Сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии легких сплавов, в частности сплавов на основе алюминия для изготовления кованых, прессованных и катаных полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в изделиях авиастроения. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: цинк 6,35-7,2, магний 1,6-2,2, медь 0,8-1,2, цирконий 0,07-0,12, титан 0,01-0,05, бериллий 0,0001-0,05, молибден 0,01-0,03, церий 0,001-0,05, алюминий - остальное. Получают сплав, обладающий высокой технологичностью и имеющий повышенный уровень механических свойств, в частности пластичности и вязкости разрушения, а также позволяющий уменьшить количество несплошностей в готовых полуфабрикатах. 2 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии легких сплавов, в частности сплавов на основе алюминия для изготовления кованых, прессованных и катаных полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в изделиях авиастроения.

Известен сплав на основе системы алюминий-цинк-магний-медь следующего химического состава, мас.%:

Цинк 6,35÷8,0
Магний 0,5÷2,3
Медь 0,8÷3,0
Железо 0,06÷0,25
Титан 0,03÷0,1
Цирконий 0,07÷0,25
Бериллий 0,0001÷0,05
Алюминий Остальное

(Авторское свидетельство СССР №1185878, МПК С22С 21/18, 1990, бюл. №44)

Недостатком сплава является малая технологичность в металлургическом производстве и, в частности, склонность к образованию интерметаллидов при литье слитков, низкие характеристики пластичности и вязкости разрушения в поперечных направлениях полученных из них полуфабрикатов.

Известен алюминиевый сплав системы алюминий-цинк-магюш-медь следующего химического состава, мас.%:

Цинк 6,35÷8,0
Магний 0,5÷2,5
Медь 0,8÷1,3
Железо 0,06÷0,25
Кремний 0,01÷0,20
Цирконий 0,07÷0,20
Марганец 0,001÷0,1
Хром 0,001÷0,05
Титан 0,03÷0,1
Бериллий 0,0001÷0,05

По крайней мере, один элемент из группы щелочноземельных металлов;

Калий 0,0001÷0,01
Натрий 0,0001÷0,01
Кальций 0,0001÷0,01
Алюминий Остальное

(Патент РФ №2165995, МПК С22С 21/10, 2001, бюл. №12) - прототип.

Недостатком этого сплава является склонность к образованию интерметаллидов при литье слитков и несплошностей в виде расслоений в готовых полуфабрикатах и, как результат, низкая пластичность и вязкость разрушения в поперечных направлениях.

Предлагается алюминиевый сплав на основе алюминия системы алюминий-цинк-магний-медь следующего химического состава, мас.%:

Цинк 6,35÷7,2
Магний 1,6÷2,2
Медь 0,8÷1,2
Цирконий 0,07÷0,12
Молибден 0,01÷0,03
Титан 0,01÷0,05
Бериллий 0,0001÷0,05
Церий 0,001÷0,05
Алюминий Остальное

Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит молибден и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк 6,35÷7,2
Магний 1,6÷2,2
Медь 0,8÷1,2
Цирконий 0,07÷0,12
Титан 0,01÷0,05
Бериллий 0,0001÷0,05
Молибден 0,01÷0,03
Церий 0,001÷0,05
Алюминий Остальное

Достигаемый при использовании сплава технический эффект заключается в повышении комплекса механических свойств готовых термически упрочненных полуфабрикатов, в особенности пластичности и вязкости разрушения в поперечных направлениях. Природа этого явления заключается в том, что предлагаемый сплав меньше окисляется при плавке и литье слитков и меньше загрязнен окисью алюминия и магния. Кроме того, сплав не склонен к образованию первичных интерметаллидов, содержащих тугоплавкие металлы, вследствие комплексного легирования, обеспечивающего большую совместную растворимость тугоплавких металлов в жидком алюминии и благодаря уменьшению суммарного содержания легирующих компонентов в целом. Отсутствие первичных интерметаллидов позволяет повысить комплекс механических свойств, уменьшить количество несплошностей-расслоений, снижающих механические свойства полуфабрикатов, в особенности в поперечных направлениях. Все это вместе взятое уменьшает склонность сплава к образованию внутренних дефектов в полуфабрикатах.

Отсутствие интерметаллидов и малое количество несплошностей-расслоений способствует достижению высокого уровня механических свойств термически упрочненных полуфабрикатов.

ПРИМЕР.

Из известного и предлагаемого сплавов, химический состав которых приведен в таблице 1, полунепрерывным способом отливали слитки диаметром 835 мм.

Таблица 1
№ п/п Сплав Zn Mg Cu Zr Ti Mn Cr Be К Na Ca Mo Се
1 Извес. 6,6 2,01 1,1 0,16 0,07 0,05 0,03 0,0002 0,002 0,001 0,003 - -
2 Предл. 6,8 1,98 1,0 0,10 0,03 - - 0,0003 - - - 0,02 0,003

После гомогенизации при температуре 460-470°С в течение 24 часов слитки механически обрабатывали и после нагрева до температуры 380-420°С изготавливали поковки размером 220×·690×·3720 мм. Поковки проходили термическую обработку по режиму: закалка в воду после выдержки 270 минут при температуре 465°С и последующее двухступенчатое старение - 120°С, 12 часов +180°С, 6 часов.

Вязкость разрушения, прочностные и пластические свойства определяли в продольном, поперечном по ширине и толщине направлениях. Наличие внутренних дефектов оценивали методом ультразвукового контроля. Результаты испытаний приведены в таблице 2.

Таблица 2
№ п/п Сплав Направление образцов σв, МПа σ0,2, МПа δ, % К, МПа√/м Число дефектов, УЗК
Продольное 501 455 8,2 47,1
1 Известный Поперечное по ширине 497 458 7,7 46,0 207
Поперечное по толщине 450 433 4,1 41,2
Продольное 507 462 10,7 56,7
2 Предлагаемый Поперечное по ширине 505 458 10,2 56,2 11
Поперечное по толщине 493 451 7,4 55,4

Исследование структуры слитков известного и предлагаемого сплава показало наличие интерметаллидов тугоплавких металлов в слитке известного сплава и практически их отсутствие в слитке предлагаемого сплава.

Из таблицы 2 следует, что поковка из предлагаемого сплава характеризуется более высокими характеристиками пластичности 5 и вязкости разрушения К, в особенности в поперечном по толщине направлении, а также меньшей анизотропией свойств.

Использование деформированных полуфабрикатов из предлагаемого сплава в качестве конструкционного материала в авиастроении позволит повысить надежность конструкции и увеличить срок службы авиационной техники.

Сплав на основе алюминия, содержащий цинк, магний, медь, цирконий, титан, бериллий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит молибден и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк 6,35÷7,2
Магний 1,6÷2,2
Медь 0,8÷1,2
Цирконий 0,07÷0,12
Титан 0,01÷0,05
Бериллий 0,0001÷0,05
Молибден 0,01÷0,03
Церий 0,001÷0,05
Алюминий Остальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении.

Изобретение относится к толстостенной плите из алюминиевого сплава с высокой прочностью и малой чувствительностью к быстрому охлаждению, а также к способу изготовления таких толстостенных плит и может быть использовано в автомобилестроении.
Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, а именно к металлургии свариваемых сплавов системы алюминий-цинк-магний, и может найти применение при изготовлении брони для защиты механизированных броненесущих и бронекорпусных объектов от воздействия средств поражения - осколков гранат, минного подрыва, пуль, снарядов и др.
Изобретение относится к металлургии легких сплавов на основе алюминия для изготовления деформируемых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в летательных аппаратах.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в машиностроении. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано в машиностроении и других областях промышленности.
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к ферросплавному производству. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в авиастроении, автомобильной промышленности.

Изобретение относится к деформируемому алюминиевому сплаву типа Al-Zn-Mg-Cu (или к алюминиевым сплавам серий 7000 или 7ххх, как их обозначает Алюминиевая Ассоциация)
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в машиностроении
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении

Изобретение относится к сварным броневым конструкциям
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, в частности, к алюминиевым сплавам серии 7ХХХ в соответствии с обозначением Алюминиевой ассоциации
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности
Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы для изготовления посуды и монет
Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении, авиастроении
Наверх