Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки носового обтекателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолетов. Устройство представляет собой сварную трубчатую конструкцию, состоящую из двух одинаковых передней и задней опор, установленных на поворотных обрезиненных колесах и соединенных между собой трубами, закрепленными на каждой опоре специальными зажимами. На каждой опоре имеется штурвал, снабженный упорным подшипником, взаимодействующий с подъемным винтом. На каждом верхнем конце подъемного винта установлены ролики, на которых установлена зигзагообразная каретка, снабженная ручным механизмом с маховиком для продольного перемещения, взаимодействующим с задним верхним концом подъемного винта. На каретке закреплены передний и задний ложементы. Передний ложемент снабжен двумя кронштейнами с двумя равномерными поясами, охватывающими меньший диаметр носового обтекателя, и ручным механизмом с маховиком для поперечного перемещения передней части носового обтекателя. Задний ложемент снабжен двумя бортовыми винтами для крепления задней части носового обтекателя и двумя ручными верхним и нижним механизмами. Верхний механизм заднего ложемента производит маховиком вращательное движение носового обтекателя вокруг его продольной оси. Нижний механизм заднего ложемента производит маховиком поперечное перемещение задней части носового обтекателя. К передней опоре присоединено телескопическое водило для буксировки устройства в пределах аэродрома. К задней опоре с левой или правой стороны присоединено специальное водило для подготовки к стыковке носового обтекателя с фюзеляжем летательного аппарата. Данное техническое решение позволяет обеспечить высокое качество стыковки носового обтекателя с фюзеляжем самолета. 7 з.п. ф-лы, 12 ил.

 

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов. Преимущественная область обслуживания - монтаж-демонтаж и транспортировка в пределах аэродрома носового обтекателя самолета.

Известно устройство для монтажа и транспортировки конусов летательного аппарата, содержащее раму, установленную на колесах, снабженную четырьмя подъемными стойками. На стойках смонтированы ложементы с цилиндрическими роликами (см. а.с. №1822096).

В этом устройстве отсутствует мобильное механическое перемещение во всех направлениях конуса для обеспечения надежной и безопасной стыковки конуса с фюзеляжем самолета. Также отсутствует такелажная связь этого устройства с конусом при монтаже или стыковки с фюзеляжем.

В основу изобретения положено тактическое решение задач для обеспечения безупречной стыковки носового обтекателя с фюзеляжем самолета с помощью предлагаемого устройства.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки носового обтекателя летательного аппарата с подъемными винтами выполнено с двумя одинаковыми опорами с поворотными колесами, каждая из которых снабжена двумя зажимными хомутами для прижима труб, расположенных между опорами и роликами, установленными на верхнем конце подъемного винта.

Вторая задача достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено зигзагообразной кареткой с возможностью продольного перемещения по роликам, передняя часть которой снабжена штоком, перемещаемым по верхнему концу переднего подъемного винта, задняя часть которой снабжена маховиком с винтом, взаимодействующим с верхним концом заднего подъемного винта.

Третья задача достигается тем, что в заявляемом устройстве передний ложемент выполнен с верхней частью, которая снабжена быстросъемной гайкой и выполнена с пазами для поперечного перемещения, и нижней частью, которая снабжена осями, перемещающимися по пазам, и маховиком с винтом, взаимодействующим с быстросъемной гайкой.

Четвертая задача достигается тем, что в заявляемом устройстве задний ложемент выполнен с верхней частью, которая снабжена верхней быстросъемной гайкой и выполнена с дугообразными направляющими с возможностью вращения вокруг продольной оси носового обтекателя, средней частью, которая снабжена нижней быстросъемной гайкой, роликами, расположенными периферийно от центра большого диаметра носового обтекателя, вращающимися по направляющим, и верхним маховиком с винтом, взаимодействующим с верхней гайкой, и выполнена с пазами для поперечного перемещения, и нижней частью, которая снабжена осями, которые перемещаются по пазам, и нижним маховиком с винтом, взаимодействующим с нижней гайкой.

Пятая задача достигается тем, что в заявляемом устройстве верхняя часть переднего ложемента, верхняя и нижняя части заднего ложемента выполнены с нижней вильчатой обоймой для установки быстросъемной гайки.

Шестая задача достигается тем, что в заявляемом устройстве задняя опора с поворотными колесами снабжена дополнительным водилом для эффективной ориентировки положения устройства перед фюзеляжем самолета.

Седьмая задача достигается тем, что в каждой опоре штурвал снабжен упорным подшипником для облегчения взаимодействия с подъемным винтом.

Восьмая задача достигается тем, что в каждом ложементе каждая ось снабжена подшипниками скольжения и масленками и выполнена с каналами, по которым проходит смазка от масленки до подшипника скольжения.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид А фиг.1; на фиг.3 - то же, вид Б фиг.1; на фиг.4 - сечение В-В фиг.1; на фиг.5 - сечение Г-Г фиг.1; на фиг.6 - узел Д фиг.1; на фиг. - сечение Е-Е фиг.2; на фиг.8 - узел Ж фиг.2; на фиг.9 - узел З фиг.3; на фиг.10 - сечение И-И на фиг.3; на фиг.11 - сечение К-К фиг.3; на фиг.12 - узел Л фиг.10.

Предлагаемое устройство содержит две одинаковые переднюю 1 и заднюю 2 опоры, соединенные между собой двумя трубами 3. Каждая опора снабжена двумя зажимными хомутами 4, двумя поворотными колесами 5 с поводками 6 и одним шарнирным штурвалом 7. Шарнирный штурвал 7 взаимодействует с подъемным винтом 8. Для облегчения взаимодействия с этим винтом 8 штурвал 7 снабжен упорным подшипником 9.

На верхнем конце винта 8 передней 1 опоры установлена скоба 10, содержащая две оси 11, вокруг которых вращаются ролики 12 и муфта 13. На верхнем конце винта 8 задней 2 опоры установлена скоба 10, содержащая две оси 11, вокруг которых вращаются ролики 12 и муфта 14.

По роликам 12 двух опор перемещается зигзагообразная каретка 15 вдоль симметричной продольной оси данного устройства. Передняя часть каретки 15 выполнена со штоком 16, перемещаемым по муфте 13. Задняя часть каретки выполнена с маховиком 17, соединенным с винтом 18. На каретку 15 установлены передний и задний ложементы.

Передний ложемент выполнен с верхней 19 и нижней 20 частями. Сверху на верхней 19 части установлены шарнирно два боковых кронштейна 21, на которых подвешены два равномерных пояса 22, охватывающие меньший диаметр носового обтекателя. Верхняя 19 часть снабжена верхней быстросъемной гайкой 23 и выполнена с пазами 24. Нижняя 20 часть снабжена маховиком 25, соединенным с винтом 26, осями 27. Оси 27 снабжены роликами 28 и масленками 29 и выполнены со смазочными каналами 30.

Задний ложемент выполнен с верхней 31, средней 32 и нижней 33 частями. Верхняя 31 часть ложемента снабжена сверху двумя боковыми шарнирными кронштейнами 34, в которых установлены шарнирно бортовые винты 35 с рукояткой 36 и верхней быстросъемной гайкой 37, и выполнена с дугообразными направляющими 38. Средняя 32 часть заднего ложемента снабжена нижней быстросъемной гайкой 39, роликами 40 и маховиком 41, соединенным с винтом 42, и выполнена с пазами 43. Нижняя 33 часть снабжена маховиком 44, соединенным с винтом 45, и осями 46. Оси 46 снабжены роликами 47 и масленками 48 и выполнены со смазочными каналами 49.

Верхняя 19 часть переднего ложемента, верхняя 31 и средняя 32 части заднего ложемента выполнены с вильчатой обоймой соответственно 50, 51 и 52.

К середине передней 1 опоре шарнирно соединено телескопическое водило 53, соединенное шарнирно с поводками 6 поворотных колес 5 через тяги 54.

С правой или левой стороны поворотного колеса 5 к задней 2 опоре шарнирно соединено специальное водило 55. Оно фиксируется в вертикальном положении шпилькой 56, соединенной с корпусом задней 2 опоры.

Принцип работы устройства при монтаже-демонтаже носового обтекателя самолета заключается в следующем.

Устройство доставляется в разобранном виде к месту хранения носового обтекателя летательного аппарата, где производится сборка путем соединения труб 3 с двумя одинаковыми передней 1 и задней опорами посредством зажима откидными хомутами 4. Затем на двух верхних концах подъемных винтов с роликами 12 устанавливают каретку 15, на которой закрепляются передний и задний ложементы. К передней 1 опоре присоединяют телескопическое водило 53, а к задней 2 опоре - специальное водило 55, которое зафиксируют шпилькой 56 (см. фиг.1-6). После сборки устройства устанавливают носовой обтекатель на ложементы. Меньший диаметр носового обтекателя закрепляют равномерными поясами 22, что на переднем ложементе (см. фиг.2). На заднем ложементе большой диаметр носового обтекателя зафиксируется двумя бортовыми винтами 35 с помощью вращения вручную рукоятки 36, имеющими возможность осевого перемещения по шарнирным кронштейнам 34 (см. фиг.3 и 9). После установки носового обтекателя на ложементах устройство транспортируют к месту сборки самолета. К фюзеляжу самолета устройство приводят специальным водилом 55 для визуальной ориентировки положения носового обтекателя относительно разъемной плоскости фюзеляжа и фиксируют поворотные колеса 5 колодками. Высота и угол в вертикальной плоскости продольной оси носового обтекателя регулируются вращением двух шарнирных штурвалов 7 с облегчением, так как штурвал 7 расположен на упорном шариковом подшипнике 9 (см. фиг.8). Поперечное перемещение носового обтекателя и угол в горизонтальной плоскости регулируются легким вращением маховиков 25 и 44. Дело в том, что оси 27 и 46 выполнены со смазочными канавками 30 и 49 и снабжены масленками 29 и 48, через которые смазка подается к роликам 28 и 47, которые вращаются свободно вокруг осей 27 и 46 по пазам 24 и 43 (см. фиг.7 и 11). Следовательно, верхняя быстросъемная гайка 23 переднего ложемента и нижняя быстросъемная гайка 39 заднего ложемента перемещаются по винтам соответственно 26 и 45, благодаря чему верхняя 19 часть переднего ложемента и средняя 32 часть заднего ложемента также перемещаются поперечно (см. фиг.10).

На фиг.12 приведено положение быстросъемной гайки 39 заднего ложемента. Вначале гайку 39 вставляют в вильчатую обойму 52 по узкому открытому пазу до отверстия и поворачивают на 90°, потом фиксируют ее винтом 45. Подобную конфигурацию замочной скважины имеют верхняя 19 часть переднего ложемента и верхняя 31 часть заднего ложемента снизу.

Таким образом, нетрудно добиться того, чтобы носовой обтекатель совпадал с разъемной плоскостью фюзеляжа. При необходимости вращения носового обтекателя вокруг его продольной оси вращают маховик 41 с винтом 42, по которому перемещается верхняя быстросъемная гайка 37, установленная в вильчатую обойму 51 (см. фиг.10). Этим движением гайки 37 верхняя 31 часть заднего ложемента, выполненная с дугообразными направляющими 38, вращается по роликам 40 вместе с носовым обтекателем вокруг его центральной продольной оси. Визуально осмотрев и убедившись в правильном положении носового обтекателя перед фюзеляжем, далее производят продольное перемещение носового обтекателя вдоль его продольной оси путем вращения маховика 17 до полной стыковки с фюзеляжем самолета. Шток 16 свободно перемещается по муфте 16, свободно перемещается по муфте 13 (см. фиг.4), а винт 18 вращается и перемещается по муфте 14, благодаря чему каретка 15 перемещается по роликам 12 (см. фиг.5). После окончательной стыковки носового обтекателя с фюзеляжем освобождаются бортовые винты 35 и равномерные пояса 22.

Демонтаж носового обтекателя производится тем же принципом предлагаемого устройства в обратном порядке.

1. Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки в пределах аэродрома носового обтекателя летательного аппарата, включающее стойки с подъемными винтами, передний и задний ложементы с цилиндрическими роликами, отличающееся тем, что оно выполнено с двумя одинаковыми опорами с поворотными колесами, каждая из опор снабжена шарнирным штурвалом и двумя зажимными хомутами для прижима труб, расположенных между опорами и роликами, установленными на верхних концах подъемных винтов, при этом к середине передней опоры шарнирно прикреплено телескопическое водило.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что снабжено зигзагообразной кареткой с возможностью продольного перемещения по роликам, передняя часть которой снабжена штоком, перемещаемым по верхнему концу переднего подъемного винта, задняя часть которой снабжена маховиком с винтом, взаимодействующим с верхним концом заднего подъемного винта.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что передний ложемент выполнен с верхней частью, которая снабжена быстросъемной гайкой и выполнена с пазами для поперечного перемещения, и нижней частью, которая снабжена осями, перемещающимися по пазам, и маховиком с винтом, взаимодействующим с быстросъемной гайкой.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что задний ложемент выполнен с верхней частью, которая снабжена верхней быстросъемной гайкой и выполнена с дугообразными направляющими с возможностью вращения вокруг продольной оси носового обтекателя, средней частью, которая снабжена нижней быстросъемной гайкой, роликами, расположенными периферийно от центра большого диаметра носового обтекателя, вращающимся по направляющим, и верхним маховиком с винтом, взаимодействующим с верхней гайкой, и выполнена с пазами для поперечного перемещения, и нижней частью, которая снабжена осями, которые перемещаются по пазам, и нижним маховиком с винтом, взаимодействующим с нижней гайкой.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что верхняя часть переднего ложемента, верхняя и средняя части заднего ложемента выполнены с нижней вильчатой обоймой для установки быстросъемной гайки.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что задняя опора с поворотными колесами снабжена дополнительным водилом для эффективной ориентировки положения устройства перед фюзеляжем самолета.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в каждой опоре штурвал снабжен упорным подшипником для облегчения взаимодействия с подъемным винтом.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что в каждом ложементе каждая ось снабжена подшипниками скольжения и масленками и выполнена с каналами, по которым проходит смазка от масленки до подшипника скольжения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам оптической посадки палубных летательных аппаратов (ЛА). .

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. .

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. .

Изобретение относится к самолетному оборудованию на аэродромах. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для наземного обслуживания летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов. .

Изобретение относится к оборудованию для обеспечения посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу аэродрома, вертолетную площадку или вертолетодром, водную поверхность гидроаэродрома.

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет самолетов

Изобретение относится к заправочно-дренажным устройствам емкостей, в которых хранятся и транспортируются криогенные, взрывоопасные или высокотоксичные компоненты топлива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим посадку самолетов

Изобретение относится к передвижным причалам для обслуживания и запуска аэростатов и дирижаблей

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к устройствам для заправки жидкостью гидросистем летательных аппаратов

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки и эвакуации

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу взлета летательных аппаратов и катапульте для их взлета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам оптической посадки (ОСП) палубных летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы
Наверх