Способ профессиональной подготовки студентов

Изобретение относится к медицине, а именно к способам обучения студентов медицинских учебных заведений. В игровой форме поэтапно овладевают практическими навыками. При этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей. По окончании первого этапа преподаватель выставляет оценку. На втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов-актеров. При этом контроль знаний обучаемого на этом этапе осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео-звукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем. Второй этап проходит под одновременным контролем пациента-актера, эксперта и преподавателя, которые после завершения этого этапа оценивают качество знаний студента. На основании выставленных на всех этапах оценок выставляют итоговый рейтинговый балл. Способ позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов.

 

Изобретение относится к способам обучения студентов медицинских учебных заведений.

Современное обучение практическим навыкам выполнения лечебно-диагностических процедур осложнено тем, что объектом является реальный пациент. Многократное повторение студентами одних и тех же манипуляций доставляет пациенту боль и страдание, что является не гуманно по отношению к больному человеку.

Известен способ обучения практическим навыкам на основе использования тренажеров, позволяющих отрабатывать практические навыки проведения паранефральных новокаиновых блокад, наложения различных видов хирургических швов [1].

Известен способ обучения выполнению важнейших сестринских и врачебных манипуляций на основе тренажеров, повышающих чувственное восприятие проводимого метода исследования и отрабатывающих точность техники исполнения манипуляций [2]. Тренажеры позволяют усвоить манипуляции внутривенного, внутримышечного введения медикаментов, закрытый массаж сердца, искусственное дыхание, заменное переливание крови, спинномозговую, плевральную пункции и др. Освоение манипуляций проводится во время самоподготовки студентов под контролем преподавателя.

Недостатком известных способов является то, что они предусматривают техническое освоение конкретных манипуляций и не носят системный характер, позволяющий осуществить единый целостный подход в подготовке студентов. При этом оценка, выставляемая преподавателем, не может носить объективный характер, а строится только на внешних признаках последовательности выполнения процедуры.

Известен также способ обучения с использованием учебных игр (ролевые игры) и решения ситуационных задач [3]. Недостатком этого способа является ограниченность в представлении вымышленных ситуаций и разыгрывании возможных вариантов течения конкретного клинического случая, низкая демонстративность, изолированность от условий современной действительности, а также групповое участие обучающихся, не предусматривающее индивидуальной работы и оценки качества работы обучаемого.

Задачей изобретения является повышение эффективности профессиональной подготовки студентов с одновременной оптимизацией контроля усвоения знаний.

Поставленная задача достигается тем, что способ профессиональной подготовки студентов, включающий овладение практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур и систему контроля знаний, осуществляют за счет поэтапного овладения практическими навыками в игровой форме, при этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей, на втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов - актеров, при этом контроль знаний обучаемого осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео-звукозаписи с последующим индивидуальным общением с преподавателем, во время которого оценивают качество знаний студента на всех этапах и итоговый рейтинговый балл выставляют с учетом оценок, выставленных студенту пациентом-актером, экспертом и преподавателем.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Навыки оказания первой медицинской помощи (1 и 2 год обучения), основные приемы ухода за больным в объеме практических умений среднего медицинского работника отрабатывают на тренажерах, муляжах и манекенах, при этом применяются компьютерные программы оценки обучаемого в решении организационных вопросов и профессиональная оценка, выставляемая преподавателем. Используя учебно-методическое пособие, содержащее описательную часть всех необходимых для оказания первой медицинской помощи манипуляций, студент самостоятельно и с преподавателем-инструктором отрабатывает на учебных тренажерах практические умения.

Осваивание практических навыков в объеме сестринских и фельдшерских умений (3 и 4 год обучения) происходит с использованием учебно-методического пособия с описанием техники всех необходимых процедур на тренажерах и муляжах в специально оборудованных помещениях (имитационная палата на одного, двух пациентов, процедурный кабинет) в игровой форме путем моделирования проблемных ситуаций. Обучаемые отрабатывают практические приемы оказания хирургической, травматологической, кардиологической, токсикологической неотложной помощи, решают тактические задачи. В учебном процессе используют мобильный комплекс оснащения скорой помощи, переносной комплект аппаратуры для оказания реанимационной помощи, имитаторы взрослого пациента и ребенка, тематические тренажеры и муляжи, специально оборудованные тренажерный зал, перевязочный блок, палата интенсивной терапии. Навыки в объеме первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений отрабатывают на уровне тактильной памяти путем освоения алгоритма действия каждой манипуляции. Правильность проведения процедур оценивают компьютерная система контроля, которой снабжены тренажеры, и преподаватель.

Умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление отрабатывается на втором (заключительном) этапе обучения (4 и 5 год обучения) путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным. В качестве объектов изучения выступают специально подготовленные актеры, имитирующие те или иные заболевания внутренних органов. Данный этап подразделяется на два подэтапа. На первом подэтапе упор делается на отработку коммуникативных умений общения с пациентом, умений сбора анамнеза и объективного обследования пациента. На втором подэтапе формируют умение проведения дифференциальной диагностики при наличии сходной клинической картины с несколькими заболеваниями, составлению программы обследования и лечения пациента.

Занятия проводят в специальных помещениях, имитирующих одноместные палаты-боксы, оснащенные видео- и аудиоаппаратурой для наблюдения и контроля за учебным процессом. Аудио- и видеоинформация поступает в «операторскую», оснащенную записывающей техникой и видеомониторами, позволяющими в режиме реального времени следить за происходящим в боксах. Таким образом, оставаясь «один на один» с пациентом, студент находится под одновременным контролем пациента-актера, эксперта, которым выступает товарищ по группе или приглашенный специалист, и преподавателя. Эксперт оценивает студента по основным параметрам клинической работы врача: полнота и последовательность сбора анамнеза, объективное обследование, деонтологические аспекты взаимоотношения студент-пациент. Деятельность эксперта также находится под контролем преподавателя, наблюдающего по монитору за происходящим в боксах и сравнивающего результаты своей оценки с оценкой эксперта. Видеозапись позволяет сделать комиссионный просмотр и разбор ошибок как студента, так и эксперта. Поэтому эксперт заинтересован в объективной оценке работы студента, т.к. его работа также оценивается и набираются баллы, которые входят в общую рейтинговую оценку эксперта. Оценку деятельности студента осуществляет и актер, демонстрирующий клиническую картину одного из заболеваний. После завершения этапа сбора анамнеза и объективного обследования актер заполняет листы контроля, в которых отражает свое мнение о качестве работы студента. Проведя за определенный промежуток времени сбор необходимой информации и завершив объективное обследование пациента, студент приступает к следующему этапу работы. Студент должен подтвердить свои умозаключения, касающиеся диагноза заболевания пациента данными лабораторно-инструментальных обследований - самостоятельно выбрать и запросить те данные, которые, по его мнению, подтвердят выставленный диагноз и его логические рассуждения.

Заключительный этап работы - защита клинического случая при индивидуальном общении с преподавателем, во время которого оценивается качество работы студента на всех этапах. Студент обосновывает выставленный клинический диагноз, выбранную программу обследования и лечения пациента. Преподаватель, в свою очередь, оценивает работу студента, используя при этом заключение эксперта и пациента-актера, видео-звукозапись всего процесса общения студента с пациентом-актером. По результатам собеседования студент получает итоговый рейтинговый балл, отражающий его знания и умения.

Предлагаемый способ профессиональной подготовки студентов позволяет активизировать процесс обучения, повысить уровень владения практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур за счет получения профессиональных умений на доклиническом этапе, позволяет осуществить объективный контроль за качеством усвоения студентами практических умений на основе специально разработанной системы критериев оценки работы студента и широкого внедрения технических средств.

Игровая форма обучения позволяет повысить интерес обучаемого к предмету изучения, приучает к самостоятельности и выработке различных форм и тактики поведения в разных ситуациях, в том числе и нестандартных, повышает уровень психологической мотивации к дальнейшему обучению и самообучению. Единая программа с поэтапным принципом реализации учебного процесса от более простого к сложному (на первых курсах эксплуатируются свойства памяти, а в качестве пособий выступают тренажеры, в то время как на старших - мышления, а субъектом для отработки практических навыков обследования - пациенты-актеры) позволяет повысить эффективность обучения и сделать его наиболее результативным и действенным, а система контроля знаний позволяет объективно оценивать качество профессиональной подготовки студента.

Учебное пособие для осуществления данного способа представлено широким спектром современных многофункциональных тренажеров с компьютерным подключением, диагностических приборов, муляжей, фантомов различных частей тела, аудиовидеозаписей обучающе-контролирующего характера, а также реальными людьми, предоставляющих свое тело для физикального исследования. В помощь студентам предлагаются учебно-методические руководства, содержащие описательную часть выполнения процедур, практические советы и рекомендации, а также вопросы для самоконтроля за правильностью освоения учебным материалом.

Источники информации

1. Пышкин С.А., Пох-Дробанцев В.В. Муляжи для обучения студентов некоторым практическим навыкам. // Клиническая хирургия. 1989. №11. С.44-45.

2. Дорофеева Г.Д., Такташов С.И., Дорофеева Э.А., Забиров В.Х. Опыт создания и использования классов специализированных медицинских тренажеров при обучении педиатрии. // Педиатрия. 1990. №2. С.71-73.

3. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина, 1986.

Способ профессиональной подготовки студентов, включающий овладение практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур и систему контроля знаний, отличающийся тем, что овладение практическими навыками осуществляют в игровой форме поэтапно, при этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей, по окончании первого этапа преподаватель выставляет оценку, на втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов-актеров, при этом контроль знаний обучаемого на этом этапе осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видеозвукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем, второй этап проходит под одновременным контролем пациента-актера, эксперта и преподавателя, которые после завершения этого этапа оценивают качество знаний студента, и на основании выставленных на всех этапах оценок выставляют итоговый рейтинговый балл.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для моделирования гинекомастии. .

Изобретение относится к медицине и может быть применимо для прижизненного определения упругости головного мозга. .

Изобретение относится к области медицинской диагностики. .

Изобретение относится к области экспериментальной медицины и фармакологии. .

Изобретение относится к области биологии и экспериментальной медицины и может использоваться в медико-биологических исследованиях. .

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной кардиологии, и может быть использовано для моделирования кардиовазоренальной артериальной гипертензии у крыс.
Изобретение относится к области медицины, а именно к экспериментальной неврологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной хирургии, и может быть использовано для определения изменений патоморфологических особенностей дуоденальной стенки на смоделированной травме двенадцатиперстной кишки.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к офтальмологии. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для разработки новых методов профилактики и лечения остеопороза. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к гастроэнтерологии, и может быть использовано в клинической практике для диагностики гастрита у детей и своевременного назначения адекватной терапии.

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургической стоматологии, и может быть использовано для лечения хронического периодонтита. .

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам для получения клеточного материала из органов и тканей организма методом аспирации. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к патологической анатомии и онкологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к офтальмологии, и предназначено для прогнозирования воспалительных осложнений в глазу при повторных хирургических вмешательствах.

Изобретение относится к области медицины, биологии, патофизиологии и может быть использовано для диагностики язвенного колита. .
Изобретение относится к медицине, а именно к диетологии и гигиене питания. .
Наверх