Способ тестирования спортсменов в водном поло с использованием макета-имитатора вратаря и тренировочных плавучих кассет для мячей

Изобретение относится к области игровых видов спорта. Макет-имитатор вратаря устанавливают и фиксируют на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот и регулируют его щитки на заданный уровень защиты. Три тренировочные плавучие кассеты с мячами устанавливают ориентировочно на центральной продольной линии ватерпольного поля или перпендикулярно ей. Кассеты устанавливают от ватерпольных ворот на ближней, средней и дальней дистанциях. После этого спортсмен выполняет серии атакующих бросков, последовательно начиная с дальней или ближней тренировочной плавучей кассеты. После завершения всех серий бросков осуществляют анализ и оценку каждого атакующего броска и каждой серии в соответствии с разработанной методикой расчета. Техническим результатом изобретения является повышение уровня оценки навыков точного поражения ватерпольных ворот. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области игровых видов спорта и предназначено для проведения индивидуального тестирования спортсменов-ватерполистов при оценке точности бросков по ватерпольным воротам с различных дистанций.

Тестирование проводится с использованием специализированных тренажерных устройств (СТУ): макета-имитатора вратаря (МИВ) и тренировочной плавучей кассеты для ватерпольных мячей (ТПК), описанных в специальной литературе [1], [2] и [3] и в патентном источнике [4].

Известен способ экспериментальной оценки координационной выносливости спортсменов в технике атакующих бросков в водном поло, при котором на выбранной акватории, например на ватерпольном поле бассейна, устанавливают МИВ на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот, регулируют щитки МИВ по высоте на заданный уровень защиты и ТПК для мячей устанавливают также на заданное расстояние относительно ватерпольных ворот. Затем спортсмен проводит серию атакующих бросков, как правило, за ограниченные промежутки времени между бросками. По завершении серии атакующих бросков производят оценку каждого броска и всей серии в целом [4].

При реализации известного способа используется только одна ТПК и спортсмен на все время проведения серии бросков находится на неизменном расстоянии от ватерпольных ворот. В процессе реальной соревновательной игры спортсмены выполняют атакующие броски с разных дистанций, которые за время игры существенно различаются.

В предлагаемом способе тестирования спортсмен выполняет серии атакующих бросков при последовательном изменении расстояния до ватерпольных ворот, причем как в сторону его увеличения, так и в сторону его уменьшения, за счет использования одновременно нескольких ТПК для мячей, устанавливаемых на различных дистанциях относительно ватерпольных ворот.

Технический результат предлагаемого тестирования состоит в оценке уровня навыка точного поражения ватерпольных ворот у спортсменов чувства ворот с различных дистанций, характерных для реальной игры, а именно ближних, средних и дальних.

Указанный технический результат в способе тестирования спортсменов в водном поло, заключающемся в том, что на ватерпольном поле бассейна или иной акватории устанавливают и фиксируют макет-имитатор вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении центра поля, регулируют его щитки по высоте в соответствии с заданным уровнем защиты, также на водной поверхности устанавливают тренировочную плавучую кассету, заполняемую мячами, количество которых необходимо и достаточно для получения статистически достоверного результата в оценке точности бросков по ватерпольным воротам, располагают ее ориентировочно на центральной продольной линии поля или перпендикулярно ей, фиксируют на заданном расстоянии от ватерпольных ворот, после этого спортсмен располагается рядом с тренировочной плавучей кассетой, как правило, за ней, и выполняет серию атакующих бросков за ограниченные временные промежутки между ними, и затем проводят оценку атакующих бросков и серии в целом, достигается за счет того, что дополнительно используют две тренировочные плавучие кассеты, каждую из которых также заполняют мячами в количестве, аналогичном количеству мячей в упомянутой первой тренировочной плавучей кассете, а также обеспечивают их аналогичное ориентирование и фиксацию, причем одну из тренировочных плавучих кассет располагают на ближней дистанции, другую тренировочную плавучую кассету располагают на средней дистанции, а на дальней дистанции располагают третью тренировочную плавучую кассету, после этого, в зависимости от выбранной последовательности выполнения атакующих бросков, спортсмен занимает место у ближней или дальней тренировочной плавучей кассеты, выполняет серию атакующих бросков, а затем последовательно перемещается к следующим тренировочным плавучим кассетам и у каждой из них выполняет серию атакующих бросков.

В качестве частных решений предложено выполнять перемещения макета-имитатора в заданном направлении после каждой серии бросков, заключающиеся в том, что:

- при установке макета-имитатора вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении к центру поля и при выполнении спортсменом серий атакующих бросков с последовательным его перемещением от дальней тренировочной плавучей кассеты к ближним после каждой серии сдвигают макет-имитатор вратаря в сторону ватерпольных ворот на заданное расстояние;

- при установке макета-имитатора вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении к центру поля и при выполнении спортсменом серий атакующих бросков с последовательным его перемещением от ближней тренировочной плавучей кассеты к дальним после каждой серии атакующих бросков сдвигают макет-имитатор вратаря от створа ватерпольных ворот на заданное расстояние, также в направлении к центру поля.

Изобретение поясняется следующими чертежами.

Фиг.1 - общий вид макета-имитатора вратаря, устанавливаемого и фиксируемого относительно ватерпольных ворот.

Фиг.2 - тренировочная плавучая кассета и способы ее фиксации на водной поверхности.

Фиг.3 - иллюстрация способа тестирования для одного из вариантов последовательности выполнения серий атакующих бросков.

Фиг.4 - иллюстрация способа тестирования для другого варианта последовательности выполнения серий атакующих бросков.

Все примеры серий атакующих бросков даны для случая выполнения их в бассейне.

На чертежах приняты следующие обозначения.

Ватерпольные ворота 1, бортик 2 бассейна, МИВ 3, установленный в ватерпольных воротах 1 (фиг.1).

Конструкция МИВ 3 представляет собой Т-образный щит из ударопрочного материала, в надводной части которого, на его горизонтальных участках, расположены регулируемые по высоте защитные вертикальные, боковые и угловые щитки 4, а также наклонные щитки 5 для отражения мячей на угловой. В нижней части Т-образного щита, расположенного под водой, находится поплавок 6 и балансный груз 7.

Используемая для реализации способа тестирования ТПК (фиг.2) выполнена в виде прямоугольной рамы 8 из плавучего материала, дерева, пенопласта и т.п., по периметру которой на стойках 9 укреплена лента 10 для удержания на раме 8 нескольких ватерпольных мячей 11. Практика работы с СТУ показала, для тестирования достаточно использовать десять ватерпольных мячей 11. Такое количество мячей определяет количество попыток (опытов) и в математической статистике считается достаточно солидной выборкой для получения достоверных выводов при оценке тех или иных характеристик случайных процессов, к которым в данном случае относятся броски по ватерпольным воротам, в которых установлен МИВ 3.

За время тренировки спортсмен, изымающий ватерпольные мячи из ТПК для выполнения атакующих бросков, а также перемещающийся от одной ТПК к другой для выполнения серии бросков, создает значительные возмущения на водной поверхности, что может изменить положение ТПК. Для исключения такого недостатка ТПК фиксируют на поверхности воды. Это может быть осуществлено двумя способами. Во-первых, растяжками 12, укрепляемыми на раме ТПК и на канатах, отделяющих дорожки одна от другой, или на стенках бассейна. Во-вторых, с помощью грузов 13, располагаемых на дне бассейна и соединенных с рамой 8 посредством канатов 14.

На фиг.3 изображен МИВ 3, обозначенный позицией А, т.е. расположенный перед ватерпольными воротами 1 на заданном расстоянии, или позицией В, обозначающей его расположение в створе ватерпольных ворот 1. Эти обозначения соответствуют позициям МИВ 3 до проведения атакующего броска. Позицией С обозначен МИВ 3, перемещаемый после команды на атакующий бросок.

Используемые для тестирования ТПК 15, 16 и 17 располагают соответственно на ближней (5 м), средней (7 м) и дальней (более 9-10 м) дистанции. Каждую ТПК 15, 16 и 17 заполняют мячами 11.

При реализации одного из вариантов выполнения последовательности серий атакующих бросков дополнительно может быть осуществлено воздействие на МИВ - его сдвиг в сторону ватерпольных ворот после выполнения каждой серии атакующих бросков. Для этого могут быть использованы направляющие 18 и привод 19, расположенный на бортике 2 бассейна, соединенный посредством жестких тяг 20 с корпусом МИВ 3. Направляющие 18 могут быть соединены с ватерпольными воротами 1 или зафиксированы относительно бортиков 2 бассейна (фиг.3).

Фиг.4 поясняет реализацию способа тестирования в соответствии с другим примером последовательности выполнения серий атакующих бросков. На ней изображен МИВ 3, обозначенный позицией А, т.е. расположенный в створе ватерпольных ворот 1, или позицией В, обозначающей его расположение перед ватерпольными воротами 1 на заданном расстоянии, причем до атакующего броска. Позицией С обозначено положение МИВ 3, перемещаемого после команды на атакующий бросок.

Для реализации этого варианта последовательности выполнения серий атакующих бросков также дополнительно может быть осуществлено воздействие на МИВ 3 - его сдвиг в сторону от ватерпольных ворот 1 на заданное расстояние, после выполнения каждой серии атакующих бросков. Для этого МИВ 3 снабжен направляющими 21 и приводом 22, расположенным на бортике 2 бассейна и соединенным посредством жестких тяг 23 с корпусом МИВ 3.

На фиг.4 также изображены ТПК 15, ТПК 16 и ТПК 17, установленные соответственно на ближней (5 м), средней (7 м) и дальней (более 9-10 м) дистанции, и заполняемые мячами 11.

Способ тестирования реализуется следующим образом.

На ватерпольном поле бассейна устанавливают и фиксируют МИВ 3 относительно ватерпольных ворот 1, регулируя при этом щитки 4 и 5 на определенный уровень защиты, который, в частности, определяется уровнем общей и специальной подготовки спортсмена-ватерполиста.

Например, верхние угловые щитки 4 могут быть установлены на нижний уровень защиты, т.е. должны находиться вровень с углами горизонтальных участков МИВ 3. Поэтому верхние углы ватерпольных ворот 1 при таком уровне защиты являются в наибольшей степени уязвимыми. Угловые щитки 5 устанавливают под углом к горизонтальным участкам МИВ 3, при котором происходит отскок мячей от этих щитков на угловой.

МИВ 3 может быть установлен вблизи от створа ватерпольных ворот 1 (позиция В) или перед ними на заданном расстоянии (позиция А). В последнем случае это расстояние определяется условиями тренировки и приблизительно равно 1.5-2 м.

ТПК 15, 16 и 17 устанавливают ориентировочно на центральной линии поля и фиксируют каждую на поверхности воды на заданном расстоянии относительно ватерпольных ворот 1, соответственно на ближнем (5 м), среднем (7 м) и дальнем (более 9-10 м). В качестве примера на чертежах изображены ТПК 15, 16 и 17, установленные в поперечном направлении относительно центральной продольной линии поля.

Спортсмен в соответствии с одним из вариантов последовательности выполнения серий атакующих бросков располагается, например, за ТПК 17, наиболее отдаленной от ватерпольных ворот 1.

После подачи команды спортсмен изымает из ТПК 17 мяч 11, оценивает расположение щитков 4 и 5 на МИВ 3 и совершает атакующий бросок.

После завершения серии бросков у ТПК 17 спортсмен перемещается к ТПК 16, а затем к ТПК 15 для завершения серии атакующих бросков на соответствующих дистанциях.

Возможно некоторое дополнение в тестирование. В том случае, если МИВ 3 располагают на заданном расстоянии от ватерпольных ворот 1 (позиция А), после каждой серии бросков с помощью привода 19 сдвигают МИВ 3 в сторону ватерпольных ворот 1 (позиция С) на заданное расстояние A L, определяемое условиями тестирования.

Такое смещение, в частности, затрудняет навесные броски, проводимые спортсменом, перемещающимся к более ближней ТПК 16 и затем к самой ближней, ТПК 15, но вместе с тем вырабатывает у него реакцию на расположение МИВ 3, изменяемое относительно ватерпольных ворот 1, что, несомненно, положительным образом отразится на играх с реальным вратарем.

Значение Д L находится в пределах 0.75-1 м. Например, к моменту начала выполнения спортсменом атакующих бросков у ТПК 15 положение МИВ 3 должно быть максимально приближено к ватерпольным воротам 1, поэтому спортсмен вынужден выполнять серию не с навесными, а с прямыми бросками.

Исход каждого атакующего броска регистрируют, а после окончания тестирования осуществляют их анализ, производят необходимые подсчеты и дают оценку каждой серии и всех серий в целом.

При реализации способа тестирования согласно другому варианту выполнения последовательности серий атакующих бросков МИВ 3 располагают у створа ватерпольных ворот 1 (позиция А). Возможно также его расположение и перед ватерпольными воротами 1 (позиция В) на некотором заданном расстоянии. Уровень защиты щитков 4 и 5 может оставаться неизменным. Спортсмен в этом случае располагается за ближайшей к ватерпольным воротам 1 ТПК 15 (фиг.4).

После подачи команды на каждый атакующий бросок спортсмен изымает из ТПК 15 мяч 11, оценивает расположение щитков 4 и 5 на МИВ 3 и возможное его положение и выполняет бросок.

После завершения серии бросков у ТПК 15 спортсмен последовательно перемещается к ТПК 16, а затем к ТПК 17 для завершения серии атакующих бросков на этих дистанциях.

Условия тестирования и в этом случае, при необходимости, также можно изменить. После каждой серии бросков с помощью привода 22 сдвигают МИВ 3 в направлении от ватерпольных ворот 1 (позиция С) на заданное расстояние Д L, находящееся также ориентировочно в пределах 0.75-1 м.

Такое смещение, при использовании его в тренировочных упражнениях, должно вырабатывать у спортсменов навыки в проведении навесных бросков с дальних расстояний, а также чувство дистанции и оценку ими изменения ситуации у ватерпольных ворот.

После завершения тестирования, т.е. всех серий бросков, осуществляют анализ и оценку каждого атакующего броска и каждой серии.

Для оценки каждого атакующего броска разработана и опробована методика расчета, подробно описанная в источнике [4]. Сущность этой методики состоит в том, что каждому атакующему броску, в зависимости от его исхода, присваивается определенная оценка (см. таблицу).

ТЕСТ-УПРАЖНЕНИЕ
"АТАКУЮЩИЕ БРОСКИ ПО ВАТЕРПОЛЬНЫМ ВОРОТАМ"
ИСХОДНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АТАКУЮЩЕГО БРОСКА УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БРОСКА ОЦЕНКА В БАЛЛАХ
ГОЛ Г +5
ШТАНГА-ГОЛ ШГ +4
штанга - от МИВ-ГОЛ ШИГ +3
От МИВ-ГОЛ ОИГ +2
От МИВ - на УГЛОВОЙ ОИУ +1
От МИВ - в ПОЛЕ ОИП 0
ШТАНГА - в ПОЛЕ ШП -1
ШТАНГА - МИМО ВОРОТ - за ЛИЦЕВУЮ
(БОКОВУЮ)
ШМВЛ
(Б)
-2
«СЛАБЫЙ УДАР» (отскок от средней СЛИП -3
части МИВ - в ПОЛЕ (в зону ворот)
0 ПОПАДАНИЕ В НЕЗАДАННУЮ ПОЛОВИНУ
ВОРОТ-ГОЛ
НЗПВГ -4
1 ПОПАДАНИЕ В НЕЗАДАННУЮ ПОЛОВИНУ
ВОРОТ - (угловой и пр.)
НЗПВ -4
2 ПОПАДАНИЕ В НЕЗАДАННУЮ ПОЛОВИНУ
ВОРОТ - МИМО
НЗПВМ -5
3 МИМО ВОРОТ М -5

После выполнения спортсменом серий атакующих бросков определяют статистическую оценку по среднему результату α и по среднеквадратическому отклонению σ.

- среднее значение исходов результатов атакующих бросков, где - сумма оценок атакующих бросков со знаком «плюс», - сумма оценок атакующих бросков со знаком «минус», N - количество атакующих бросков за соответствующую часть теста.

σ=+/-√D(x) - среднее квадратическое отклонение, где D(x) - дисперсия, причем

где xi - оценка атакующего броска, Pi - вероятность исхода атакующего броска, причем , где К - количество оценок О одного знака и одного численного значения, от 1 до N;

X2 - среднее значение (математическое ожидание) квадрата случайной величины - оценки атакующего броска;

α2 - квадрат среднего значения бросков.

С целью получения большей наглядности, для полученных результатов в каждой из серий атакующих бросков и при каждом из вариантов последовательности их выполнения, могут быть построены графики, отражающие исходы атакующих бросков в соответствующей их очередности, а также значения среднего значения исходов а и среднеквадратического отклонения σ.

Анализ полученных результатов позволяет дать оценку для каждого спортсмена, а также проводить сравнительные оценки между тестируемыми спортсменами.

Такая информация дает представление о зависимости точности атакующего броска от расстояния, с которого осуществляются броски по ватерпольным воротам.

Проведению данного способа тестирования сопутствует тренировочный эффект, проявляющийся в выработке у спортсменов "чувства расстояния", способствующего повышению точности атакующих бросков, выполняемых с различных дистанций, и совершенствованию техники их выполнения.

Источники информации

1. Костин В.А. Совершенствование атакующих действий в водном поло. Сборник научных статей. Конференция "Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи". РИЦ МГИУ, М., 1999. С.80.

2. Костин В.А. Повышение эффективности технико-тактических действий ватерполистов с использованием специализированных тренажных устройств. Сборник научных статей. РИЦ МГИУ, М., 2001. С.246.

3. Костин В.А. Техника водного поло. Учебное пособие. М., 2002. С.88-93.

4. Заявка на изобретение №2005139700/12. Автор и заявитель Костин В.А. (прототип).

1. Способ тестирования спортсменов в водном поло, заключающийся в том, что на ватерпольном поле бассейна или иной акватории устанавливают и фиксируют макет-имитатор вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении центра поля, регулируют его щитки по высоте в соответствии с заданным уровнем защиты, на водной поверхности устанавливают тренировочную плавучую кассету для мячей, количество которых необходимо и достаточно для получения статистически достоверного результата в оценке точности бросков по ватерпольным воротам, располагают ее ориентировочно на центральной продольной линии поля или перпендикулярно ей, фиксируют на заданном расстоянии от ватерпольных ворот, после чего спортсмен располагается рядом с тренировочной плавучей кассетой, преимущественно, за ней, и выполняет серию атакующих бросков за ограниченные временные промежутки между ними, и затем проводят оценку атакующих бросков и серии в целом, отличающийся тем, что дополнительно используют две тренировочные плавучие кассеты с мячами, количество которых аналогично количеству мячей в упомянутой первой тренировочной плавучей кассете, обеспечивают их аналогичное ориентирование и фиксацию, причем одну из тренировочных плавучих кассет располагают на ближней дистанции, другую тренировочную плавучую кассету располагают на средней дистанции, а на дальней дистанции располагают третью тренировочную плавучую кассету, после этого, в зависимости от выбранной последовательности выполнения атакующих бросков, спортсмен занимает место у ближней или дальней тренировочной плавучей кассеты, выполняет серию атакующих бросков, а затем последовательно перемещается к следующим тренировочным плавучим кассетам и у каждой из них выполняет серию атакующих бросков.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при установке макета-имитатора вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении к центру поля и при выполнении спортсменом серий атакующих бросков с последующим его перемещением от дальней тренировочной плавучей кассеты к ближним, после каждой серии сдвигают макет-имитатор вратаря в сторону ватерпольных ворот на заданное расстояние.

3. Способ тренировки по п.1, отличающийся тем, что при установке макета-имитатора вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в направлении к центру поля и при выполнении спортсменом серий атакующих бросков с последующим его перемещением от ближней тренировочной плавучей кассеты к более удаленным тренировочным плавучим кассетам, после каждой серии атакующих бросков сдвигают макет-имитатор вратаря от створа ватерпольных ворот на заданное расстояние в направлении к центру поля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области игровых видов спорта и предназначено для проведения индивидуального тестирования спортсменов-ватерполистов. .

Изобретение относится к спортивно-тренировочным устройствам ударного типа, предназначенным преимущественно для обучения и совершенствования техники ударного движения в теннисе.

Изобретение относится к спортивно-тренировочным устройствам ударного типа, предназначенным преимущественно для обучения и совершенствования техники ударного движения в теннисе.

Изобретение относится к способам спасения жизни людей, а также к области спорта, в том числе спорта высших достижений, и может быть использовано для оптимизации действий спортсмена или бойца в поединках как спортивной, так и прикладной направленности.

Изобретение относится к спорту, производству спортивно-тренировочного оборудования и может быть использовано при изготовлении устройств для тренировки спортсменов, преимущественно футболистов и хоккеистов /хоккея с мячом и с шайбой/.

Изобретение относится к сфере игр и развлечений и является тренировочным устройствам, в частности для тренировок игры в бильярд. .

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для проведения тренировок горнолыжников в условиях вне гор и при отсутствии снежного покрова. .

Изобретение относится к области спортивного оборудования и предназначено для отработки основных навыков игр в гольф, боулинг, бейсбол и т.п. .

Изобретение относится к спортивным играм, в частности к игре в гольф на площадке ограниченных размеров. .

Изобретение относится к спортивному инвентарю для проведения тренировок горнолыжников и сноубордистов в спортивных залах

Изобретение относится к тренажерам для бокса и других видов силовых единоборств
Изобретение относится к области физической культуры и спорта

Изобретение относится к области спортивной техники, в частности к устройствам для определения динамических характеристик спортивного инвентаря, и может быть использовано для определения изменения силы натяжения струнной поверхности теннисной ракетки и изменения упругости оболочки теннисного мяча в процессе испытаний

Изобретение относится к устройствам для проведения развлекательных мероприятий для любителей горнолыжного спуска и проведения тренировочных занятий лыжников

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов
Изобретение относится к тренировочным устройствам для спортсменов-единоборцев

Изобретение относится к спортивным тренажерам, в частности к тренажерам, предназначенным для обучения и освоения приемов владения клюшкой при ведении шайбы, выполнения передач и бросков
Наверх