Титановый сплав для трубопроводов и трубных систем теплообменного оборудования атомной энергетики

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным отношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в судовом и энергетическом машиностроении при производстве трубопроводов и сварных трубных систем, отвечающих требованиям промышленной эксплуатации и радиационно-экологической безопасности современного корабельного и реакторного оборудования. Изобретение направлено на создание высокотехнологичного свариваемого сплава, обладающего улучшенным комплексом основных физико-механических и служебных свойств, меньшей склонностью к коррозионно-усталостному разрушению, а также большей по сравнению с известными материалами деформационной способностью в условиях реакторного облучения и длительного воздействия коррозионно-активных сред, что обеспечивает повышение эксплуатационной надежности и общего ресурса работы трубных систем прямоточных парогенераторов и блочных конденсаторов паропроизводящих установок стационарных и транспортных АЭУ. Сплав содержит, мас.%: алюминий 1,8-2,5; цирконий 2,0-3,0; кремний 0,05-0,12; железо 0,15-0,25; кислород 0,03-0,10; углерод 0,03-0,08; азот 0,01-0,04; водород 0,001-0,006; олово 0,005-0,01; церий 0,003-0,008; титан - остальное. При этом суммарное содержание углерода и азота не должно превышать 0,10 мас.%, а отношение Zr/(C+N) должно быть не менее 30. 2 табл.

 

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным соотношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в судовом и энергетическом машиностроении при производстве трубопроводов и сварных трубных систем, отвечающих требованиям промышленной эксплуатации и радиационно-экологической безопасности современного корабельного и реакторного оборудования.

Известны конструкционные титановые материалы, применяемые в машиностроительных отраслях промышленности (например, титановые сплавы типа ВТ, ОТ и ПТ, а также другие аналоги), указанные в государственных и отраслевых стандартах, а также в научно-технической литературе [1-8]. Однако известные сплавы в ряде случаев не обеспечивают требуемого уровня и стабильности основных физико-механических и служебных характеристик, что снижает работоспособность и эксплуатационную надежность применяемого теплообменного оборудования и не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам ядерной энергетики, по их безопасной эксплуатации в течение заданного срока службы.

Наиболее близким к заявляемой композиции по базовому составу и функциональному назначению является титановый сплав марки ПТ-7М по ГОСТ 19807 [1], содержащий в своем составе легирующие и примесные элементы в следующем соотношении, в мас.%:

алюминий 1,8-2,5
цирконий 2,0-3,0
кремний ≤0,12
железо ≤0,25
кислород ≤0,15
углерод ≤0,10
азот ≤0,04
водород ≤0,006
титан основа

Известный титановый сплав характеризуется повышенной чувствительностью к коррозионно-усталостному разрушению и питтингообразованию в условиях работы трубных систем парогенератора судовых установок с повышенным содержанием хлоридов в воде и водных растворах.

Вместе с тем известный сплав обладает пониженными пластическими свойствами после нейтронного облучения.

Техническим результатом настоящего изобретения является создание титанового сплава, обладающего более высокой стойкостью к коррозионно-усталостному разрушению и питтингообразованию, а также имеющего более высокую пластичность после нейтронного облучения.

Технический результат достигается за счет того, что в состав известного сплава, содержащего алюминий, цирконий, кремний, железо, кислород, углерод, азот, водород и титан, дополнительно введены олово и церий при следующем соотношении компонентов, в мас.%:

алюминий 1,8-2,5
цирконий 2,0-3,0
кремний 0,05-0,12
железо 0,15-0,25
кислород 0,03-0,10
углерод 0,03-0,08
азот 0,01-0,04
водород 0,001-0,006
олово 0,005-0,01
церий 0,003-0,008
титан остальное

При этом суммарное содержание углерода и азота не должно превышать 0,10%, а отношение Zr/(C+N) должно быть не менее 30.

Соотношение указанных легирующих и примесных элементов выбрано таким, чтобы заявляемая композиция обеспечивала формирование наиболее оптимального структурного состояния, требуемый уровень и стабильность важнейших структурно-чувствительных характеристик материала, во многом определяющих коррозионно-механическую прочность и заданную работоспособность, а также эксплуатационную надежность теплообменного оборудования реакторной установки.

Введение в заявляемый сплав микролегирующих и модифицирующих добавок олова и церия в указанном соотношении с другими легирующими элементами и, в первую очередь, с алюминием и цирконием улучшает его структурную стабильность и, как следствие, весь комплекс основных физико-механических и служебных свойств, положительно влияющих на снижение чувствительности основного металла, металла сварного шва и зоны термического влияния тонкостенных трубных изделий к коррозионно-усталостному разрушению в процессе длительной эксплуатации, а также повышает работу зарождения и развития межзеренной трещины в условиях статического и циклического нагружений. При этом, как показали результаты исследований, происходит более равномерное распределение легирующих элементов и избыточных фаз по всему сечению полуфабрикатов и трубных заготовок, металл эффективнее очищается от вредных примесей и газов, более активно идет формирование мелкозернистой структуры с равноосной формой зерна, тоньше и чище становятся границы зерна, увеличивается прочность межкристаллитной связи, что в целом обеспечивает значительное повышение пластичности и вязкости как основного металла, так и сварных соединений. Заметно снижается склонность сплава к структурной анизотропии и существенно улучшается его технологичность на стадии металлургического передела, что повышает выход годного при промышленном производстве листового и трубного проката, а также других тонкостенных полуфабрикатов сложного профиля. Введение олова и церия вне указанных в формуле изобретения пределов снижает эффективность их положительного влияния и не приводит к заметному улучшению этих структурно-чувствительных характеристик работоспособности материала в процессе длительной эксплуатации теплообменного реакторного оборудования паропроизводящей установки.

Количественное модифицирование сплава отношением циркония, как активного карбидо- и нитродообразующего элемента, к общему содержанию (C+N) улучшает структурную стабильность металла шва и зоны термического влияния, способствует формированию при соответствующей термообработке в достаточном количестве мелкодисперсных карбидных и нитридных фаз, термодинамически устойчивых при температурах технологических и сварочных нагревов, что повышает сопротивление основного металла и сварных соединений хрупкому разрушению в условиях сложного динамического нагружения и воздействия коррозионно-активных рабочих сред. При этом обеспечение более высокого, чем в прототипе, уровня пластических характеристик и деформационной способности сплава достигается за счет формирования устойчивых дислокационных структур, во многом определяющих оптимальную плотность активных плоскостей скольжения в процессе пластической деформации. Как уже отмечалось, ограничение соотношения Zr/(C+N) способствует образованию сбалансированного содержания высокодисперсных карбонитридов циркония и повышает отпускоустойчивость металла шва и зоны термического влияния при сохранении необходимого уровня прочностных и пластических характеристик сплава.

Фрактографический анализ поверхности изломов образцов методом сканирования на растровом электронном микроскопе показал, что в заявляемом сплаве доля вязкой составляющей в зоне разрушения металла после коррозионно-усталостного разрушения в водородосодержащих средах заметно возрастает по сравнению с известным составом. Несоблюдение указанного в формуле изобретения соотношения циркония к примесям внедрения снижает дисперсность образующихся фаз внедрения и затрудняет равномерность их распределения по объему зерна, что изменяет и ослабляет механизм закрепления дислокации в процессе последующих технологических нагревов сортового и трубного проката и отрицательно влияет на деформационную способность металла в процессе длительной эксплуатации.

Полученный более высокий уровень физико-механических, сварочно-технологических и служебных характеристик сплава обеспечивается комплексным модифицированием заявляемой композиции в указанном соотношении с другими элементами, сбалансированным химическим и фазовым составом, нормированным содержанием вводимых микролегирующих и модифицирующих добавок, а также контролированием чистоты металла по остаточным вредным примесям.

В ЦНИИ КМ «Прометей» совместно с другими предприятиями отрасли в соответствии с планом проводимых научно-исследовательских разработок в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» выполнен необходимый комплекс лабораторных, расчетных и опытно-промышленных работ по выплавке, пластической и термической обработкам создаваемой марки сплава. Металл выплавлялся в вакуумных гарнисажных электропечах с магнитоуправляемой дугой с последующей обработкой на кузнечно-прессовом оборудовании с получением полуфабрикатов требуемого сортамента.

Химический состав исследованных материалов, а также результаты определения наиболее важных физико-механических свойств и характеристик представлены в табл.1 и 2.

Ожидаемый технико-экономический эффект применения разработанного титанового сплава в машиностроительных отраслях промышленности и народном хозяйстве выразится в повышении общего ресурса работы и эксплуатационной надежности, а также экологической безопасности использования тонкостенных трубопроводов и трубных систем широкой номенклатуры теплообменного оборудования современных реакторных установок атомной энергетики за счет снижения склонности сплава к коррозионно-усталостному разрушению, питтингообразованию и более высоких пластических свойств после нейтронного облучения по сравнению с прототипом.

Таблица 1
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ИССЛЕДОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Состав Условный номер состава Содержание элементов, мас.%
Al Zr Si Fe О С N Н Sn Се (C+N) Zr/(C+N)
Заявляемый 1 1,8 2,0 0,05 0,15 0,07 0,03 0,01 0,001 0,005 0,003 0,04 50,0
2 2,2 2,7 0,08 0,20 0,03 0,05 0,04 0,004 0,008 0,005 0,09 30,0
3 2,5 3,0 0,12 0,25 0,10 0,08 0,02 0,006 0,01 0,008 0,10 30,0
Известный 4 2,5 3,0 0,10 0,25 0,15 0,10 0,04 0,006 - - 0,14 21,4
Примечание. Остальное - титан

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 19807 Титан и сплавы титановые деформируемые (марки) - прототип, с.2-4.

2. ГОСТ 22897 Трубы бишовные холоднодеформированные из сплавов на основе титана. Технические условия.

3. ОСТ 1.92077 Сплавы титановые (марки).

4. Б.Б.Чечулин, С.С.Ушков и др. Титановые сплавы в машиностроении, Изд-во «Машиностроение», Л., 1977.

5. У.Цвиккер. Титан и его сплавы. Издательство «Металлургия», М., 1979.

6. И.В.Горынин, В.В.Рыбин, С.С.Ушков и др. Титановые сплавы как перспективный реакторный материал. Сб. ст. «Радиационное материаловедение и конструкционная прочность реакторных материалов», Изд-е ЦНИИ КМ «Прометей», С-Пб, 2002.

7. С.С.Ушков, В.А.Межонов, О.А.Кожевников и др. Применение титановых сплавов для корпусов водо-водяных реакторов перспективных атомных энергетических установок. - Материалы 7-й Международной научно-техн. конф. «Проблемы материаловедения при проектировании, изготовлении и эксплуатации оборудования АЭС», С-Пб, 2002.

8. В.В.Рыбин, О.А.Кожевников и др. Механические свойства, тонкая структура и микромеханизмы разрушения облученных нейтронами альфа-сплавов титана, - МиТОМ, №9, 1999, стр.47-51.

Титановый сплав для трубопроводов и трубных систем теплообменного оборудования атомной энергетики, содержащий алюминий, цирконий, кремний, железо, кислород, углерод, азот, водород и титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит олово и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюминий 1,8-2,5
цирконий 2,0-3,0
кремний 0,05-0,12
железо 0,15-0,25
кислород 0,03-0,10
углерод 0,03-0,08
азот 0,01-0,04
водород 0,001-0,006
олово 0,005-0,01
церий 0,003-0,008
титан остальное

при этом суммарное содержание углерода и азота не превышает 0,10 мас.%, а отношение Zr/(C+N) составляет не менее 30.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к созданию титановых сплавов, предназначенных для изготовления обшивки, днищ, баллонов, емкостей и других деталей, материал которых работает в условиях двухосного растяжения используемых в авиационной, космической и ракетной технике, цветной металлургии.
Изобретение относится к разработке конструкционных высокопрочных свариваемых титановых сплавов, предназначенных для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов: балок, лонжеронов, шпангоутов, силовых элементов конструкции шасси и крепления двигателя, используемых в авиационной технике.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе титана, применяемым для изготовления деталей приборов, работающих в окислительных средах в условиях высоких температур.
Изобретение относится к области металлургии, и касается составов сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в нефтяной промышленности, в частности для изготовления легких и прочных труб, применяемых при бурении глубоких скважин.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам лигатур для обработки сплавов на основе титана. .
Сплав // 2333986
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам для изготовления деталей летательных аппаратов. .
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в авиастроении, машиностроении, судостроении.
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов Может использоваться для деталей и узлов авиакосмической и ракетной техники, изготовление которых требует высокой технологической пластичности сплава
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов, предназначенных для использования в качестве конструкционного материала при изготовлении обшивки, лонжеронов, шпангоутов, фюзеляжа, крыльев, агрегатов и других деталей летательных аппаратов
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в судостроении

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, предназначенных для использования при производстве оборудования и в корпусных конструкциях стационарных и транспортных ядерных энергетических установок

Изобретение относится к области металлургии и касается сплавов на основе алюминидов титана, полученных плавлением или порошковой металлургии, с составом Ti-zAl-yNb, где 44,5 z 45,5 ат.%, и 5 у 10 ат.%, а также содержит молибден 0,1 Мо 5 ат.% и имеет тонкодисперсную -фазу в -титаналюминидном сплаве в температурном интервале до 1320°С

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления изделий для авиационной и космической промышленности

Изобретение относится к изделиям, содержащим металлические композиции на основе титана и, в частности, к изделиям, изготовленным из композиции титана с диспергированными в них частицами борида титана
Изобретение относится к титановому сплаву, детали из упомянутого сплава и способу ее изготовления и может быть использовано для изготовления спортивного снаряжения, снаряжения для досуга, медицинских инструментов, а также промышленных узлов и деталей аэрокосмического оборудования

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным соотношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в атомном энергетическом машиностроении при производстве силовых крепежных элементов фланцевых соединений и герметичных разъемов различных сосудов давления, трубопроводов и арматуры реакторного оборудования
Наверх