Устройство для наземной буксировки и эвакуации самолетов

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки и эвакуации. Устройство для наземной буксировки и эвакуации самолетов состоит из тягача, имеющего дополнительный источник энергии, водила, несущего на конце захват, который взаимодействует с передней стойкой самолета, буксировочной тележки. Буксировочная тележка состоит из рамы, энергопреобразователя, понижающего редуктора, свободно поворачивающегося переднего колеса и передает крутящий момент на колеса основных стоек самолета с помощью карданной передачи. Буксировочная тележка оборудована жестко закрепленным на раме дифференциалом, передающим крутящий момент к колесам основных стоек шасси самолета через съемные сцепные устройства, состоящие из дисков, стыковочных пальцев, шлицевого вала и стопорного винта, при этом ведущее звено дифференциала соединено с энергопреобразователем через понижающий редуктор. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки и эвакуации.

Известно устройство для транспортировки с зажимом колес шасси самолета [1], используемое для буксировки воздушных судов. Оно состоит из колесной рамы, двух пар роликов, позволяющих осуществлять вращение колес самолета, специальных сжимающих механизмов, обеспечивающих контакт роликов с колесами шасси самолета.

Рассмотренное выше устройство не имеет жесткой фиксации относительно стойки шасси, что может привести к отклонениям от заданного направления движения в процессе буксировки. Использование прижимных роликов значительно снижает эффективность буксировки по влажной опорной поверхности из-за низкого коэффициента сцепления между смоченными роликами и колесами самолета. Еще одним недостатком является низкий КПД, так как возможна пробуксовка ведущих роликов.

Известно другое устройство [2], состоящее из: электродвигателя, редуктора, блока питания, ведущего ролика и цепной передачи, смонтированными на раме с ведущими колесами, за счет тяги которых устройство ведущим роликом прижимается к колесу самолета.

Недостатками устройства являются: передача крутящего момента к передней стойке шасси самолета (тяговое усилие, создаваемое колесами передней стойки, низкое, так как оно прямо пропорционально массе самолета, приходящейся на нее, что снижает эффективность применения устройства для буксировки тяжелых самолетов); низкая маневренность в связи с большим моментом сопротивления повороту управляемого колеса воздушного судна; невозможность производить буксировку по опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления.

Известно также устройство для транспортировки и маневрирования самолета, на раме которого установлены регулируемые по длине опорные стойки, телескопическая стойка с захватным узлом, взаимодействующим с крылом, опорные стойки имеют соединительную поперечную штангу, проходящую через фюзеляж [3].

Рассмотренное устройство имеет довольно сложную конструкцию, буксировка осуществляется в основном малогабаритных самолетов, применение гидроаппаратуры в устройстве влечет за собой усложнение конструкции, повышение материальных затрат на его изготовление и эксплуатацию.

Наиболее близким к заявляемому устройству является применение для буксировки аэродромного подвижного электроагрегата, водила, несущего на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и двух буксировочных тележек [4], стыкуемых с основными шасси самолета. Генераторы электроагрегата через кабели питают электродвигатели буксирующих тележек, которые, в свою очередь, через понижающий редуктор и карданную передачу подводят крутящий момент к колесам самолета.

Рассмотренное выше устройство имеет ряд недостатков, основными из которых являются: материалоемкость, длительность процесса присоединения двух отдельных буксировочных тележек, сложность согласования их движения при маневрировании из-за отсутствия дифференциального привода.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое устройство, является: снижение материалоемкости; времени на стыковку к самолету буксировочного устройства; максимальная реализация силы тяги, подведенной к колесам; согласованность передачи крутящего момента к колесам обеих стоек самолета при криволинейном движении; повышение проходимости, так как агрегат «тягач - воздушное судно» становится полноприводным на период буксировки.

Предлагаемое устройство для буксировки самолета состоит из: буксировочной тележки, оборудованной тремя колесами; съемных сцепных устройств, предназначенных для жесткого крепления к колесам шасси самолета; дифференциала; понижающего редуктора (например, червячного); энергопреобразователя, позволяющего различные виды энергии преобразовывать во вращательное движение (например, электродвигателя, гидронасоса и т.д.). Энергопреобразователь может быть запитан от источника энергии (например, подвижного электроагрегата или гидроустановки, промышленной электросети, аккумуляторной батареи, энергоаккумулятора, воздушного баллона высокого давления и т.д.). В случае привода энергопреобразователя от промышленной электросети и для заряда аккумуляторной батареи устанавливается выпрямительный блок. Для обеспечения плавности трогания с места и регулирования скорости движения перед энергопреобразователем установлено устройство, позволяющее изменять величину энергии (например, дистанционно управляемый реостат, регулятор давления и т.д.).

Общими признаками прототипа и заявляемого устройства является: использование для буксировки тягача с дополнительным источником энергии, водила, несущего на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, буксировочных тележек, преобразующих энергию во вращательное движение колес основных стоек шасси самолета; применение в конструкции тележек энергопреобразователя, понижающего редуктора, самоориентирующегося переднего колеса буксировочной тележки.

Отличительными признаками являются: способ стыковки тележки с шасси самолета под фюзеляжем между его основными стойками, использование съемных сцепных устройств, предназначенных для жесткого крепления к колесам основных стоек шасси самолета, обеспечивающих высокий КПД при передаче крутящего момента, наличие дифференциала, позволяющего распределять крутящий момент между колесами левой и правой стоек шасси самолета при поворотах и движении по неровностям (так как при поворотах пути, проходимые наружными колесами большие, чем внутренними, то для предотвращения их продольного и поперечного проскальзывания возникает необходимость обеспечивать им неодинаковые угловые скорости при постоянной угловой скорости ведущего звена), применение регулируемой по высоте вилки переднего колеса тележки (что дает возможность присоединения тележки к самолетным колесам различного типоразмера).

Данное устройство позволяет: буксировать тяжелые самолеты без применения специальных тяжелых аэродромных буксировщиков (так как на основные стойки шасси самолетов приходится до 90% их веса, то суммарное тяговое усилие, развиваемое тягачом и колесами основного шасси при подводе к ним крутящего момента от буксировочной тележки, значительно увеличивается), осуществлять буксировку в стесненных условиях (например, в ангарах, на технических площадках) в любых направлениях, где невозможно использование штатных буксировщиков, максимально реализовать суммарное тяговое усилие по сцеплению с опорной поверхностью в процессе буксировки по аэродромному покрытию с низким коэффициентом сцепления, так как на период буксировки агрегат «тягач - воздушное судно» становится полноприводным, обеспечивать максимальный КПД при передаче крутящего момента, осуществлять эвакуацию самолетов при невозможности буксировки из-за низкого значения коэффициента сцепления с опорной поверхностью (например, при выкате самолета за пределы взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием или аварийной посадке на грунтовую взлетно-посадочную полосу).

Прототип устройства изображен на фиг.1 (схема буксировки), вид сверху; заявляемое устройство изображено на фиг.2, вид сверху; на фиг.3 - аксонометрическая проекция буксировочной тележки; на фиг.4 - принципиальная схема переднего колеса тележки.

На фиг.1 изображено известное устройство для буксировки самолетов, содержащее следующие элементы: тягач с дополнительным источником энергии 1; водило 2; буксировочные тележки 18, передающие крутящий момент к колесам 3 основных стоек шасси самолета.

На фиг.2 изображено заявляемое устройство для буксировки самолетов, содержащее следующие элементы: тягач с дополнительным источником энергии 1; водило 2; корпус тележки 8; дифференциал 4; съемные сцепные устройства 5, взаимодействующие с колесами 3 основных стоек шасси самолета; понижающий редуктор 6; энергопреобразователь 7; соединительную магистраль 9.

На фиг.3 изображена схема буксировочной тележки, состоящей из: самоориентирующегося колеса 10; изменяемой по высоте вилки 15 переднего колеса; стопорно-регулировочного приспособления 16; блока дистанционного изменения величины подаваемой энергии 17; съемных сцепных устройств 5, позволяющих без внесения изменений в конструкцию колес стоек шасси произвести жесткое крепление тележки к колесам самолета, состоящих из: диска 11; стыковочных пальцев 12; шлицевого вала 13; стопорного винта 14. Сцепные устройства 5 - сменные, в зависимости от типа буксируемого самолета.

Устройство для буксировки самолетов содержит тележку, имеющую раму 8, свои колеса, одно из которых самонаправляющееся 10, энергопреобразователь 7, передающий крутящий момент через понижающий редуктор 6 и дифференциал 4, который через съемные сцепные устройства 5 подводит крутящий момент к колесам самолета 3, делая их ведущими на период буксировки.

На фиг.4 изображена принципиальная схема переднего колеса тележки для буксировки самолетов, включающая следующие элементы: переднее самоориентирующееся колесо тележки 10; корпус тележки 8; поворотная вилка 15; стопорно-регулировочное приспособление 16.

Устройство работает следующим образом. Перед буксировкой оператор стыкует тележку с колесами основных стоек шасси самолета по ходу планируемого его движения, фиксируя сцепные устройства 5 стопорным винтом 14, предварительно сместив за счет длины шлицевого соединения 13 диски 11 со стыковочными пальцами 12 на сцепных устройствах 5 в технологические отверстия колесных дисков шасси самолета. Высота подвода тележки изменяется, в зависимости от типа буксируемого воздушного судна, с помощью телескопической вилки 15 переднего колеса 10 и стопорно-регулировочного приспособления 16.

С помощью соединительной магистрали 9 тележка запитывается энергией от источника 1. Оператор дистанционно (например, из кабины тягача) с помощью блока дистанционного изменения величины подаваемой энергии 17 приводит в работу энергопреобразователь 7, и через редуктор 6, дифференциал 4 крутящий момент при помощи съемных сцепных устройств 5 подается на колеса самолета.

Изготовление устройства для буксировки самолетов производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью.

Источники информации

1. Международная заявка №90/02080, PCT(WO), МКИ 4 В64F 1/22, В60Р 3/11, Р.Ж. Изобретения стран мира №9. М., 1990 г.

2. А.С. №1104921 А1 СССР, B62D 53/04, А01В 59/04, опублик. 15.11.86. Бюл. №12.

3. Патент РФ №18055619, МКИ 6 B64F 1/22, опублик. 09.07.95. Бюл. №19.

4. Патент РФ №2194652 С2, RU 7 B64F 1/22, 20.12.2002 г.

1. Устройство для наземной буксировки и эвакуации самолетов, состоящее из тягача, имеющего дополнительный источник энергии, водила, несущего на конце захват, который взаимодействует с передней стойкой самолета, буксировочной тележки, состоящей из рамы, энергопреобразователя, понижающего редуктора, свободно поворачивающегося переднего колеса, выполненной с возможностью передачи крутящего момента на колеса основных стоек самолета с помощью карданной передачи, отличающееся тем, что буксировочная тележка оборудована жестко закрепленным на раме дифференциалом, передающим крутящий момент к колесам основных стоек шасси самолета через съемные сцепные устройства, состоящие из дисков, стыковочных пальцев, шлицевого вала и стопорного винта, при этом ведущее звено дифференциала соединено с энергопреобразователем через понижающий редуктор.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что крепление переднего колеса тележки выполнено в виде изменяемой по высоте телескопической вилки со стопорно-регулирующим приспособлением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов. .

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. .

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для наземного обслуживания летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. .

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию, и может быть использовано для буксировки вертолетов с полозковым шасси. .

Изобретение относится к средствам движения самолетов

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их буксировки и эвакуации

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам для буксировки самолетов

Изобретение относится к средствам технического обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам для их буксирования

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к их транспортировке

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолетов

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов

Изобретение относится к устройствам для наземного обслуживания самолетов, в частности для буксирования самолетов

Изобретение относится к наземным средствам аэродромно-технического обеспечения
Наверх