и тому подобное, предназначенных для подвески длинномерных объектов типа кабеля, трубы и тому подобных объектов, которые монтируются в системы, обеспечивающие передачу сигналов или веществ на большие расстояния.

Изобретение относится к объектам типа опор, хомутов, зажимов и тому подобное, предназначенных для подвески длинномерных объектов типа кабеля, трубы и тому подобных объектов, которые монтируются в системы, обеспечивающие передачу сигналов или веществ на большие расстояния.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при монтаже воздушных линий (ВЛ) электропередачи для защиты их проводов и грозотросов от усталостных вибрационных повреждений.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для крепления волоконно-оптического кабеля на воздушных линиях электропередачи до 10 кВ, контактных сетей железных дорог, освещения, наземного электротранспорта и линий связи с длинами пролетов до 110 м и углами поворотов трассы до 10°.

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к поддерживающим зажимам спирального типа для закрепления оптических самонесущих кабелей связи на опорах воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к оптоволоконной технике и может быть использовано при строительстве и эксплуатации волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) с использованием самонесущих оптических кабелей (ОКСН), проложенных по опорам высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) на переходах через естественные (судоходные реки, горы и др.) и искусственные (железные и автомобильные дороги, пересекаемые ВЛ, инженерные сооружения и др.) препятствия

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в качестве соединительных плашечных зажимов для соединения алюминиевых, сталеалюминиевых и защищенных проводов в шлейфах и ответвлениях воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к области электроэнергетики, а именно к поддерживающим зажимам для крепления самонесущих изолированных проводов воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в качестве соединительных зажимов для стальных канатов и стальных проводов при выполнении заземления воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к устройству подвеса кабеля, приспособленному для снижения воздействий механической перегрузки в системе подвеса кабеля

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к спиральным поддерживающим зажимам для подвески самонесущих оптических кабелей связи и проводов воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к области связи и электроэнергетики, а более конкретно к поддерживающим зажимам для крепления самонесущих оптических кабелей связи и проводов воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к распределительным электросетям, имеющим воздушные линии электропередачи, и способам их эксплуатации
Наверх