Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него

Группа изобретений относится к конструкционным высокопрочным свариваемым титановым сплавам, предназначенным для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов авиационной техники. Предложен сплав на основе титана и изделие, выполненное из него. Сплав содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: алюминий - 4,3-6,0, молибден - 4,0-5,6, ванадий - 4,0-5,6, хром - 0,5-1,5, железо - 0,5-1,5, цирконий - 0,03-0,5, медь - 0,003-0,15, никель - 0,003-0,15, кислород - 0,02-0,2, углерод - 0,01-0,1, азот - 0,01-0,05, водород - 0,003-0,015, гафний - 0,03-0,5, титан - остальное. Суммарное содержания кислорода, углерода и азота в сплаве предпочтительно удовлетворяет условию 0,15%≤[(%O)+0,5(%C)+l,7(%N)]≤0,24%. Изобретение направлено на повышение малоцикловой усталости сварных соединений и термической стабильности основного металла. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к разработке конструкционных высокопрочных свариваемых титановых сплавов, предназначенных для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов: балок, лонжеронов, шпангоутов, силовых элементов конструкции шасси и крепления двигателя, используемых в авиационной технике.

Известен сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:

алюминий5,5-6,75
молибден0,85-3,15
ванадий3,5-4,5
железо0,85-3,15
кислород≤0,2
титаностальное

(заявка Японии №02173234)

Известный сплав обладает пониженной пластичностью.

Изделия, выполненные из него, не пригодны для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей.

Известен сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:

алюминий4,0-6,0
молибден4,5-6,0
ванадий4,5-6,0
хром2,0-3,6
железо0,2-0,5
кислород≤0,2
азот0,05
титан остальное

(патент РФ №2283889)

Из известного сплава изготавливают конструкции планера самолета и двигателя, детали крепежа.

Недостатком этого сплава является пониженный уровень усталостной прочности сварных соединений.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе титана следующего химического состава, мас.%:

алюминий4,3-6,0
молибден4,0-5,6
ванадий4,0-5,6
хром0,5-1,5
железо0,5-1,5
цирконий0,03-0,5
медь0,003-0,15
никель0,003-0,15
кислород0,02-0,2
углерод0,01-0,2
азот0,01-0,05
водород0,003-0,03
титаностальное

(патент РФ №2082802)

Недостатками известного сплава являются недостаточно высокая малоцикловая усталость (МЦУ) сварных соединений и невысокая термическая стабильность основного металла, что не позволяет использовать этот сплав для изготовления таких изделий, как узлы крепления двигателя.

Недостатками изделий из известного сплава является недостаточно высокие надежность и ресурс.

Технической задачей изобретения является повышение малоцикловой усталости (МЦУ) сварных соединений и термической стабильности основного металла.

Поставленная задача достигается тем, что предложен сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, ванадий, хром, железо, цирконий, медь, никель, кислород, углерод, азот и водород, который дополнительно содержит гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюминий4,3-6,0
молибден4,0-5,6
ванадий4,0-5,6
хром0,5-1,5
железо0,5-1,5
цирконий0,03-0,5
медь0,003-0,15
никель0,003-0,15
кислород0,02-0,2
углерод0,01-0,1
азот0,01-0,05
водород0,003-0,015
гафний0,03-0,5
титаностальное

При этом предпочтительно, чтобы суммарное содержания кислорода, углерода и азота в сплаве должно удовлетворять условию 0,15%≤[(%O)+0,5(%С)+1,7(%N)]≤0,24%.

Авторами установлено, что дополнительное введение в сплав гафния при заявленном содержании и соотношении компонентов повышает малоцикловую усталость (МЦУ) сварных соединений и термическую стабильность основного металла.

Примеры конкретного осуществления

Для исследования механических свойств сплава, в вакуумной дуговой печи выплавляли методом двойного переплава слитки с химическим составом в пределах предлагаемого сплава (1, 2, 3, табл.1) и сплава-прототипа (4, табл.1).

Выплавленные слитки ковали на гидравлическом прессе на плиты. После механической обработки плит, из них изготавливали заготовки толщиной 20 мм, которые затем сваривали электронно-лучевой сваркой. Сваренные заготовки подвергали упрочняющей термической обработке. Результаты испытаний механических свойств образцов, вырезанных из основного металла и сварных соединений, приведены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что при повышении термической стабильности значения МЦУ сварных соединений повысились в 1,3-1,5 раза.

Таким образом, применение предлагаемого сплава повысит эксплуатационную надежность и ресурс крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов.

Таблица1
№п/пХимический состав, мас.%0,15%≤[(%O)+0,5(%C)+1,7(%N)]≤0,24%
AlМоVCrFeZrCuNiОСNНHfTi
14,34,04,00,51,50,030,0030,0030,020,100,050,0030,03ост.0,16
25,04,84,81,01,00,250,0750,0750,100,050,0250,0090,25"0,17
36,05,65,61,50,50,50,150,150,200,010,010,0150,5"0,22
46,05,65,61,51,50,50,150,150,200,010,020,0150,5"0,23
56,05,65,61,51,50,50,150,150,200,200,050,03-"0,45

Таблица 2
СплавМеханические свойства при 20°С
основной металлсварное соединение
исходное состояниепосле выдержки

350°С - 1000 ч.
исходное состояние
σв, МПаδ, %σв, МПаδ, %σв, МПаМЦУ,

σmaxнетто,

МПа (Nр=5·104 ц)
1148012,5139012,5136064
215001014909,5139062
31530915209141060
41540915408,5143060
514708,514405135050

1. Сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, ванадий, хром, железо, цирконий, медь, никель, кислород, углерод, азот, водород, отличающийся тем, что он дополнительно содержит гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюминий4,3-6,0
молибден4,0-5,6
ванадий4,0-5,6
хром0,5-1,5
железо0,5-1,5
цирконий0,03-0,5
медь0,003-0,15
никель0,003-0,15
кислород0,02-0,2
углерод0,01-0,1
азот0,01-0,05
водород0,003-0,015
гафний0,03-0,5
титаностальное

2. Сплав на основе титана по п.1, отличающийся тем, что суммарное содержание кислорода, углерода и азота в сплаве удовлетворяет условию 0,15%≤[(%О)+0,5(%С)+1,7(%N)]≤0,24%.

3. Изделие из сплава на основе титана, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по любому из пп.1 и 2.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе титана, применяемым для изготовления деталей приборов, работающих в окислительных средах в условиях высоких температур.
Изобретение относится к области металлургии, и касается составов сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в нефтяной промышленности, в частности для изготовления легких и прочных труб, применяемых при бурении глубоких скважин.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам лигатур для обработки сплавов на основе титана. .
Сплав // 2333986
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам для изготовления деталей летательных аппаратов. .
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в авиастроении, машиностроении, судостроении.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей машин и оборудования, работающих в условиях трения и повышенного износаИзвестен сплав на основе никеля, содержащий, мас.%: никель 45,0-60,0; медь 0,1-2,0; железо 0,1-5,0; кремний 0,1-2,0; титан - остальное [1].
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для создания технологий, основанных на применении сплавов с эффектом памяти формы. .
Изобретение относится к созданию титановых сплавов, предназначенных для изготовления обшивки, днищ, баллонов, емкостей и других деталей, материал которых работает в условиях двухосного растяжения используемых в авиационной, космической и ракетной технике, цветной металлургии

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным отношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в судовом и энергетическом машиностроении при производстве трубопроводов и сварных трубных систем, отвечающих требованиям промышленной эксплуатации и радиационно-экологической безопасности современного корабельного и реакторного оборудования
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов Может использоваться для деталей и узлов авиакосмической и ракетной техники, изготовление которых требует высокой технологической пластичности сплава
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов, предназначенных для использования в качестве конструкционного материала при изготовлении обшивки, лонжеронов, шпангоутов, фюзеляжа, крыльев, агрегатов и других деталей летательных аппаратов
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в судостроении

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, предназначенных для использования при производстве оборудования и в корпусных конструкциях стационарных и транспортных ядерных энергетических установок

Изобретение относится к области металлургии и касается сплавов на основе алюминидов титана, полученных плавлением или порошковой металлургии, с составом Ti-zAl-yNb, где 44,5 z 45,5 ат.%, и 5 у 10 ат.%, а также содержит молибден 0,1 Мо 5 ат.% и имеет тонкодисперсную -фазу в -титаналюминидном сплаве в температурном интервале до 1320°С

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления изделий для авиационной и космической промышленности

Изобретение относится к изделиям, содержащим металлические композиции на основе титана и, в частности, к изделиям, изготовленным из композиции титана с диспергированными в них частицами борида титана
Наверх