Способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием

Изобретение относится к области содержания и ремонта автомобильных дорог и может быть использовано при диагностике колееобразования на дорожном покрытии из асфальтобетона и назначении вида его ремонта. Сущность: способ включает определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, H2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм. Дополнительно способ содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи (Sвп) и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи (Sвып), образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды. При этом при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом. При этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2. Предлагаемый способ позволяет установить причины образования колейности на асфальтобетонном покрытии и обоснованно назначить ремонтные работы. 1 ил.

 

Изобретение относится к области содержания и ремонта автомобильных дорог и может быть использовано при диагностике колееобразования на дорожном покрытии из асфальтобетона и назначении вида его ремонта.

Известен способ оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог на основе сопоставления результатов их обследования за ряд лет и последующего аналитического суждения об изменениях эксплуатационных качеств дорожной конструкции (Корсунский М.Б. Обследование и оценка прочности дорог с нежесткими одеждами. - М.: Автотрансиздат, 1959, с.21).

Недостатком этого способа является общая оценка эксплуатационного состояния автомобильной дороги без ее дифференциации в зависимости от вида деформаций покрытия с учетом их количественных и качественных параметров, в частности колееобразования, что не позволяет объективно судить о причинах деформирования дорожной конструкции в целом и назначении ремонта.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому техническому решению является способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности (характеризуется наличием в поперечном профиле покрытия деформаций в виде впадин и сопряженных с ними выпоров), включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и назначение ремонта покрытия при H12, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; Н2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм (Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. - М.: Росавтодор, 2002, с.11 и 20).

Недостатком этого способа является отсутствие диагностических данных, определяющих причины образования колейности на покрытии, которые необходимы для обоснованного назначения ремонтных работ.

Задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, состоит в установлении причин образования колейности на поверхности конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием для обоснованного проведения ремонтных работ.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности, включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; Н2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм, отличающийся тем, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2; Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.

Отличительными признаками заявленного способа по отношению к известному (Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. М.: Росавтодор, 2002, стр.11, 20) является то, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом:

Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2;

Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.

Таким образом, отличительной особенностью предлагаемого способа является использование критерия диагностики причин колееобразования, учитывающего способность покрытия из асфальтобетона к пластическому деформированию под воздействием подвижной нагрузки и высокой положительной температуры воздуха.

Наличие в составе асфальтобетона жидкой фазы в виде разогретого битума в несколько раз снижает его структурную прочность без нарушения сплошности, что в процессе эксплуатации покрытия в результате пластического перемещения дислокации и вакансий, имеющихся в асфальтобетоне, обуславливает объемное деформирование покрытия с изменением его первоначального поперечного профиля с образованием впадин и выпоров.

В этом случае в соответствии с законом сохранения и превращения энергии следует, что площадь поперечного сечения деформированного асфальтобетонного покрытия в объеме впадины колеи без учета деформирования материалов нижележащих слоев дорожной конструкции должна быть близкой к площади поперечного сечения сопряженных со впадиной выпоров колеи, т.е. Sвп/Sвып≈1.

При деформировании нижележащих слоев дорожной одежды площадь поперечного сечения впадины всегда больше площади поперечного сечения сопряженных с ней выпоров, т.е. Sвп/Sвып>1.

По результатам фактических замеров и оценки колейности соотношение Sвп/Sвып, при котором колееобразование связано с объемным деформированием асфальтобетонного покрытия с учетом неоднородности условий его работы, находится в пределах 0,95÷1,1.

На чертеже изображены фрагменты поперечного профиля дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, подвергнутым колееобразованию:

а - в результате деформирования покрытия;

б - в результате деформирования конструкции дорожной одежды в целом;

H1 - максимальная колейность покрытия, мм;

1 - площадь поперечного сечения впадины колеи, Sвп, см2;

2 - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, Sвып, см2;

3 - линия поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия;

4 - асфальтобетонное покрытие;

5 - нижележащий слой конструкции дорожной одежды.

Предлагаемый способ осуществляют в следующей последовательности. По одному из существующих способов оценки геометрических параметров поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, например, при помощи рейки и измерительного щупа с заданным шагом измерения производят определение величины колейности и по результатам обработки полученных данных выявляют подлежащие ремонту участки дорожной одежды, на протяжении которых величина максимальной колейности асфальтобетонного покрытия (H1) превышает предельно допустимые значения (Н2).

Для назначения ремонта деформированных участков покрытия по имеющимся данным измерений строят поперечный профиль деформированной дорожной одежды с нанесением на него линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия (3). Затем с помощью, например, планиметра производят измерение площади поперечного сечения впадины колеи (1) и сопряженных с нею площадей поперечного сечения выпоров колеи (2) и определяют их соотношение.

При Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт асфальтобетонного покрытия (4), при Sвп/Sвып>1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, включая нижележащий слой конструкции дорожной одежды (5).

Способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности, включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; H2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм, отличающийся тем, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2; Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к устройствам, отличающимся механическими средствами измерения, а конкретно к наборам концевых мер (щупов), и может быть использовано, например, при измерении зазоров, при настройке стрелочных измерительных приборов и др.

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области сканирующей зондовой микроскопии, а более конкретно, к устройствам, обеспечивающим наблюдение, измерение и модификацию поверхности объектов.

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для балансировки лопаточных колес, для снижения эксплуатационной разбалансировки. .

Изобретение относится к инструменту для измерения линейных размеров, в частности ширины боковых полок гофрированных листов. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения угла конусности внутренних конусов, в частности для измерения конусности уплотнительного конуса труб с резьбовым соединением.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения угла конусности внутренних конусов, в частности для измерения конусности уплотнительного конуса труб с резьбовым соединением.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к специальным индикаторным устройствам для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для контроля диаметра и мест расположения отверстий в сложной пространственной конструкции. .

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно

Изобретение относится к средствам контроля геометрических размеров и формы труднодоступных поверхностей, изменяющихся в процессе эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью

Изобретение относится к области испытаний, преимущественно, к способам определения перемещения объекта под действием различных сил при одновременном воздействии на объект теплового потока

Изобретение относится к центрирующему устройству, в частности, для индикаторного измерительного прибора

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных размеров колесных пар, в частности, на железнодорожном и других видах транспорта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных размеров колесных пар, в частности, на железнодорожном и других видах транспорта

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для измерения пути движения насадков оболочки

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа вилок и корпусов
Наверх