Измеритель диаметра круга катания бандажа колесной пары

Изобретение относится к измерительной технике. Измеритель включает отсчетное средство, подвижный элемент, направляющие, базовые опоры, наконечники и изогнутый рычаг, подвижно сочлененный с кронштейном. Измеритель дополнен двумя захватами, изогнутый рычаг выполнен П-образным, на конце одной из консолей которого закреплен один из наконечников, а на конце другой закреплены направляющие, в которых установлен подвижный элемент, выполненный в виде планки, снабженной отсчетным средством, и вторым наконечником. Кронштейн выполнен в виде скобы, один конец которой снабжен указателем совмещения с внутренней кромкой бандажа, а другой - выполнен в виде регулируемого зажима. Перемычка скобы снабжена быстроразъемным шарниром, имеющим ось, ориентированную вдоль нее, который поворотно соединен со средней частью поперечины П-образного рычага, так, что его плоскость совмещена с плоскостью круга катания. На консолях изогнутого рычага закреплены указанные захваты, свободные концы которых направлены встречно и снабжены базовыми опорами. Наконечники выполнены в виде призм. Технический результат: повышение точности измерений. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Устройство относится к области машиностроения, в частности к измерениям при обслуживании колесных пар железнодорожного подвижного состава.

Известны устройства, подобные штангенциркулям, а также "Устройство для измерения диаметров крупногабаритных деталей (авт. св. №1404791, МКИ G01В 5/08)". Последнее из них относится к косвенным измерителям, так как основано на измерении высоты сегмента относительно хорды. Оно имеет дополнительный к измерительной системе коромысловый рычаг, повышающий точность установки отсчетного устройства.

За прототип принято "Устройство для контроля среднего диаметра колец шарикоподшипников (авт. св. №485302, МКИ G01В 5/08)". Устройство имеет вибратор, угловой рычаг, подвижно сочлененный с кареткой и базовыми элементами, и пружины, совместно охватывающие контролируемое кольцо по минимальному диаметру.

Недостатком является невозможность измерений крупных цилиндрических изделий, имеющих неравномерно выпуклый профиль образующей.

Целью изобретения является повышение точности за счет объективности поддержания ортогональности плоскости измерения к оси бандажа колесной пары.

Суть изобретения характеризуется конструктивными отличиями базирования плоскости измерителя относительно круга катания. Базирование осуществлено двумя дополнительными захватами, закрепленными на консолях П-образно изогнутого рычага, имеющими возможность взаимодействия с торцом гребня бандажа. Длины консолей выполнены соизмеримыми с радиусом круга катания бандажа при расстоянии между их концами не менее чем в два раза больше них. На конце одной из консолей закреплен один из двух наконечников, а на конце другой - параллельно линии, намечаемой концами консолей, закреплены направляющие. В направляющих установлен с возможностью смещения подвижный элемент, выполненный в виде планки, снабженной отсчетным средством, например шкалой. Планка имеет второй наконечник. Середина поперечины П-образно изогнутого рычага поворотно соединена с кронштейном, выполненным в виде скобы. Один конец скобы снабжен указателем совмещения с внутренней кромкой бандажа, а другой - выполнен в виде регулируемого зажима. Проем скобы выбран соизмеримым с сечением бандажа. Перемычка скобы снабжена ответной частью быстроразъемного шарнира. Ось быстроразъемного шарнира ориентирована вдоль скобы и выполнена из двух соосных стержней, закрепленных к скобе, между торцами которых размещен диск, закрепленный к П-образному рычагу, при этом поверхности их взаимного разъединения выполнены профилированными, например сферическими, и, по крайней мере, один из стержней продольно подпружинен. Длины соосных стержней быстроразъемного шарнира выбраны так, что плоскости П-образного рычага и круга катания совмещены. Указанные захваты выполнены уголковыми, свободные концы их направлены встречно и снабжены базовыми опорами. Расстояния от базовых опор до наконечников и от плоскости катания до торца гребня бандажа выбраны равными. Наконечники выполнены в виде призм ортогональных линии, намечаемой концами консолей, и длина их выбрана в 8-10 раз короче консолей.

На чертеже представлена схема устройства.

Измеритель диаметра круга катания бандажа колесной пары имеет П-образно изогнутый рычаг. Обе консоли 1 и 2 П-образного рычага выполнены не менее чем в два раза короче поперечины 3 между ними. Длины обоих консолей 1 и 2 соизмеримы с радиусом круга катания бандажа.

На конце консоли 1 закреплен один из наконечников 4. На конце другой консоли 2 параллельно линии, намечаемой концами консолей, или параллельно поперечине 3 закреплены направляющие 5. В направляющих 5 установлен с возможностью смещения подвижный элемент 6, который выполнен в виде планки, снабженной отсчетным средством, например шкалой. Планка 6 имеет другой аналогичный наконечник 4. Оба наконечника 4 выполнены в виде призм, ортогональных линии, намечаемой концами консолей, или параллельных консолям 1 и 2. Длина призм выбрана в 8-10 раз короче консолей.

Каждая из консолей 1 и 2 имеет по захвату 7. Захват 7 выполнен уголковым. Свободные концы каждого захвата 7 направлены встречно друг другу и снабжены базовыми опорами 8, имеющими возможность взаимодействия с торцом гребня бандажа. Расстояние между базовой опорой 8 и наконечником 4 выбрано равным соответственно смещению плоскости катания относительно торца гребня бандажа. Средняя часть поперечины 3 П-образного рычага соединена поворотно быстроразъемным шарниром с кронштейном, выполненным в виде скобы 9. Один конец 10 скобы 9 снабжен указателем 11. Указатель 10 представлен, например, визирными рисками, совмещаемыми при измерениях с внутренней кромкой бандажа. Другой конец 12 скобы 9 выполнен в виде регулируемого зажима 13, например, винта. Проем скобы выбран соизмеримым с сечением бандажа.

Быстроразъемный шарнир закреплен на перемычке скобы 9 и имеет ось, ориентированную вдоль нее. Ось быстроразъемного шарнира выполнена, например, из двух соосных стержней 14 и 15, закрепленных к скобе 9. Соответственно между торцами стержней 14 и 15 размещен диск 16, закрепленный к П-образному рычагу. При этом поверхности их взаимного разъединения выполнены профилированными, например сферическими. Торцы стержней 14 и 15 размещены так, что плоскость П-образного рычага совмещена с плоскостью круга катания бандажа. По крайней мере, один из стержней продольно подпружинен.

При подготовке к работе измеритель диаметра круга катания бандажа колесной пары посредством быстроразъемного шарнира разделяют на две части. При этом подпружиненный стержень продольно смещается и освобождает диск 16. Скобу 9 устанавливают на бандаже так, чтобы визирные риски указателя 11 совместились с внутренней его кромкой. Затем скобу закрепляют регулируемым зажимом 13, например винтом. Две визирные риски упрощают установку параллельности скобы с радиусом бандажа. Совмещение с внутренней кромкой бандажа позволяет сохранить постоянство схемы измерения, несмотря на неизбежные изменения внешних его размеров при эксплуатации. Размеры быстроразъемного шарнира и его неподвижного стержня сохраняют совпадение одной из общих точек плоскостей измерения и круга катания. Затем в быстроразъемный шарнир вводят диск 16 П-образного рычага. При этом следят, чтобы П-образный рычаг имел касание обоих опор 8 с торцом гребня бандажа. Следовательно, конструкция измерителя гарантирует совмещение плоскостей измерения и круга катания по трем точкам, что считается вполне достаточным.

Далее обе призмы прижимают к бандажу и с помощью планки 6 и ее шкалы выполняют отсчет размера диаметра. Быстроразъемный шарнир не мешает установке призм на бандаж при любых его размерах, так как допускает свободное отклонение П-образного рычага на необходимый угол без перекосов относительно постоянной плоскости измерения.

Трехточечное базирование измерителя в заданной плоскости гарантирует выполнение измерений с повышенной объективностью.

1. Измеритель диаметра круга катания бандажа колесной пары, содержащий отсчетное средство, подвижный элемент, направляющие, базовые опоры, наконечники и изогнутый рычаг, подвижно сочлененный с кронштейном, отличающийся тем, что он дополнен двумя захватами, изогнутый рычаг выполнен П-образным, длины консолей которого выполнены соизмеримыми с радиусом круга катания бандажа при расстоянии между их концами не менее чем в два раза больше них, на конце одной из них закреплен один из упомянутых наконечников, а на конце другой - параллельно линии, намечаемой концами консолей, закреплены упомянутые направляющие, в которых установлен с возможностью смещения подвижный элемент, выполненный в виде планки, снабженной отсчетным средством, например, шкалой, и вторым наконечником, и кронштейн выполнен в виде скобы, один конец которой снабжен указателем совмещения с внутренней кромкой бандажа, а другой выполнен в виде регулируемого зажима, при этом проем скобы выбран соизмеримым с сечением бандажа и перемычка скобы снабжена быстроразъемным шарниром, имеющим ось, ориентированную вдоль нее, который поворотно соединен со средней частью поперечины П-образного рычага так, что его плоскость совмещена с плоскостью круга катания, кроме того, на консолях последнего закреплены указанные захваты, выполненные уголковыми, свободные концы которых направлены встречно и снабжены базовыми опорами, удаленными от наконечников на расстояние, равное смешению плоскости катания относительно торца гребня бандажа, и имеющими возможность взаимодействия с ним, и наконечники выполнены в виде призм, ортогональных линии, намечаемой концами консолей, длина которых выбрана в 8-10 раз короче консолей.

2. Измеритель по п.1, отличающийся тем, что ось быстроразъемного шарнира выполнена их двух соосных стержней, закрепленных к скобе, между торцами которых размещен диск, закрепленный к П-образному рычагу, при этом поверхности их взаимного разъединения выполнены профилированными, например, сферическими, и один из стержней продольно подпружинен.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических измерений при ремонте машин, то есть к измерениям диаметра круга катания колеса, имеющего гребень (реборды), например, для мостовых или козловых кранов, в частности железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения внутренних размеров деталей и узлов. .

Изобретение относится к области технических измерений и может быть использовано при измерении диаметра изделия с учетом отклонений формы. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к приборам для контроля параметров букс колесных пар железнодорожных вагонов (среднего диаметра и овальности в измеряемых сечениях и конусности) и способам их использования.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении отклонений формы преимущественно крупногабаритных оболочек вращения. .

Изобретение относится к области технических измерений и может быть использовано при измерении отклонения от круглости поверхностей вращения изделий. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля предельных или измерения действительных размеров деталей. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в метрологических устройствах для измерения ошибок профиля, включая измерение отклонения от крутости.

Изобретение относится к измерительным приборам. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных размеров колесных пар, в частности, на железнодорожном и других видах транспорта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля диаметров, отклонений формы и расположения поверхностей, имеющих круглое сечение

Изобретение относится к области технических измерений, осуществляемых в машиностроении при изготовлении и контроле размеров отверстий в деталях машин

Нутромер // 2397438
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения диаметров отверстий

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, более конкретно к устройству для измерения диаметра эталонной канавки колеса локомотива

Изобретение относится к измерительному устройству для проведения измерений характеристик цилиндров, валков и подобных элементов во время операции шлифования, снабженному системами определения геометрических и пространственных характеристик

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля размеров, формы и взаимного расположения поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам для линейных измерений средних диаметров резьбы

Изобретение относится к дендрометрии и может быть использовано в индикации природной среды, в частности по комлевой части растущих в различных экологических условиях произрастания деревьев. Изобретение также может быть использовано при разработке мер по улучшению качества лесных и нелесных древостоев с учетом закономерностей формы ствола учетных деревьев по диаметру в зависимости от азимута его измерения. Способ включает измерение диаметра по двум взаимно перпендикулярным направлениям север-юг и восток-запад. Измерения диаметра и азимута направления этого диаметра выполняют через заданные интервалы азимута, начиная с северного геодезического направления, совместно применением одного устройства по отдельным поперечным сечениям ствола на разных высотах от поверхности почвы. Дополнительно определяют азимуты направлений минимального и максимального значений диаметра на данной высоте ствола. Устройство включает корпус мерной вилки, на котором со стороны миллиметровой шкалы выдвижной рейки установлен компас. Компас установлен с ориентацией метками на север и юг вдоль выдвижной рейки. Способ и устройство обеспечат упрощение процесса измерений и повышение точности измеренных значений диаметра ствола на разных высотах. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 8 ил., 4 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области проверки полых объектов или емкостей в широком смысле, таких как бутылки, банки, флаконы, в частности, из стекла, с целью выявления дефектов размеров или поверхности емкостей. Заявленное устройство для проверки венчиков и горловин емкостей (2) содержит подвижную часть (6), приводимую приводной системой (9) в возвратно-поступательное движение относительно рамы (7) в направлении перемещения, параллельном оси симметрии емкостей, причем подвижная часть оснащена наружным калибром (14) контроля наружной части венчика емкостей и внутренним калибром (15) контроля внутренней части венчика и горловины емкостей, при этом содержит: систему (30) измерения положения подвижной части (6) относительно рамы в направлении перемещения, причем результаты измерений положения подвижной части передаются на блок (31) обработки данных, систему (35) детектирования появления контакта между внутренним калибром (15) и емкостью (2) в процессе перемещения подвижной части (6), причем данные появления контакта передаются на блок (31) обработки данных, систему (37) детектирования появления контакта между наружным калибром (14) и емкостью (2) в процессе перемещения подвижной части, причем данные появления контакта передаются на блок (31) обработки данных, и блок (31) обработки данных для определения на основе результатов измерений положения подвижной части (6) и данных появления контакта между калибрами (14, 15) и емкостью (2) соответствия венчиков и/или горловин емкостей требованиям по размерам, а также типов дефектов для емкостей, не соответствующих требованиям по размерам. Технический результат заключается в обеспечении устройства для проверки, позволяющего проверять с высокой скоростью или частотой венчик и горловину емкости для контроля их соответствия требованиям по размерам и выявлять тип обнаруженных дефектов, при этом обеспечивается точное определение соответствия венчика и горловины требованиям по размерам, посредством чего достигается возможность определения типа дефекта среди следующих дефектов, а именно дефекта внутреннего диаметра горловины, когда он меньше минимального допускаемого диаметра (дефект, называемый дефектом закупорки или пробки или ствола), дефекта диаметра устья горла меньше минимального допускаемого диаметра (дефект, называемый дефектом устья горла), дефекта диаметра устья горла больше максимального допускаемого диаметра (дефект, называемый дефектом устья горла), дефекта высоты больше максимальной допускаемой, дефекта высоты меньше минимальной допускаемой, дефекта наружного диаметра меньше допускаемого минимума, дефекта наружного диаметра больше допускаемого максимума. 16 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх